Подводные силы Императорского Черноморского флота
Отдельный полудивизион подводных лодок, Отряд подводного плавания, Дивизион подводных лодок, Бригада подводных лодок Черноморского флота | |
---|---|
Годы существования | 1907-1918 |
Дислокация | Южная бухта Севастополя, Балаклава, Николаев, Одесса |
Подводные силы Императорского Черноморского флота, Подводные силы Морских сил Чёрного моря, Подплав Черноморского флота — совокупность подводных сил Черноморского флота Российской империи. Были созданы в 1907 году с базированием на Балаклаву, в дальнейшем на Севастополь. За короткий срок с вводом в строй новых подводных лодок русской постройки и закупки импортных выросли от полудивизиона из двух лодок до бригады трёхдивизионного состава.
Активно участвовали в Первой мировой войне на Чёрном море. Вели позиционную службу, выставляли минные заграждения, проводили разведку. Суммарно подводные силы потопили до 300 турецких каботажных судов. Капитан 1-го ранга М. А. Китицын первый по количеству побед и второй по потопленному тоннажу подводник Российского Императорского флота, он одержал 36 побед, потопив суда общей валовой вместимостью 8973 брутто-регистровых тонны. Командир бригады подводного плавания — капитан 2-го ранга (с 2 марта 1915 — капитан 1-го ранга) В. Е. Клочковский.
После Октябрьской революции в России и фактического разложения флота частично подчинялись РСФСР, частично Украинской державе. В апреле 1918 года были захвачены кайзеровскими войсками в ходе оккупации Одессы, Николаева и Севастополя. В ноябре 1918 года захвачены интервентами стран Антанты, большая часть подводных лодок была затоплена ими 26 апреля 1919 года перед эвакуацией. Оставшиеся достались РККФ и Белому флоту. Находившиеся под контролем белых четыре лодки после Крымской эвакуации в ноябре 1920 года в составе Русской эскадры ушли в Бизерту. Находившиеся под контролем красных, достроенные на верфях и часть поднятых со дна лодок составили основу советского Отдельного дивизиона ПЛ Морских сил Азовского и Чёрного морей.
История
1907—1908 Отдельный полудивизион подводных лодок МСЧМ
Осенью 1907 года подводные лодки проекта Holland-7R или Сом «Судак» и «Лосось» были перевезены железной дорогой в Севастополь из Либавы. В октябре 1907 года был сформирован Отдельный полудивизион (позднее приказом по Морскому ведомству №-273 Отряд) подводного плавания Черноморского флота. Для обеспечения деятельности подводных лодок ему был придан транспорт «Пендерклия», ставший плавбазой[1][2].
Личный состав экипажей для Черноморского флота был подготовлен в Либавском учебном отряде[3].
1908—1909 Отряд подводного плавания МСЧМ
26 апреля — 4 мая 1908 года подводные лодки немецкой постройки «Карп», «Карась» и «Камбала» по железной дороге были перевезены из Либавы в Севастополь и Отдельный полудивизион был переформирован в Отряд подводного плавания МСЧМ. Начальником отряда стал капитан 2-го ранга Н. М. Белкин 1-й. В 1908 году обострились отношения с Османской империей. По планам войны, Черноморскому флоту надлежало поддерживать господство на море линейными кораблями и другими надводными силами. Подводным лодкам отводилась роль прибрежной обороны главной базы флота — Севастополя. Активная учебно-боевая подготовка подплава Черноморского флота началась в кампанию 1908 года. В течение этого и следующего годов лодки совершали практические плавания вдоль крымских берегов к Балаклаве и Ялте, совершали походы к Каркинитскому заливу и Днепро-Бугскому лиману[2].
