Покровская, Ксения Михайловна

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ксения Михайловна Покровская

Ксения Михайловна Покровская (Белякова) — русская иконописица.

Покровская начала писать иконы в 1969 году; работала в Московской области до распада Советского Союза. В 1991 году иммигрировала в США, где проработала до смерти в 2013 году.

При жизни Покровская создала обширный корпус икон для храмов и частных лиц.

Биография

Ксения Покровская родилась 9 марта 1942 года в городе Оше в Киргизии. Во время Великой Отечественной войны многие москвичи были эвакуированы в различные места Центральной Азии. Мать Ксении Покровской, Татьяна Белякова, была среди эвакуированных в Ош.

Её дедом по материнской линии был Евгений Шпитальский (1879—1931), профессор Московского государственного университет в 1920-х годах. Он был автором важных исследований в области катализа и физической электрохимии, членом-корреспондентом Академии наук СССР; арестован по ложному обвинению в 1929 году (посмертно реабилитирован в 1956 году).

Ксению воспитывала мать-атеистка, но на неё сильно повлияла православная вера её бабушек. Двоюродная бабушка Покровской по отцовской линии, художница Екатерина Белякова, была образцом для творчества, а также наставницей Ксении в православной вере. Покровская крестилась в православную веру в возрасте 24 лет.

В 1960-х годах Ксения была студентом-биофизиком Московского государственного университета, там она познакомилась со Львом Покровским. Они поженились в 1960 году и прожили вместе 53 года. Во время работы над диссертацией Покровская поняла, что не хочет посвящать жизнь работе лаборанта-исследователя, которая оставила бы мало места для духовных поисков.

Ксения Покровская начала писать иконы в 1969 году. Не имея возможности учиться систематически или под опекой мастера, Покровская была почти полностью самоучкой.

Потребность Покровской найти священника, с которым она могла бы обсудить свои сомнения относительно научной карьеры, привела её к отцу Александру Меню. Его понимание мировых религий, харизматичная личность и эрудиция привлекали новообращённых, особенно из советской интеллигенции. Мень совершил обряд венчания Льва и Ксении. Покровские вошли в состав его прихода. Мень поощрял интерес Ксении к иконописи: «Изучай иконопись, потому что через двадцать лет к этому искусству будет огромный интерес. Многие начнут писать иконы, потребуются учителя. Ты будешь учить других».

Самостоятельно изучая технические приёмы иконописи, Покровская познакомилась с единомышленниками в музеях, археологических раскопках и храмах. В 1970-е годы семья Покровских снимала дачу в Загорске, ныне Сергиевом Посаде, где Ксения познакомилась с Марией Соколовой, тайной монахиней Иулианией. Официально Мария Соколова работала художником-реставратором, помогала в государственной реставрации Троице-Сергиевой лавры. Ей приписывают сохранение традиций иконописи и передачу их преемникам. Ксении и Иулиании обсуждали вопросы техники, материалов и стиля иконописи.

Ксения Покровская приложила научный ум к пониманию иконописи. Через знакомых геологов она добывала природные минеральные пигменты, с помощью которых в древности были созданы русские иконы. Реставрационные работы и заказы на иконы приносили ей скромный, но необходимый доход. Если у клиента возникали трудности с оплатой, она принимала минимальную плату или работала бесплатно. Она никогда не отказывалась от работы; клиенты, неспособные платить, отвечали взаимностью молитвами и верной дружбой на всю жизнь.

Покровская вскоре стала востребованным реставратором икон и учителем для интересующихся этим предметом. Она подружилась со многими хранителями музеев и коллекционерами, которые предоставили ей открытый доступ к своим коллекциям.

Преподавание Ксении Покровской в Тихоновской семинарии, июнь 2008

В конце 1980-х годов вокруг Ксении Покровской сформировался кружок художников, желавших изучать иконы и стать иконописцами. Он назывался «Изографское общество русских иконописцев». Среди участников были Анатолий Волгин, Александр Соколов, Александр Лавданский, Алексей Вронский, Александр Чашкин, Антон Яржомбек; художник-ювелир Марк Лозинский. «Я познакомилась с Ксенией Покровской в восьмидесятых. … она собрала вокруг себя много учеников. … Она была многодетной матерью, но её дом никогда не закрывался. И когда бы ты ни пришёл, в доме всегда было полно людей», — рассказывала искусствовед Ирина Языкова. Ксения была близким другом многих других иконописцев, одним из друзей считала архимандрита Зинона.

По мере того как репутация Покровской росла, её приглашали создавать иконы для храмов в Эстонии, и с командой она работала в недавно построенном православном храме в Хайновке и других храмах в Восточной Польше.

Празднование Тысячелетия Крещения Руси в 1988 году возвестило о большей свободе вероисповедания. В то же время последующая нестабильность эпохи Перестройки не давала гарантий лучшего будущего. Убийство близкого друга и духовника Александра Меня укрепило решение семьи Покровских иммигрировать в США в июне 1991 года.

Покровская не была уверена, что её искусство будет востребовано в преимущественно протестантской стране. Но её работы заметили, она начала получать заказы, а также обучать новых учеников. Как и в Москве, Ксению Покровскую вскоре окружил новый круг иконописцев, привлечённых её знаниями и педагогическим талантом.

