Понтормо

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Якопо Понтормо
итал. Jacopo da Pontormo
Портрет Якопо Понтормо в труде Джорджо ВазариПортрет Якопо Понтормо в труде Джорджо Вазари
Имя при рождении Jacopo Carucci
Дата рождения 24 мая 1494(1494-05-24)
Место рождения Понторме, пригород Эмполи
Место смерти Флоренция
Стиль маньеризм

Якопо Каруччи, известный как Якопо Понтормо или просто Понто́рмо (итал. Jacopo Carucci detto il Pontormo; 24 мая 1494, Понторме[итал.], ныне пригород Эмполи — похоронен[1] 2 января 1557, Флоренция) — выдающийся итальянский живописец и рисовальщик, один из основоположников искусства маньеризма флорентийской школы.

Биография

Якопо Каруччи родился в Понторме, недалеко от Эмполи (Тоскана), в семье живописца Бартоломео ди Якопо ди Мартино Каруччи, ученика Доменико Гирландайо, и Алессандры ди Паскуале ди Дзаноби. В 1499 году Якопо потерял отца, в 1504 году умерла его мать, но уже в 1503 году он был во Флоренции, где и провёл всю свою жизнь. Вместе с сестрой он был отдан под опеку флорентийской магистратуры по делам сирот. Дж. Вазари рассказывает, как мальчика-сироту, «молодого, меланхоличного и одинокого», использовали в качестве подмастерья, в том числе в мастерских живописцев, вначале Мариотто Альбертинелли, затем Пьеро ди Козимо и, наконец, в 1512 году Андреа дель Сарто, у которого он пробыл недолго. Тяжёлое детство, вероятно, наложило отпечаток на его характер[2].

Талант Понтормо был сразу отмечен. Его работами восхищались Альбертинелли и Рафаэль перед отъездом в Рим. Юный художник получал много заказов, работал во Флоренции и её окрестностях при поддержке членов семьи Медичи[3].

Поездка в Рим, в основном для того, чтобы увидеть работы гениального Микеланджело, повлияла на его более поздний стиль. В 1523 году, спасаясь от эпидемии чумы, Понтормо вместе со своим лучшим учеником Аньоло Бронзино поселился в Чертозе ди Валь д’Эма в Галуццо (Тоскана), близ Флоренции, монастыре картезианского ордена, где монахи соблюдали обет молчания. Вместе с Бронзино он написал серию из пяти фресок, полных экзальтации и мистики, теперь сильно повреждённых, о Страстях и Воскресении Христа. Эти фрески демонстрируют влияние гравюр Альбрехта Дюрера, которые часто вдохновляли Понтормо после его возвращения во Флоренцию. Вместе с Бронзино он расписывал интерьеры виллы Медичи в Кареджи и Кастелло в окрестностях Флоренции.

В последние два года своей жизни (1554—1556) Понтормо вёл дневник (опубликован Эль Чекки, во Флоренции в 1956 году). Ещё одним из его сочинений является письмо о превосходстве искусств (la lettera sulla preminenza delle arti scritta), написанное в 1548 году для Бенедетто Варки, который опубликовал его в «Due lezzioni…» в 1549 году[2].

В эти годы Понтормо почти ни с кем не общался, работал в комнате, попасть в которую можно было лишь по редко спускаемой вниз приставной лестнице. Он был похоронен 2 января 1557 года во Флоренции, в монастыре Сантиссима Аннунциата.

Индивидуальный художественный стиль

В ранних работах Понтормо сказывается влияние Леонардо да Винчи и Сарто (роспись люнета на вилле Медичи в Поджо-а-Кайано). Примером раннего стиля Понтормо является фреска «Посещение Девы Марии Святой Елизаветой» (1514—1516) в атриуме монастыря Сантиссима Аннунциата во Флоренции. Это произведение проникнуто духом высокой классики эпохи итальянского Возрождения (художнику ещё не было тогда двадцати двух лет). Но в некоторых деталях уже присутствует «какой-то своеобразный оттенок, вносящий диссонанс в мир классической гармонии»[4].

Значительные работы зрелого периода: «Христос в Эммаусе», 1525 (Уффици, Флоренция); «Мадонна со святым Иосифом и Иоанном Крестителем» (Эрмитаж, Санкт-Петербург); «Встреча Марии и Елизаветы», 1528—1530 (церковь Сан-Микеле, Карминьяно). Одним из лучших живописных произведений Понтормо считается «Снятие с креста» (1525—1528, Флоренция, церковь Санта-Феличита[англ.]).

