Полугусеничный мотоцикл
Полугусеничный мотоцикл — мотоцикл, с целью улучшения проходимости и, как правило, тяговых свойств оснащённый полугусеничным движителем. Полугусеничные мотоциклы стали разрабатываться практически одновременно с полугусеничными автомобилями, с конца 1920-х годов, однако широкого распространения не получили, а в серию за всю историю таких машин пошли лишь немногие их модели[1].
Близким аналогом полугусеничного мотоцикла является так называемый сноубайк — мотоцикл, оснащённый лыжно-гусеничным движителем, состоящим из заднего гусеничного движителя и установленной вместо переднего колеса лыжи. В отличие от пригодных для использования в различных условиях (за исключением отдельных наиболее ранних образцов) полугусеничных машин, такие мотоциклы являются исключительно снегоходными.
История
Межвоенный период
Идея повышения проходимости мотоцикла путём оснащения полугусеничным движителем возникла практически одновременно с распространением полугусеничных автомобилей, в конце 1920-х годов, и достигла пика популярности в 1930-е годы; проекты полугусеничных мотоциклов, преимущественно военного назначения, активно разрабатывались в Великобритании, Германии, СССР, Франции и других странах. Тем не менее, все проекты таких машин были доведены в лучшем случае лишь до создания опытных образцов и проведения ходовых испытаний, и ни одна из них не производилась серийно.
Наиболее известные машины:
- Полугусеничные мотоциклы фирмы Osborn Engineering Company (1928—1929) — несколько опытных образов на различной базе[1].
- Полугусеничные мотоциклы фирмы Victoria-Werke AG (1930-е) — несколько опытных образцов[1].
- «Мотоцикл-тягач» (1931) — не менее одного опытного образца[2].
- Ленточный ход Куприянова (конец 1920-х) — полугусеничный ход из двух гусеничных тележек, заменяющих заднее колесо, опытный образец[3].
- Снегоходное приспособление Бриллина и Кузнецова (1931) — полугусеничный ход, надеваемый на стандартный мотоцикл, опытный образец[4].
- Боевой мотоцикл Гроховского (начало 1930-х) — детально проработанный проект, не реализованный в металле[5].
- Moto-chenille Mercier (1937) — французский опытный военный мотоцикл, имевший необычную компоновку с передним расположением двигателя и передним ведущим гусеничным движителем. Было построено три опытных экземпляра машины, испытывавшихся в том числе с частичным бронированием[1][6]. По крайней мере две машины сохранились до наших дней[7].
Вторая мировая война
Единственным серийным полугусеничным мотоциклом периода Второй мировой войны являлся немецкий лёгкий артиллерийский тягач SdKfz 2 (Kettenkrad HK 101) фирмы NSU, являющийся наиболее массовой и знаменитой машиной такого типа[5]. Данный мотоцикл-тягач продолжал выпускаться некоторое время после окончания войны и активно использовался в народном хозяйстве ещё в 1950-е.
В 1943 году NSU на базе НК 101 разработала более мощную машину НК 102, однако на вооружение она принята не была. Кроме того, на SdKfz 2 в опытном порядке устанавливался броневой корпус — однако испытания выявили недостаточные показатели скорости и проходимости бронированного мотоцикла вследствие сильной перегруженности[5].
Послевоенный период и наши дни
В отличие от полугусеничных автомобилей, интерес к которым после Второй мировой войны быстро угас из-за распространения и развития более дешёвой и универсальной альтернативы в виде полноприводных колёсных автомобилей повышенной проходимости, идея оснащения мотоцикла полугусеничным движителем не теряла актуальности (в том числе из-за того, что конструкция мотоцикла делает затруднительным повышение его проходимости традиционными для автомобильной техники способами, такими как оснащение колёсной полноприводной либо гусеничной ходовой частью).
Относительная простота конструкции и возможность сборки из общедоступных частей, сочетающиеся с высокой эффективностью на поверхностях с низкой несущей способностью, обусловили достаточно высокую популярность полугусеничного при создании кустарных вездеходных мотоциклов[1]. Так, в №10 журнала «Моделист-конструктор» за 2008 год в рубрике «Общественное конструкторское бюро» была опубликована статья о полугусеничном мотоцикле-вездеходе, созданном полностью на элементарной базе советской и российской авто- и мототехники жителем карельского посёлка Лоухи А. Кошаровым; приведённые чертежи и описания позволяют легко создать аналогичную машину достаточно подготовленному человеку. Вездеход успешно применяется изобретателем для перевозки различных грузов как в зимний, так и в летний период, и отличается хорошей проходимостью и подвижностью[8].
Италия
На вооружении Италии в послевоенный период в различное время состояли два серийных полугусеничных мотоцикла, предназначавшихся для нужд горных стрелков. Первым стал выпускавшийся в 1960—1963 годах фирмой Moto-Guzzi полноприводной трицикл-тягач Mulo Meccanico со съёмным вспомогательным гусеничным движителем для задним колёс (гусеничная лента охватывает заднее колесо и несъёмное направляющее колесо небольшого диаметра), превращавшим машину в полугусеничную[9]; Всего было выпущено 500 машин, которые использовались до 1975 года, после чего были списаны и проданы для гражданских нужд. Вторым серийным полугусеничным мотоциклом ВС Италии стал принятый на вооружение в начале 1980-х разведывательный Alpenscooter, представляющий собой машину типа эндуро с гусеничной тележкой специальной конструкции вместо заднего колеса[1].
