Побирохин, Илларион

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Илларион Побирохин
Место рождения с. Горелое, Тамбовский уезд, Тамбовская губерния
Страна  Российская империя

Илларион (Ларион) Побирохин (17??—1791) — один из видных деятелей и идеолог духоборского верования.

Биография

Родился в селе Горелое Тамбовской губернии. Некоторыми исследователями высказывается мысль, что Побирохин был беглым поляком по имени Семен, появившийся в селе в 1733 году; другими, что Семен просто жил в доме Иллариона[1]. Побирохин был обеспеченным купцом, торгуя шерстью: «слывший в народе за большого начетника, человека с сильным характером, гордый, тщеславный…»[2].

Иларион Побирохин был человек богатый, оптовый торговец шерстию, на широкую руку вел торговые обороты в уездах соседних губерний, следовательно человек бывалый, много видевший и слышавший. Он, как и до сих пор еще сохранилась о нем память в тамбовской губернии, был человек низенького роста, характера увлекающегося, обладал даром слова и силою убеждения. Среди народа он известен был как большой начетник, любивший рассуждать преимущественно о делах веры. Раз, возвратившись из своих торговых поездок, он, вместе с деньгами привез и новые религиозные понятия духоборческие[1].

Благодаря своим торговым связям, смог распространить верования духоборов в Мордовию, Воронежскую и Курскую губернии[3], а также отдельную общину на реке Молочной[1]. В 1763 году Побирохин был арестован и сослан в Тамбовскую Консисторию, по причине «о нехождении ими в церковь и уклонении от исполнения христианских обязанностей». Он стал первым, осуждённым в Российской Империи за так называемое «духовное сектантство»[4].

С 1775 по 1790 год (по другим данным с 1755 по 1775[4]) являлся лидером духоборов. Смог объединить верования разнообразных православных сект в одну, продолжив дело Силуана Колесникова. Первым предложил концепцию животной книги, фактически отказавшись от напечатанной религиозной литературы[5], включая Библию: «Спасение идет от Духа, а не по книге печатной». Впоследствии это решение привело к расколу у духоборов, часть из которых ушло от них, став молоканами[6][7] (лидером среди них был Семён Уклеин, бывший мужем дочери Побирохина[1]).

Илларион стал первым, объявившим себя духовным Мессией[8] и сыном Божьим[1], более того, он выбрал себе 12 апостолов, как у Христа из Назарета[4]. Сам Побирохин называл их архангелами, чуть позже он избрал «12 смертоносных архангелов», для преследования инакомыслящих духоборов. Дошло до того, что он вместе с подвижниками пришёл в Тамбов со словами, что он «пришёл судить Вселенную»[4]. Все эти действия были отрицательно восприняты большинством духоборов[1][9].

Вместе с духоборством, также писал пророчества. В частности, он говорил о распаде страны в её тогдашнем виде. За это, за выступление в Тамбове, а также поддавшись давлению Русской православной церкви[10] Илларион был отправлен в ссылку в Сибирь в 1790 году. Там, спустя год, он скончался[3]. Место лидера духоборов занял его сын, Савелий Капустин[4].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 О. М. Новицкий. Духоборцы. Их история и вероучение. — 2-е. — Киев, 1882.
  2. «Введение в сектоведение». Дата обращения: 12 ноября 2010. Архивировано 23 декабря 2011 года.
  3. 3,0 3,1 А. А. Родионов. СССР - Канада. Записки последнего советского посла. — Москва: Алгоритм, 2007.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Алла Беженцева. Страна Духобория. — Тбилиси: Международный культурно-просветительский Союз «Русский клуб», 2007.
  5. Духобор. Дата обращения: 12 ноября 2010. Архивировано 5 марта 2016 года.
  6. Каретникова М. С. Русское богоискательство
  7. Антицерковные секты в Рассказовской волости до октябрьского переворота. Дата обращения: 12 ноября 2010. Архивировано 4 марта 2016 года.
  8. Особенности социальной позиции духоборчества как составляющей его ментальностивлекали. Дата обращения: 12 ноября 2010. Архивировано 7 ноября 2014 года.
  9. И. Н. Харламов. Духоборы. — Москва: Русская мысль, 1884.
  10. История миссионерского служения в России. Дата обращения: 12 ноября 2010. Архивировано 28 декабря 2011 года.