Состав Отряда подводного плавания 1909 год:
- Тип Holland-7R или Сом «Лосось», командир — лейтенант Н. А. Арбенев
- Тип Holland-7R или Сом «Судак»,. командир — лейтенант М. А. Китицын
- Тип «Е» «Карп»,
- Тип «Е» «Карась»,
- Тип «Е» «Камбала», командир — лейтенант П. Ф. Келлер, ВРИО командира — лейтенант М. М. Аквилонов
-
Подводная лодка «Лосось»
-
Подводная лодка «Судак»
-
Подводная лодка «Карп»
-
Подводная лодка «Карась»
-
Подводная лодка «Камбала»
Лодки отрабатывали учебные атаки в надводном и подводном положении, днем и ночью, обозначая результат всплытием и проводя торпедные стрельбы по буксируемым щитам. По итогам кампании 1909 года в среднем каждая лодка наплавала 653 мили, совершила 16 походов и выполнила 44 погружения. Во время манёвров Черноморского флота, проводимых в мае 1909 года, подводные лодки атаковали «неприятеля», стоявшего на рейде реки Бельбек — линейные корабли «Ростислав», «Пантелеймон» и «Три святителя», и крейсер «Память Меркурия», добившись попадания торпедой в крейсер[2].
29 мая 1909 «Камбала» была протаранена и потоплена в районе Севастополя линейным кораблем «Ростислав» при выходе в ночную торпедную атаку во время учений. Погибли заведующий отрядом подводного плавания в Чёрном море тридцатисемилетний капитан 2-го ранга Н. М. Белкин, мичман Д. А. Тучков, минный кондуктор Ф. И. Сальников и ещё 17 нижних чинов.[2][4].
1 сентября 1909 года император Николай II провёл смотр Подводным Силам Черноморского флота в Севастополе в Северной бухте, подводные лодки выставили на бочки. Император остался доволен «блестящим состоянием подводных лодок и бодрым видом команд». В благодарность каждый подводник получил от Императора денежное вознаграждение: кондукторы — по 10 рублей, боцманы и старшие специалисты — по 5 рублей, прочие унтер-офицеры — по 3 рубля, рядовые — по рублю. Офицерам было объявлено «высочайшее благоволение» монарха[1].
1909—1914 Дивизион подводных лодок МСЧМ
30 сентября 1909 года Отряд подводного плавания был переформирован в Дивизион ПЛ МСЧМ. В Дивизион вошли четыре подводные лодки и плавучая база «Двенадцать Апостолов» (плавбаза до апреле 1910 года). C апреля 1910 года плавбаза пароход «Днестр», бывший пароход Доброфлота «Москва». Судно перевели в класс блокшивов («Блокшив №-5») и переоборудовали в стационарную плавбазу Дивизиона. Сам Дивизион Подводного Плавания перебазировали в глубь Южной бухты, здесь оборудовали пирсы для лодок, разместили склады торпед и аккумуляторов[1].
Весной 1911 года была утверждена программа усиления МСЧМ. В 1911 году дивизион ПЛ МСЧМ был подчинён минной дивизии МСЧМ. 1911—1914 годы Дивизион ПЛ Минной дивизии МСЧМ с базированием в Севастополе[5].
Проводились опыты с радиосвязью, участие в которых приняли и подводные лодки[2].
13-14 сентября 1910 года Дивизион ПЛ в составе подводных лодок «Судак», «Лосось», «Карась» и «Карп» в обеспечении транспорта «Днепр» приняли участие в манёврах Черноморского флота. Развернутые южнее мыса Херсонес на пути эскадры «противника», лодки отрабатывали задачи прибрежной обороны главной базы. В учениях отличилась ПЛ «Карп», сумевшая успешно «атаковать» линейный корабль «Синоп»[2].
В кампании 1912 года подводные лодки совершали плавания в Балаклаву, Евпаторию и Ялту, участвовали в учениях Черноморского флота. Одним из эпизодов стали учения по обнаружению ПЛ аэропланами. Шедший в надводном положении «Судак» был сразу же обнаружен, идущий под перископом «Карп» был обнаружен по оставляемому буруну, и только «Лосось», лежавший на грунте на глубине 45 футов, остался незамеченным[2].
