Подводный минный заградитель проекта 632

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Подводный минный заградитель проекта 632

Подводный минный заградитель проекта 632 — нереализованный советский проект дизель-электрической подводной лодки середины XX века. По планам создателей, она должна была иметь способность не только осуществлять скрытную постановку минных заграждений в открытом море, но также — после минимального переоборудования — выполнять функции подводного десантного транспорта.

Историческая справка

Идея скрытной переброски первых бросков десанта на подводной лодке возникла ещё в годы Великой Отечественной войны. В советских конструкторских бюро подводные лодки, способные к переброске войсковых формирований, начали задумываться в конце 1940-х годов[1].

Тактико-техническое задание на проектирование нового крупного подводного минного заградителя проекта 632 Госкомитетом по судостроению было выработано в начале 1950-х годов. В первом квартале 1956 года в ЦКБ-18 под руководством главного конструктора Я. Е. Евграфова стартовали научно-исследовательские работы по его проектированию. Однако на стадии готовности в 33 % предэскизный проект был передан в ЦКБ-16 (ныне морское бюро машиностроения «Малахит»)[2].

Для хранения и транспортировки минного вооружения в новом заградителе имелся специальный минный отсек между центральным постом и отсеками с энергетической установкой. В случае необходимости он мог легко переоборудоваться для перевозки десанта, причём в конструкцию подводной лодки закладывалась возможность переделки отсека не покидая военно-морской базы. Для этого все минные стеллажи убирались, а на их место монтировались камбузы, койки, санузлы, вентиляционное оборудование и т. п. Для подготовки отсека к переброски грузов объём требуемых работ по переоборудованию был ещё меньше[3][4].

Технический проект был утверждён в сентябре 1958 года, но всю работу по этому направлению пришлось свернуть для того, чтобы сосредоточиться на больших транспортных подводных лодках проекта 648, которые тоже разрабатывались в ЦКБ-16[2].

Примечания

  1. Александр Маринин. Послевоенные советские подводные лодки и их энергетические установки. engine.aviaport.ru. Журнал «Двигатель», № 3 (27) май-июнь 2003 (май 2003). Дата обращения: 2 июня 2023.
  2. 2,0 2,1 Половинкин, Фомичёв, 2017, Советский период отечественного подводного кораблестроения. Подводное кораблестроение современной России, с. 851.
  3. Гусев, 2013, Проект большой подводной лодки — минного заградителя (проект 632), с. 77.
  4. Проект 632. Модификация: проект 632М. www.deepstorm.ru. Энциклопедия отечественного подводного флота. Дата обращения: 2 июня 2023.

Источники

  • Гусев, Авенир Николаевич. Подводные лодки специального назначения : Построенные корабли и нереализованные проекты. — М. : «Моркнига», 2013. — 224 с. — ББК 68.66. — УДК 623.827.7(G). — ISBN 978-5-903082-26-1.
  • Половинкин, В. Н. Отечественное кораблестроение / В. Н. Половинкин, А. Б. Фомичёв. — 2-е. — СПб. : АИР, 2017. — 1044 с. — ББК 681. — УДК 504.42(G). — ISBN 978-5-906224-11-8.