Зрелый индивидуальный стиль мастера типичен для искусства итальянского маньеризма, но, по определению В. Г. Власова, «отличается особенным напряжением, нервозностью, экспрессией. Композиции Понтормо эксцентричны и неуравновешены. В зрелых, наиболее характерных произведениях Понтормо всё дальше уходил от идеалов итальянского Возрождения и возвращался к идеалам готики, поэтому его творчество отчасти относят к готическому возрождению — особому течению искусства итальянского маньеризма»[5].

Постепенно Понтормо отходил от традиций искусства Высокого Возрождения. Он всё более вдохновлялся произведениями художников Северного Возрождения и немецкой готики. Большое влияние на его творчество оказало знакомство с гравюрами Альбрехта Дюрера и Мартина Шонгауэра. «Всё это отражало устремления к христианскому спиритуализму, охватившие лучшие умы Италии в середине XVI века»[6].

Начиная с 1521 года «направление творческого развития художника резко изменилось… Вазари, хорошо осведомлённый о жизни и характере Понтормо со слов его ученика Бронзино, с некоторым недоумением и досадой отмечает, что Понтормо отказался от признанного мастерства и стал искать в муках новых, сомнительных, опасных путей»[7].

Во многих картинах 1520—1530 годов фигуры приближены к переднему плану. Отсутствие глубины, ясных пространственных отношений и твёрдой опоры композиции создаёт впечатление неустойчивости, подчёркивает драматизм и напряжённость произведений зарождающегося маньеризма. Характерно и то, что в годы, когда многие живописцы стали писать маслом по холсту, Понтормо оставался верен средневековой и раннеренессансной традиции письма темперой и маслом по дереву. «Как чуткий и восприимчивый художник, — писал Б. Р. Виппер, — Понтормо должен был болезненно ощущать гнёт чуждой ему общественной среды и растущее разочарование в окружающей действительности. Понтормо ни в какой мере не был придворным художником, подобно Вазари или Бронзино, но он не был также и борцом, как Микеланджело»[8]. Такое положение делает творчество Понтормо совершенно уникальным.

Галерея

Примечания

  1. Понтормо // Полупроводники — Пустыня. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 127—128. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 27). — ISBN 978-5-85270-364-4.
  2. 2,0 2,1 CARUCCI, Iacopo, detto il Pontormo Архивная копия от 1 июня 2022 на Wayback Machine // Dizionario Biografico degli Italiani — Volume 20 (1977).
  3. Виппер, 1956, с. 181—182.
  4. Виппер, 1956, с. 182.
  5. Власов В. Г. Понтормо, Карруччи Якопо // Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. — Т. 3. — Словарь имён, 1997. — С. 181.
  6. Власов В. Г. Понтормо, Карруччи Якопо. — С. 181.
  7. Виппер, 1956, с. 185.
  8. Виппер, 1956, с. 189.

Образ в искусстве

Литература

  • Виппер Б. Р. Борьба течений в итальянском искусстве XVI века (1520—1590). К проблеме кризиса итальянского гуманизма. — М.: Изд-во АН СССР, 1956. — 372 с.
  • Дзуффи С. Большой атлас живописи. — М.: Олма-Пресс, 2002. — С. 116,117. — 431 с. — ISBN 5-224-03922-3.
  • Летта Э. М. Понтормо. Россо Фьорентино [1994]. Пер. с итальянского М. И. Майская. — М., 1998.
  • Дажина В. Д. Влияние зрелищно-карнавальной и театральной культуры Возрождения на творчество раннего Понтормо // Советское искусствознание `79.1. — М., 1980. — С. 104—122.
  • Дажина В. Д. Портретное творчество Понтормо (к проблеме генезиса раннеманьеристического портрета) // История и теория мировой художественной культуры. — Вып. 2. Образ человека в литературе и искусстве. — М., 1996. — С. 150—161.
  • Дажина В. Д. Росписи Якопо Понтормо в хоре церкви Сан Лоренцо // Искусство и культура Италии эпохи Возрождения и Просвещения. — М., 1997. — С. 106—120.

Ссылки