В кампанию 1913 года дивизион ПЛ в полном составе совершил поход в Евпаторию, затем «Карп» и «Карась» ходили в Алупку и Балаклаву. 9 августа дивизион приняли участие в императорском смотре Черноморского флота, по результатам которого Николай II поблагодарил команды и «изъявил монаршее благоволение» командиру дивизиона и командирам подводных лодок[1][2].
В апреле 1914 года Дивизион подводных лодок стал отдельным[1].
Командиры дивизиона[1]:
- 30 сентября 1909 года капитан-лейтенант В. Е. Клочковский
- 15 ноября 1910 года капитан 2-го ранга А. О. Гадд,
- капитан 2-го ранга В. М. Хоментовский.
1914—1918 — Бригада подводных лодок МСЧМ
10 сентября 1914 года Дивизион ПЛ ЧФ был переформирован в Бригаду ПЛ ЧФ первоначально в составе Первого дивизион из всё тех же 4 подводных лодок. Второй дивизион находился в стадии формирования из строящихся и проходящих испытания подводных лодок[5].
16 октября 1914 года, когда германо-турецкие силы осуществили внезапное нападение на русские порты Севастополь, Одессу, Феодосию и Новороссийск. В этот день подводные лодки «Карп» и «Карась» вступили в боевые действия. У Севастополя был затоплен командой минный заградитель «Прут», и лодки вышли в море для спасения команды, они собрали шлюпки и привели их в Севастополь на буксире[1].
Осенью — зимой 1914 года переведены на Чёрное море с Тихого океана подводные лодки «Налим» и «Скат», в июне 1915 года она вошли в состав 3-го дивизиона ПЛ бригады ПЛ Черноморского флота[1][6].
2 января 1915 года в Севастополь по железной дороге доставили подводные лодки «Сом» и «Щука».С марта они начали патрулировать подходы к Одессе[1].
Вступление в строй новых подводных лодок (особенно типов «Морж» и «Нарвал») позволило флоту установить блокаду угольного района в Анатолии (порты Зунгулдак, Козлу, Эрегли, Килимли), служившего единственным источником местного угля для Константинополя, а также турецкого флота и железнодорожного транспорта[7]. К октябрю 1916 года подвоз угля из Зунгулдака в Константинополь практически прекратился. Блокада привела к резкому сокращению операций турецкого флота, в том числе прекращению тральных работ в устье Босфора[7]. Из-за отсутствия угля в 1917 году «Гебен» ни разу не вышел в море[8]. Русские корабли достаточно эффективно истребляли турецкий грузовой тоннаж. Суммарно потопили до 300 турецких каботажных судов. Самой результативной подводной лодкой по количеству поражённых целей стала подводная лодка «Тюлень» — 53 победы[9], большинство из которых было одержано под командованием М. А. Китицына, который в дополнение к торпедному оружию широко использовал артиллерию своей лодки и таран[10], а иногда — захватывал суда и приводил их в Севастополь как трофеи, самым известным случаем была победа над вооружённым турецким транспортом «Родосто». М. А. Китицын первый по количеству побед и второй[11] по потопленному тоннажу подводник Российского Императорского флота[12] он одержал 36 побед, потопив суда общей валовой вместимостью 8973 брутто-регистровых тонны[13].
В 1917 году боевые действия Бригады на коммуникациях противника свелись к одиночным выходам подводных лодок. С 3 по 7 января «Морж» обеспечивала у Босфора минную постановку, проводившуюся эсминцами и тральщиками. 23 января 1916 года «Морж» захватила и уничтожила в районе м. Мидия три шхуны. 2 марта 1916 года у острова Кефкен подводная лодка потопила шхуну №-268, но затем была обстреляна огнем береговой батареи. 6 марта 1916 года у Босфора «Нерпа» потопила одну шхуну. С 1 по 11 апреля 1916 года у Босфора патрулировала «Морж», потопившая в две шхуны. 11 апреля 1916 года «Нерпа» в районе Окне — Шары обстреляла буксирный пароход «Веbек» и буксируемый им барк. Поврежденному буксиру удалось уйти, а трехмачтовый барк был потоплен[1].
