Колесников, Силуан

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Силуан Колесников
Дата рождения 1722(1722)
Место рождения г. Торъ (ныне Славянск)

Силуан (Силуян) Никитич Колесников (1722— 1775) — один из основателей[1] и идеолог духоборческого верования[2][3].

Силуан Колесников родился в г. Тор (Славянск) происходил из казаков и проживал в селе Никольское Елизаветпольской губернии, Павлоградского уезда) на юге Украины[4][5]. Был первым руководителем духоборцев, с 1750 или 1755[6] по 1775 год возглавляя их движение[7][8]. Однако сам Колесников не считал себя основателем вероучения, говоря, что «оно перешло к нему от других»[9]. Автор догмата, определявшего, что духоборство есть борьба верующих людей, в которых находится Святой Дух с «силой, взятой из тьмы», то есть насилием[10].

Смог объединить разнообразные православные секты с учениями протестантских сект и с сочинениями мистиков[8], например, в начале его проповедования большинство прихожан Силуана являлись хлыстами[7]. Отличался широкой начитанностью, в частности был хорошо знаком с сочинениями Карла фон Эккартсгаузена и Луи Сен-Мартена[11].

Быстро добился популярности духоборства, привёл учение в Тамбовскую губернию[12]. Добивался того, чтобы в вероучении сохранялась преемственность поколений, в частности после его смерти главенство сохраняли сыновья Стефан, Кирилл, Иван и Петр[13].

Житейская опытность его, а особенно письменность, — дело редкое у народа простого, — предупредили многих в его пользу: строгий образ его жизни внушал к нему уважение; щедрость и благотворительность его привлекали к нему сердца; природный дар говорить красноречиво и убедительно, сколько это возможно при не большой степени образования, сообщал словам его особенную убедительность. Его дом вскоре сделался как бы народным открытым училищем, в которое спешили все желавшие пользоваться его наставлениями: воскресные дни преимущественно были днями собраний, в которых он предлагал своё учение; и как он дожил до глубокой старости, то его учительство продолжалось весьма долго, а по его смерти его дети, Кирилл и Пётр, во всём ему ревновавшие, поддержали дело своего отца и далее распространяли начатое им учение[14].

Примечания

  1. Духоборы. Дата обращения: 9 ноября 2010. Архивировано 29 ноября 2010 года.
  2. Словарь «Христианское разномыслие» — Духоборы (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [3107 дней])
  3. Христианские секты
  4. Раскольники и острожники : Очерки и рассказы / Соч. Фед. Вас. Ливанова. — 2-е изд., вновь пересмотр. авт., испр. и доб. новыми очерками. Т. 1-. — Санкт-Петербург : тип. д-ра М. Хана, 1869—1872. — 24. Т. 2. — 1872. — VIII, 620 с.
  5. Справочник по ересям, сектам и расколам. Дата обращения: 4 сентября 2017. Архивировано 4 сентября 2017 года.
  6. Гореловка — Центр всемирного духоборства. Дата обращения: 9 ноября 2010. Архивировано 26 сентября 2010 года.
  7. 7,0 7,1 Алла Беженцева. Страна Духобория. — Тбилиси: Международный культурно-просветительский Союз «Русский клуб», 2007.
  8. 8,0 8,1 Духоборы
  9. А. А. Родионов. СССР - Канада. Записки последнего советского посла. — Москва: Алгоритм, 2007.
  10. Духоборы. Дата обращения: 9 ноября 2010. Архивировано 5 марта 2016 года.
  11. Духоборцы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  12. Духоборцы, молокане и штундисты. Дата обращения: 9 ноября 2010. Архивировано 7 ноября 2011 года.
  13. Что такое Духоборство?
  14. О. М. Новицкий. Духоборцы. Их история и вероучение. — 2-е. — Киев, 1882.