США
В 1950-х годах американская фирма Gyro Transport Systems по заказу Лесной Службы США[англ.] разработала полугусеничный мотоцикл Tuscan. Интересной особенностью проекта этой изначально гражданской машины была запланированная установка на серийные образцы гироскопических стабилизаторов вертикального положения. Несмотря на весьма передовую конструкцию, проект так и не вышел из стадии ходовых испытаний, а позже работы по машине и вовсе были прекращены [1][10].
В конце 2000-х годов американской фирмой Platune в сотрудничестве со швейцарской компанией Sand-X Motors был разработан полугусеничный мотовездеход-трицикл Sand-X T-ATV. Машина, предназначенная для использования военными и полицейскими подразделениями в сложных климатических и/или дорожных условиях (в первую очередь — в условиях пустныни, а также на скалистой местности и т. п.), конструктивно схожа со снегоходом и имеет два передних управляемых колеса и задний ведущий гусеничный движитель с одной широкой лентой. В настоящий момент T-ATV состоит в мелкосерийном производстве, выпускаясь по мере поступления заказов[11][12].
В массовой культуре
В фантастическом романе-сказке Николая Носова «Незнайка на Луне» фигурирует полугусеничный мотоцикл-вездеход, созданный механиками-изобретателями Винтиком и Шпунтиком во время пребывания на Луне:
Винтик и Шпунтик тотчас же принялись собирать универсальный комбинированный колёсно-гусеничный мотоцикл-вездеход, который хранился в разобранном виде в специальном отсеке ракеты. Этот вездеход годился не только для езды, но и для многих других надобностей. В нём имелись бак для кипячения воды, бур для сверления скважин, стиральная машина, плуг для вспашки земли, центробежный насос с разбрызгивателем для поливки растений, аппарат для очистки и кондиционирования воздуха, динамо-машина для выработки электроэнергии, коротковолновая радиостанция, канавокопатель и пылесос. Помимо всего прочего, переднее колесо вездехода снималось и заменялось циркулярной пилой, при помощи которой можно было валить деревья, очищать их от веток, распиливать на брёвна и делать доски.
Примечательно, что этот мотоцикл-вездеход согласно авторскому описанию и классической иллюстрации Генриха Валька имеет заметное сходство с SdKfz 2.
Данная машина позднее была изображена в мультфильме по мотивам практически без изменений дизайна, однако её роль в сюжете была существенно изменена: в отличие от книги, по сюжету мультфильма она была создана задолго до начала строительства ракеты, впоследствии обозначенной как «НиП» (в мультфильме — «Знайка-1»; момент создания мотоцикла не уточняется), и использовалась исключительно в Цветочном городе в качестве тягача и подъёмного крана (в частности, используется при строительстве первой ракеты).
Также полугусеничные мотоциклы, встречаются в игровой вселенной «Warhammer 40,000», где активно используется расой Орков.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Tracked motorcycles (англ.). Unusual off-road locomotion. Дата обращения: 27 ноября 2011. Архивировано 4 сентября 2012 года.
- ↑ Tractor cycle for rough ground (англ.) // Popular Mechanics : magazine. — february 1931. — P. 70.
- ↑ Иван Ксенофонтов, Александр Вержбицкий. Sled’ы на снегу // Мото : журнал. — февраль 2010. — № 2. — С. 50—53. — ISSN 0869-5628.
- ↑ М. Н. Свирин. Снегоход тридцатых? // Полигон : журнал. — 2002. — № 2 (10). — С. 16—23. — ISSN 1680-0680.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Тим Скоренко. Двухколесная угроза: Бронированные мотоциклы // Популярная механика : журнал. — декабрь 2009. — № 12 (86).
- ↑ Chris Orchard, Steve Madden. Moto-Chenille // British Forces Motorcycles 1925-45. — Sutton Publishing, 2006. — P. 101—102. — 240 p. — (Sutton Series). — ISBN 0-75094451-X, ISBN 978-0-7509-4451-9.
- ↑ Les motos de Rétromobile 2008 : «La moto dans tous ses états» : Les Guerrières. (фр.). Caradisiac Moto (15 февраля 2008). Дата обращения: 27 ноября 2011. Архивировано 4 сентября 2012 года.
- ↑ А. Кошаров. Гусеничный… мотоцикл // Моделист-конструктор : журнал. — октябрь 2008. — № 10. — С. 2—6. — ISSN 0131-2243.
- ↑ Кочнев Е. Д. Мото-Гуцци // Энциклопедия военных автомобилей. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: За рулем, 2008. — С. 351—352. — 640 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9698-0152-3. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 мая 2019. Архивировано 3 мая 2013 года.
- ↑ Tuscan — Gyro-Stabilized, Half-Track, Trail Bike (англ.). Gryoscopically Stabilized Vehicles. Дата обращения: 26 ноября 2011. Архивировано 17 мая 2012 года.
- ↑ Sand-X Motors Introduce the Sand-X T-ATV Desert Patrol (англ.) (недоступная ссылка). Defense Update (25 августа 2010). Дата обращения: 27 ноября 2011. Архивировано 4 сентября 2012 года.
- ↑ Гусеничный мотовездеход SAND-X . Техножизнь. Дата обращения: 27 ноября 2011. Архивировано 4 сентября 2012 года.