К концу войны за счёт постоянного ввода в строй новых подводных лодок в составе бригады было 3 дивизиона. Однако из-за малого ресурса ПЛ первых поколений большая часть ПЛ была в ремонте или консервации.
За три года войны потери бригады оказались минимальны: одна подводная лодка Морж"[14]. 5 мая 1917 года субмарина предположительно подорвалась на мине, была обнаружена в 2002 году[15].
3 декабря 1917 года в силу подписанного между русским и германо-турецким морским командованием перемирия Боевые действия на Чёрном море прекратились[1].
Командование:
- Командир бригады — капитан 2-го ранга (с 2 марта 1915 — Капитан 1-го ранга) В. Е. Клочковский. 28 июля 1917 приказом Временного Правительства был произведён в контр-адмиралы[16].
- Флагманский штурман бригады — старший лейтенант М. В. Паруцкий
Состав Бригады подводного плавания на начало 1917 года:
- 1-й дивизион
- Тип Holland-7R или Сом «Лосось», командир — С. К. Леонович
- Тип Holland-7R или Сом «Судак», командир — М. С. Комаров
- Тип «Е» или Карп «Карп»,
- Тип «Е» или Карп «Карась»,
- Тип Краб «Краб», минный заградитель, командир — старший лейтенант М. В. Паруцкий
- Тип «Морж» «Морж», командир — старший лейтенант А. С. Гадон (погибла 5 мая 1917)
- Плавбаза «Днестр» (с мая 1916 года переименована в «Трапезунд»)
- 2-й дивизион
- Holland-XXXIA или тип «Нарвал» «Нарвал», командир — Д. Д. Кочетов
- Holland-XXXIA или тип «Нарвал» «Кит», командир — старший лейтенант Н. А. Зарубин
- Holland-XXXIA или тип «Нарвал» «Кашалот», командир — П. К. Столица
- 3-й дивизион
- С неустановленной принадлежностью к дивизионам
- Тип «Морж» «Нерпа», ВРИО командира — Н. А. Монастырёв
- Тип «Морж» «Тюлень», командир — Китицын М. А.
- Тип «Барс» «Утка», командир — Э. Ч. Садовский
- Тип «Барс» «Гагара», командир — А. М. Беляев
- Тип «Барс» «Буревестник», командир — С. В. Оффенберг
- Тип «Барс» «Орлан», командир — В. В. Погорецкий
- В достройке
- Тип «Барс» «Пеликан», в достройке
- Тип «Барс» «Лебедь», в достройке
- Проект 602 «Американский Голланд» «АГ-21», в достройке
- Проект 602 «Американский Голланд» «АГ-22», в достройке
Судьба подводных лодок бригады
ПЛ конфискованные немецкими войсками, временно вошедшие в состав Кайзерлихмарине и Военного флота УНР
В мае 1918 года подводные лодки «Налим», «Скат», «Лосось», «Судак», «Карп», «Карась», «Тюлень», «Краб», «Кашалот», «Кит», «Нарвал», «Буревестник», «Гагара», «Орлан» и «Утка» были оставлены в Севастополе и, являясь формально собственностью красных, в соответствии с принятым соглашением поступили в управление Германского Адмиралтейства «до заключения всеобщего мира» по официальному заявлению германского командования. В реальности оно захватило почти все корабли флота, а новейшие подводные лодки «Буревестник», «Орлан», «Утка» и «Гагара» ввело в состав своих сил, переименовав в US1, US2, US3 и US4 соответственно. Вскоре подводные лодки «Утка» и «Буревестник» передали Морским Силам Юга России, а подводную лодку «Гагара» укомплектовали подводниками с германской подводной лодки UB14[1]..
Часть лодок с украинизированными экипажами кратковременно поднимали флаг или признавались немецкими оккупационными властями собственностью Украинской державы, например «Орлан», недостроенные подводные лодки «Лебедь», «Пеликан», «АГ-22», однако реально из Киева не контролировались[17].
