Бронзино
Аньоло Бронзино | |
---|---|
Имя при рождении | Аньоло ди Козимо ди Мариано |
Место рождения | Флоренция, Тоскана |
Жанр | итальянский живописец флорентийской школы |
Стиль | маньеризм |
Покровители | Козимо I Медичи |
Аньоло Бронзино (Bronzino, настоящее имя Аньоло ди Козимо ди Мариано — Agnolo di Cosimo di Mariano) (17 ноября 1503, Флоренция, Тоскана, — 23 ноября 1572[1] (по другим данным 23 ноября 1563), Флоренция) — итальянский живописец, выдающийся представитель маньеризма.
Биография
Аньоло ди Козимо ди Мариано родился во Флоренции в 1503 году. Был сыном мясника. Сначала учился у Раффаэллино дель Гарбо, а после у Понтормо. Принял видное участие в деятельности Академии искусств, одним из основателей которой был в 1563 году. Большую часть своей жизни провёл во Флоренции, где и умер в 1572 году.
Творчество
Бронзино писал фрески, алтарные картины, религиозные, аллегорические картины и картины на мифологические темы. Однако настоящую славу художнику принесли в первую очередь портреты. Бронзино был высокообразованным и начитанным человеком и хорошо знал труды таких великих соотечественников-гуманистов, как Данте и Петрарка. Он писал стихи и был членом флорентийской академии.
Бронзино создал тип парадно-аристократического портрета, в котором отчуждённая замкнутость образа сочетается с торжественной неподвижностью композиции, остротой рисунка, холодным колоритом и бесстрастной точностью деталей. Картины Бронзино на религиозные и мифологические темы отличаются сложностью композиции, надуманностью поз и жестов и эротизмом образов.
Аньоло Бронзино учился у Раффаэллино дель Гарбо и Джакопо Понтормо. Вместе с Понтормо он расписывал фресками чертозу (картезианский монастырь) в Галуццо, виллы Медичи в Кареджи и Кастелло в окрестностях Флоренции. С 1525 по 1535 годы под сильным влиянием своего учителя Бронзино создал несколько картин на религиозные и мифологические сюжеты в стиле маньеризма. Над некоторыми картинами художники работали совместно, поэтому точно определить их авторство очень сложно. В 1530 году он стал придворным художником герцога Урбино Франческо Мария делла Ровере. Бронзино участвовал в оформлении фресками религиозного и мифологического содержания виллы Империале в Пезаро. Для Гвидобальдо II делла Ровере Бронзино написал картину «Состязание Аполлона и Марсия» и в 1532 году портрет герцога, с которого начался его успех как портретиста.
Придворный художник Медичи
В 1533 году Бронзино переехал из Урбино во Флоренцию ко двору Медичи в качестве придворного художника. Бронзино вошёл в тесный круг интеллектуалов, литераторов и художников, которых собрал вокруг себя тосканский герцог Козимо I Медичи. В 1537 году он вступил в гильдию Св. Луки и во флорентийскую академию. Во время своего пребывания в Риме в 1546—1547 гг. он познакомился с творчеством Микеланджело и многому у него научился. За исключением краткого периода работы в Пизе в 1564—1565 гг. всю свою жизнь Бронзино прожил во Флоренции. В его задачи как придворного художника входило оформление праздничных декораций, например, для парадного въезда Элеоноры Толедской во Флоренцию по случаю бракосочетания с Козимо I в 1539 году, которые, однако, не сохранились, как и другие театральные и праздничные декорации, создававшиеся им для Медичи и других аристократических семей Флоренции.
В Палаццо Веккьо Бронзино оформил часовню Элеоноры Толедской сценами Сотворения мира и ликами святых.
В 1540—1555 годах Бронзино рисовал эскизы для шпалерных мастерских во Флоренции, среди них — 16 сцен из истории ветхозаветного Иосифа, над которыми он работал вместе с Франческо Сальвиати. На мотивы его эскизов для шпалер создавали свои творения Джованни Рост и Николас Кархер.
В это же время Бронзино пишет алтарные образы для флорентийских церквей и аллегорические полотна для герцога, наиболее известным из которых является «Аллегория любви», которую герцог с дипломатическими целями передал в подарок французскому королю Франциску I.
Бронзино — дядя Алессандро Аллори, который также называл себя иногда Алессандро Бронзино.
Похороны Бронзино были скромными. В эпитафии на его могиле есть такие слова: «Не умирает тот, кто живёт, как жил Бронзино…»[2].
Галерея
-
Портрет Биа Медичи, дочери Козимо I, умершей в пятилетнем возрасте. 1542. Уффици, Флоренция
-
Святое Семейство со святой Анной и Иоанном Крестителем. ок. 1530
-
Молодой человек с книгой. 1535-1540. Метрополитен-музей. Нью-Йорк
-
Элеонора Толедская. ок. 1545. Национальная галерея. Прага
-
Портрет Лауры Баттифери. ок. 1560. Палаццо Веккьо. Флоренция
-
Аллегория с Венерой и Амуром. ок. 1546. Национальная галерея, Лондон
-
Портрет Гвидобальдо делла Ровере. 1532. Палаццо Питти. Флоренция
-
Состязание Аполлона и Марсия. ок. 1531-1532. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Примечания
- ↑ Encyclopædia Britannica . Дата обращения: 19 апреля 2019. Архивировано 17 января 2015 года.
- ↑ Большая иллюстрированная энциклопедия живописи.. — Москва: ОЛМА Медиа-Групп, 2011. — С. 71. — ISBN 978-5-373-03516-3..
Литература
- Брондзино, Анджело // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Bronzino. Artist and Poet at the Court of the Medici: Exhibition Catalogue / ed. by Carlo Falciani and Antonio Natali. — Firenze: Mandragora, 2010. — 359 p.
- Поэзия Аньоло Бронзино. Перевод, комментарии и послесловие: Павел Алешин // Носорог № 3, весна-лето 2015. С.113-126.
- Алешин П. А. Произведения искусства в поэзии Аньоло Бронзино // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 2. / Под ред. А. В. Захаровой. — СПб.: НП-Принт, 2012. С. 255—260: http://actual-art.org/files/sb/02/Alyoshin.pdf
- Алешин П. А. Письмо Аньоло Бронзино о скульптуре и живописи // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 4. / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой. — СПб.: НП-Принт, 2014. С. 230—237. — ISSN 2312—2129
- Алессандро Чекки. Аньоло Бронзино. М., Слово, 1997.
Ссылки
- Arthur K. McComb. Agnolo Bronzino. — Cambridge (Mass.), 1928.
- Luisa Becherucci. Bronzino. — Firenze, 1950.