Подвижничество
Подви́жничество (от слова подвиг) — на языке христианской морали ряд особенных, духовных и внешних, благочестивых упражнений, основанных на самоотречении и имеющих целью христианское самоусовершенствование. В более широком смысле (религиозном и секулярном): активная позиция противостояния злу. В «Толковом словаре» В.И. Даля «подвижниками» называются меценаты, коллекционеры, основатели музеев, то есть люди, «славные великими делами на каком-либо поприще, доблестные деятели»[1][2].
Этимология слова
Слово подвиг относят к числу ключевых слов русской духовной культуры, осмыслявшихся философами и лингвистами. Академик Д.С.Лихачев в «Заметках о русском» назвал его лучшим русским словом, выражающим какие-то сокровенные черты русского человека. Значимость подвига в наше время подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл на Международном православном студенческом форуме в 2016 г.: «Не может быть подвига без движения. А движение вперед предполагает напряжение всех сил, концентрацию энергии, разума, воли, чувств. Движение предполагает высокое целеполагание, и тогда движение становится подвигом»[3].
«На слово нельзя смотреть как на выражение готовой мысли, — писал А.А.Потебня, — слово есть выражение мысли лишь настолько, насколько служит средством к её созданию»[4]. Отслеживая формирование и изменение содержания слова помогает осознать, как происходило «познание в слове», которое, по словам Потебни, есть второе знание, присущее только человеку[4].
Древнейшее значение слова подвиг связано с глаголами двигати, движати, двизати, и сами слова с корнями двиг-, движ-, двиз- есть во всех славянских языках[5]. Словарь древнерусского языка отмечает у этих глаголов и производных от них слов также значение «возбуждать, побуждать, устремлять». На этот момент обратил внимание Д. С. Лихачев, размышляя о слове «подвиг» в «Заметках о русском»: «то, что сделано движением, побуждено желанием сдвинуть с места что-то неподвижное». Академик напоминал об известном письме Н.Рериха, в котором тот рассуждает о «непереводимом, многозначительном, русском слове подвиг»: «„Подвиг“ означает движение, проворство, терпение и знание, знание, знание. <…> как прекрасно это слово: оно означает больше, чем движение вперед, — это „подвиг“…»[3].
В Словаре русского языка XI—XVII вв. семантика слова подвиг связана с выражением идеи движения-изменения, в том числе перемещения и движения-побуждения. Но там же даны и значения, заключающие в себе идею преодоления: (4.) Богоугодная деятельность, дела, требующие большого труда, связанные с перенесением страданий; подвижничество. Не плаче постьнааго ради подвига положения деля, нъ мира деля. XII в. (6.) Душевная борьба, борение, смятение, тревога, утомление. И бывъ въ подвизе, прилежьнее молеашеся, и бысть потъ его, ако капле крови. Остр.ев. 1057 г.[3]
В Словаре церковнославянского и русского языка 1847 г. для слова подвиг приведено три значения, восходящих к древним смыслам движения-перемещения (1, 2) и движения-преодоления (3): «Подвигъ…1) Стар. Движение, стремление. Ядро подвигъ свой чинитъ дугою…2) Стар. Путешествие. И какъ его Царский подвигъ будетъ къ Москве. 3) Совершение трудного, важного, великого дела. Подвигъ христианина, труженика. Подвигъ Царя, героя»[6].
В словаре В. И. Даля семантика сужается до двух значений, одно из которых определяется как устаревшее: (стар.) подвиг, движенье, стремленье, (стар.) путь, путешествие, поездка, движенье. В актуальном употреблении остаётся это слово в значении побуждения — доблестный поступок, дело или важное, славное деяние. «Воинские подвиги шумят и блестят, гражданские темны и глухи»[2].
В современных словарях превалирующим значением слова подвиг остаётся «доблестный, героический поступок, важное по своему значению действие, совершенное в трудных условиях». Появляется понятие «трудовой подвиг» и его характеристика — «беззаветный, самоотверженный, бескорыстный, во славу родины». Появляется компонент героического: это героический поступок[7].