ПЛ белых
После ухода в ноябре 1918 года немцев 23 ноября 1918 года главная база занята силами Антанты. Подводные лодки АГ-21, АГ-22, «Налим», «Скат», «Лосось», «Судак», «Карп», «Карась», «Тюлень», «Краб», «Кашалот», «Кит», «Нарвал», «Буревестник», «Гагара», «Орлан» и «Утка» перешли под контроль англо-французского командования. Командиры судов Белого движения обрели статус начальников охраны этих же судов. 9 декабря 1918 года англо-французские войска высадились в Николаеве и захватили подводную лодку «Нерпа», находившуюся в капитальном ремонте, и строящуюся подводную АГ-23.лодку[1].
26 марта 1919 года в Севастополе приступила к работе комиссия по ликвидации имущества подводной бригады Белого движения[1].
26 апреля 1919 года ввиду наступления войск М. В. Фрунзе на Крым союзники перед своей эвакуацией затопили большую часть подводных лодок на внешнем рейде Севастополя путём открытия кингстонов, прорезания отверстий в корпусе или подрыва. Среди затопленных «Карась», «Карп», «Краб», «Нарвал», «Кит», «Кашалот», «Налим», «Скат», «Судак», «Лосось», «АГ-21», «Орлан», «Гагара» а также немецкая UB-14. Меньшую часть передали Морским силам Юга России которые перевели их в Новороссийск («Тюлень» на ходу, «Утка», «Буревестник» на буксире)[1].
После провальной Одесской эвакуации 1920 года, когда белые не смогли организовать вывоз войск и имущества и город перешёл под контроль красных, 11 февраля 1920 года британские корабли открыли по порту Одессы артиллерийский огонь, под прикрытием которого миноносцы зашли в гавань, захватили недостроенные подводные лодки «Лебедь» и «Пеликан», после чего затопили их на южном подходе к порту с заявленной целью его блокирования[1].
В ноябре 1920 в ходе Крымской эвакуации подводные лодки белых ушли в Константинополь, а оттуда в составе вновь сформированной Русской эскадры в Бизерту, Тунис, где был сформирован дивизион подводного плавания[18]:
- «АГ-22», командир — старший лейтенант Матыевич-Мацеевич К. Л.
- «Буревестник», командир — старший лейтенант Оффенберг С. В.
- «Утка», командир — капитан 2-го ранга Монастырёв Н. А.
- «Тюлень», командир — капитан-лейтенант Михаил Евгеньевич Крафт, позднее капитан 2-го ранга Копьев М. В.
30 октября 1924 года эскадра была расформирована, переговоры о реституции между СССР и Францией затянулись и корабли эскадры были порезаны на металл[19].
ПЛ красных
10 марта 1919 года у франко-греческих войск был отбит Херсон. 14 марта подводные лодки «Нерпа» и АГ-23 перешли в руки войск красного флота[1].
«АГ-22» попала в недостроенном виде попала в руки красных к лету 1919 года была закончена и вошла в строй, но в результате саботажа боевых успехов не имела. 17 августа 1919 года лодка без боя захвачена войсками Белой армии.
25 мая 1920 года контролируемые красными суда Юго-Западного фронта были реорганизованы в Морские силы Чёрного и Азовского морей. 21 октября 1920 года — в Одессе был сформирован Отдельный дивизион ПЛ ЧФ. 15 ноября 1920 года после взятия Крыма Отдельный дивизион ПЛ ЧФ был переведён в Севастополь[5].
Водолазами ЭПРОН были подняты следующие бывшие подводные лодки Черноморского флота Российской империи:[20]
- подводная лодка «Пеликан», 1924 год;
- подводные лодки «Карп» и «Орлан», 1926 год;
- подводная лодка «АГ-21» 1928 год;
- подводные лодки «Судак», «Лосось» и «Налим», 1932 год;
- подводные лодки «Кит», «Краб» 1935 год.
Отдельный дивизион ПЛ ЧФ в 1931 году был переформирован в Бригаду подводных лодок Черноморского флота[21], а в 1936 году была сформирована 2-я бригада подводных лодок Черноморского флота[22].