Оставаясь верной канону, Ксения Покровская стремилась сделать свои иконы доступными и интересными современному зрителю. Она понимала иконопись как традицию, но и использовала надписи на английском языке, а некоторые из её работ включали сцены из американской истории. Служа нуждам своей новой страны, Покровская часто писала иконы американских святых. Одна из них — икона недавно канонизированного Алексия Товта, епископа Уилкс-Барре. Эта ростовая икона для его усыпальницы находится ныне в монастырском храме Святителя Тихона Задонского в Саут-Кейнане, Пенсильвания.

Одна из её самых знаменитых и широко воспроизводимых икон — «Собор Всех Святых, в Северной Америке просиявших», которую она написала в 1995 году. Икона, находящаяся сейчас в епархиальном доме Православной церкви в Америке в Сьоссете, штат Нью-Йорк, представляет всю историю Православия в Северной Америке. На центральной панели изображены святой Ювеналий Аляскинский, Александр, Алексий Товт, Герман Аляскинский, Петр Алеут, Иаков (Нецветов), Тихон, Иннокентий Аляскинский, Рафаил Бруклинский. В клеймах изображены события из жизни каждого святого; для большинства этих святых и событий это было их первое изображение в иконописи.

Ксения писала также иконы римско-католических святых. Иногда она создавала совершенно новую иконографию; в других случаях делала вариации на традиционные сюжеты, добавляя к ним новые сюжеты, как это часто делалось в её складнях. Одна из её самых амбициозных композиций была заказом для римско-католического собора Святого Петра в Трире, Германия. Эта работа показывает собрание всех святых, восточных и западных, связанных с историей собора. Ирина Языкова, автор книги «Скрытое и триумфальное», сказала, что «Ксения Покровская представляла собой наиболее убедительное современное нам свидетельство способности иконы объединять христиан разного происхождения»[1].

Стремясь поднять общий уровень иконописи в США, Ксения Покровская проводила недельные семинары по иконописи по всей территории страны. В 2003 году в Лексингтоне, штат Кентукки, в сотрудничестве с православной некоммерческой организацией Hexaemeron был проведён её первый «Шестоднев творческого семинара по иконописи». Она привлекала студентов со всего мира, её последний семинар в 2013 году состоялся в Сан-Паулу, Бразилия.

Иконы, написанные Ксенией Покровской, находятся в храме Святой Троицы в Бостоне, православном храме Христа Спасителя в Парамусе, штат Нью-Джерси, православном храме Христа Спасителя в Гаррисберге, штат Пенсильвания, в Свято-Владимирской православной семинарии в Йонкерс, штат Нью-Йорк. С помощью дочери Анны Гурьевой, тоже иконописицы, в последнее десятилетие жизни Ксения занималась большими работами по росписи целых храмов, среди которых Андреевский храм в Лексингтоне, Кентукки, и храм Святой Марии Магдалины в Нью-Йорке.

Ксения Покровская умерла после непродолжительной болезни 7 июля 2013 года в Бостоне, штат Массачусетс, США. Её смерть совпала с празднованием в 2013 году Собора Всех Святых, воссиявших в Северной Америке, которому посвящена её самая знаменитая икона. Отпевание прошло в Николаевском храме в Сейлеме, Массачусетс. Погребение состоялось на следующий день в Тихоновском Задонском монастыре в Саут-Кейнане, Пенсильвания[2].

Художественные влияния и стиль

Покровская писала ярко и выразительно. В стилистическом отношении она ориентировалась на классическую русскую иконопись XV—XVII веков. Основой её творчества стали новгородские иконы XV века. Она впитала в себя их сильный смысловой язык и ограниченную, хотя и разноплановую палитру. Их простота и прямота стали визитной карточкой её творчества. Она восхищалась аскетизмом икон, была разборчива в использовании орнамента. Её привлекали экспрессивное творчество Феофана Грека, классическая гармония Андрея Рублёва, многогранность Дионисия. Полностью принадлежа русской традиции, она увлекалась греческими, сербскими, болгарскими, грузинскими и коптскими иконами, а также работами византийской эпохи. Как она позже учила своих учеников, подлинные каноны иконописи заключаются в самих лучших иконах. Матушка Иулиания (Соколова), бывшая свидетельницей уничтожения тысяч икон, сказала ей: «Эгоистично создавать новые иконы».

Но и матушка Иулиания, и Ксения понимали, что всегда будут нужны иконы недавно канонизированных святых или событий продолжающейся истории Церкви. Прежде чем использовать иконопись как выразительный язык, нужно было свободно овладеть его азбукой, словарным запасом и стилями. После десятилетий реставрации и копирования Ксения Покровская одной из первых живописцев разработала новые каноны для иконы царственных страстотерпцев Романовых, а также создала большую икону на Тысячелетие Крещения Руси (1988) по заказу митрополита Белорусского Филарета, ныне находящуюся в Минске.

В феврале 1998 года её икона святителя Тихона, патриарха Московского была установлена в воссозданном храме Христа Спасителя в Москве. Центральную фигуру святителя Тихона окружают 18 клейм, изображающих события жизни святого, его подвижническое служение при богоборческой власти и чудесные события, связанные с его кончиной.

Ссылки

Примечания

  1. Yazykova, I. Hidden and Triumphant / transl. by Paul Grenier. — Brewster, Massachusetts: Paraclete Press, 2010.
  2. Ksenia Belyakova POKROVSKY Obituary (2013) New York Times. Дата обращения: 19 февраля 2022. Архивировано 4 марта 2016 года.