Трансформируются и понятия подвижник и подвижничество. Д. Н. Ушаков в своём словаре даёт их переносные значения: «Подвижник — лицо, в своих поступках и занятиях проявляющее героизм, самоотверженность. Подвижник науки. / Подвижничество — самоотверженная деятельность, героизм и самопожертвование в работе»[3].
Духовная традиция
Подвижничество составляло специальность аскетов, отличавшихся от монахов неподчинённостью определённым внешним правилам. Прототипы христианского подвижничества обыкновенно видят в апостолах Иакове, Марке и Павле, которые, проходя апостольское служение, всю жизнь сохраняли девство. О развитии подвижничества между христианами обоих полов во II и III веках говорят подробно Иустин Философ, Афинагор Афинский и Тертуллиан; они свидетельствуют о множестве мужчин и женщин, которые, приняв христианство в детстве или юности, до самой смерти пребывали в строгом девстве, а также мужей и жён, которые по принятии христианства прекращали между собою супружеские отношения.
Иоанн (Снычёв) говорит о «подвиге терпения», «подвиге брани» и «подвиге смирения», описывая житие Александра Невского[8].
Собиратели искусства
В России собирательство произведений изобразительного искусства, предметов старины (рукописей, духовной литературы, автографов, старопечатных книг, гравированных портретов исторических деятелей) имеет давнюю традицию[1].
Основу музейного дела заложили русские государи — Пётр I с Кунсткамерой и Екатерина II с Эрмитажем. Их примеру последовали аристократы: генерал-фельдмаршал Я.В. Брюс с коллекцией «курьезных вещей», И.И. Шувалов, Б.П. Шереметев, А.А. Безбородко, Б.М. Хитрово, А.Б. Куракин и другие, сконцентрировавшие в усадьбах и городских особняках значительные частные коллекции, послужившие основой для собраний Петергофа, Царского Села, современных музеев «Архангельское», «Останкино», «Кусково»[1].
Эту традицию продолжили находившиеся на дипломатической службе графы Н.Б. Юсупов, Д.М. Голицын, президент Академии художеств П. Строганов, а затем представители русского купечества Павел и Сергей Третьяковы, Алексей Бахрушин, Савва Мамонтов, Сергей Щукин[1].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Федотова Елена Дмитриевна. О ВЕЛИКОМ ДЕЛЕ «СОБИРАНИЯ ИСКУССТВ» // Искусство Евразии. — 2020. — Вып. 4 (19). — С. 129–133.
- ↑ 2,0 2,1 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 тт. Москва: ГИС, 1956. - Т. 3. 555 с. - с. 164.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Дидковская В.Г. Подвиг, подвижник, герой // Ученые записки Новгородского государственного университета. — 2019. — Вып. 2 (20). — С. 28.
- ↑ 4,0 4,1 Потебня А.А. Полное собрание трудов. Мысль и язык. / Москва: Лабиринт, 1999. - ISBN 5-87604-070-3. - С. 163, 167.
- ↑ Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. / В 4 т. // Т. I. Изд. 2-е. — М.: Прогресс, 1986. — С. 487.
- ↑ Словарь церковнославянского и русского языка, составленный Вторым отделением Императорской академии наук: В 4 т. — Т. 3.// СПб., 1847. — С. 251.
- ↑ Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. / В 4 т. — Т. 1. // М., 1935. С. 370. Стб. 1214.
- ↑ Самодержавие духа . Дата обращения: 23 июля 2019. Архивировано 24 июля 2019 года.
Литература
- Артёмкин Д. Н. Затворничество // Православная энциклопедия. — М., 2008. — Т. XIX : «Ефесянам послание — Зверев». — С. 661—666. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-034-9.
- Барсов Н. И. Подвижничество // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Вериги // Православная энциклопедия. — М., 2004. — Т. VII : «Варшавская епархия — Веротерпимость». — С. 714. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
- Литвинова Л. В. Аскетизм // Православная энциклопедия. — М., 2001. — Т. III : «Анфимий — Афанасий». — С. 593—608. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-008-0.