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 Бойко В. Н. Черноморский Подплав. 1907–1935. — М.: Литагент Горизонт, 2016. — ISBN 978-5-906858-10-8.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 Боевая подготовка русских подводников перед первой мировой войной. Часть 2 . Музей истории подводных сил им. А.И. Маринеско Сайт (5 февраля 2021).
- ↑ Учебный отряд подводного плавания . Поисковый ЦЕНТР "ЛИБАВА" Сайт (2022).
- ↑ Захар В. С «Камбалы» начался список потерь Черноморского подплава (К 100-летию со дня гибели подводной лодки «Камбала»). // Морской сборник. — 2009. — № 6. — С. 71—77.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Соединения подводных лодок Черноморского флота . Сайт Отечественная гидронавтика (2012).
- ↑ Тарас А. Корабли Российского императорского флота 1892—1917 гг. — Минск: Харвест, 2000. — ISBN 9854338886.
- ↑ 7,0 7,1 Новиков Н. «Операции флота против берега на Чёрном море в 1914—1917 гг.» — М.: Воениздат НКО СССР, 1937., глава III (militera.lib.ru/h/novikov_n/index.html)
- ↑ «German Battlecruisers 1914-18» стр. 19
- ↑ Довженко В. Черноморский флот России в первой мировой войне. // «Морской сборник». — 2021. — № 3. — С.85.
- ↑ КАК РУССКИЙ "ТЮЛЕНЬ" ПОТОПИЛ 5 ПАРОХОДОВ И 30 ПАРУСНИКОВ . bbratstvo.com (11 октября 2021). Дата обращения: 2 декабря 2022.
- ↑ Первое место по тоннажу — у графа И. В. Мессера, командира ПЛ «Волк».
- ↑ Алексеев И. В. Два командира одной лодки // Гангут. Вып. 12. СПб., 1997. С.117-130.
- ↑ Н. Кузнецов. Подводник № 1№ 3. // Родина. — 2011. —
- ↑ Довженко В. Черноморский флот России в первой мировой войне. // «Морской сборник». — 2021. — № 3. — С.79-87.
- ↑ Последний парад подводной лодки «Морж»
- ↑ КЛОЧКОВСЬКИЙ В’ЯЧЕСЛАВ ЄВГЕНОВИЧ Архивная копия от 15 декабря 2007 на Wayback Machine, также смотрите раздел «ссылки».
- ↑ А. С. Николаев. "Пеликан", "Карась" (в состеве флота Украины) Тип «Барс» . deepstorm.ru (2003-2019). Дата обращения: 1 февраля 2022. Архивировано 9 августа 2021 года.
- ↑ Языков Г. Л. Эвакуация Черноморского флота из Крыма в Бизерту в 1920 году // Новый часовой. — 1996. — N 4. — С. 160—166
- ↑ Кузнецов Н. А. Русский флот на чужбине. — М.: Вече, 2009. — 464 с.
- ↑ Экспедиция подводных работ особого назначения ЭПРОН
- ↑ Н. В. Огарков. Севастопольская бригада подводных лодок // Советская Военная Энциклопедия. — Москва: Воениздат, 1979. — Т. 7. — С. 277—278. — 687 с. — 106 000 экз.
- ↑ Кузнец Сергей. Кабарга и 2-я Бригада подводных лодок ЧФ // Газета «Очаківський тиждень». — 2018. — 5 апреля (№ 78).
Литература
- Бойко В. Н. Черноморский Подплав. 1907–1935. — М.: Литагент Горизонт, 2016. — ISBN 978-5-906858-10-8.
- Ковалев Э. А. Рыцари глубин: хроника зари российского подплава. — М.: ЗАО Центрополиграф, 2005. — 445 с.
- Петров М. А. Подготовка России к мировой войне на море. — М.-Л.: Госвоениздат, 1926. — 272 с.
- Трусов Г. М. Подводные лодки в русском и советском флоте. — Л.: Судпромгиз, 1963. — 384 с.
- А. Е. Тарас. Подводные лодки Великой войны 1914—1918. — Мн.: Харвест, 2003. — 336 с. — ISBN 985-13-0976-1.