Площадь французского театра в Париже

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Камиль Писсарро
Площадь французского театра в Париже. 1898 год
фр. La Place du Théâtre-Français, les omnibus, printemps, soleil
Холст, масло. 65,5 × 81,5 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
инв. ГЭ-6509

«Площадь французского театра в Париже» («Площадь Французского театра, омнибусы, весна, солнце», фр. La Place du Théâtre-Français, les omnibus, printemps, soleil) — картина французского художника-импрессиониста Камиля Писсарро из собрания Государственного Эрмитажа.

Картина написана в 1898 году и изображает вид сверху из Отеля дю Луврrufr на площадь Андрэ Мальроrufr перед театром Комеди Франсез. Внизу под деревьями с ярко-зелёной листвой видны два омнибуса, в один из них изгибается очередь пассажиров, правее — небольшой павильон, служивший залом ожидания; на дальнем плане дворец Пале-Рояль, в котором размещался театр Комеди Франсез. Справа внизу подпись художника и дата: C. Pissarro 98.

В 1897—1898 годах Писсарро работал в Париже над большой серией с изображением бульвара Монмартрrufr и другими видами французской столицы. Для этого он снимал комнаты в разных местах города и делал серию картин с каждой точки. Все картины предназначались для продажи через галерею Поля Дюран-Рюэля, который на весну 1898 года запланировал большую персональную выставку картин Писсарро на парижские сюжеты.

15 декабря 1897 года Писсарро писал своему сыну Люсьену: «Я забыл тебе сказать, что нашёл комнату в Гранд Отель дю Лувр с прекрасным видом на Оперный проездrufr и угол площади Пале-Рояль! Очень интересно для работы, может быть эстетически не очень красиво, но я в восторге, что могу попробовать писать эти улицы Парижа, про которые обычно говорят, что они безобразны, тогда как они такие серебристые, такие светящиеся и такие живые. Это совсем не то, что бульвары, — это самая гуща современности!»[1]. Однако в конце декабря он уехал домой в Эраньи: «Я надеюсь вернуться к 5 января, избрать себе жилищем Гранд Отель дю Лувр и начать работу для выставки. Придётся потратить много денег, но Дюран-Рюэль как будто поощряет меня к этому. Я расположен к работе и, как следует посмотрев мотивы, думаю что добьюсь цели…»[1]. 6 января 1898 года Писсарро вернулся в Париж и незамедлительно приступил к работе: «Мотив очень красивый, живописный. Я уже начал два холста по 30. Надеюсь, ничего не помешает моей работе»[1]. 23 января он писал своей племяннице Эстер Исаакзон: «…пишу Оперный проезд и кусочек площади Французского театра. Великолепный мотив, дело идёт пока неплохо»[2].

Всего картин с видом Оперного проезда и площади перед театром было написано 15, причём эрмитажная картина является последней в серии и считается что она написана в начале апреля 1898 года[3]; сам Писсарро в письме Жану Граву от 31 марта говорит, что работает по заказу Дюран-Рюэля и планирует завершить серию через две недели[4], а 11 апреля пишет: «Я всё закончил здесь. Дюран-Рюэль берёт всё». Однако составители каталога-резоне творчества Писсарро Иоахим Писсарро (внук художника) и Клер Дюран-Рюэль Сноллартс считают что художник дорабатывал картину в своей мастерской в Эраньи между 26 апреля и 22 мая[5].

Эрмитажная картина очень сильно отличается от всех остальных работ (кроме одной) как ракурсом и сильным смещением точки зрения, так и наличием яркой зелёной листвы на деревьях — на всех остальных картинах показана зима или самое начало весны и деревья стоят без листвы. Единственная относительно близкая работа: «Площадь Французского театра, омнибусы», она находится в собрании Музея искусств округа Лос-Анджелес (холст, масло; 72,4 × 92,7 см, инвентарный № M.46.3.2)[6]. А. Г. Костеневич отмечает что во всей серии точка зрения смещена влево от площади на перспективу Оперного проезда, и только две, эрмитажная и лос-анджелесская, показывают саму площадь[7]. В 1976 году картину из Лос-Анджелеса привозили на выставку в Эрмитаж и у исследователей была возможность сравнить оба варианта воочию; в выставочном каталоге было сказано: «они почти одинаковы в композиционном отношении, но непохожи по настроению»[8]

В конце мая 1898 года в галерее Поля Дюран-Рюэля открылась выставка Писсарро, он писал: «Мои Оперные проезды развешаны у Дюран-Рюэля. У меня там отдельный большой зал. Там двенадцать „Проездов“, семь или восемь „Проездов“ и „Бульваров“ и этюды Эраньи, которыми я очень доволен»[9]. Выставка вызвала большой резонанс. Один из ведущих художественных критиков того времени Гюстав Жеффруа писал:

Самое чудесное — это воздух всех этих полотен. Парижское небо весенних и зимних месяцев… <…> В этих картинах воздух, которым мы дышим, наши улицы, наши дожди, наши авеню… В этой атмосфере толчея прохожих среди экипажей передана с поразительным чувством ритмического движения толпы. Это наглядное изображение социальной борьбы подмечено и много раз передано Писсарро; одной из красот этой серии полотен является как раз изображение роковой суеты живых существ среди декораций сегодняшнего дня…[10].

Однако Поль Синьяк счёл эти работы сухими и скучными[10].

Прямо во время выставки, 2 июня 1898 года Дюран-Рюэль за 4000 франков продал картину московскому промышленнику П. И. Щукину, который увёз её в Москву; после смерти его в 1912 году картина оказалась в собрании его брата С. И. Щукина[11]. После Октябрьской революции его собрание было национализировано и эта картина среди прочих оказалась в Государственном музее нового западного искусства. В 1930 году картина была передана в Государственный Эрмитаж[3]. С конца 2014 года выставляется в Галерее памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых в здании Главного штаба (зал 406)[12].

Учёный секретарь Государственного Эрмитажа И. В. Юденич в своей книге о творчестве Писсарро, анализируя картину, писала:

Если каштаны переднего плана написаны короткими энергичными, местами бугристыми мазками, разбросанными в разных направлениях, то предметы второго плана — и мостовая, и деревца, и здания — прописаны гораздо более жидким красочным слоем, более спокойными, плавно перетекающими один в другой мазками. Здесь всё кажется более призрачным и невесомым, чем на первом плане. Такой различный по своему характеру (и по толщине красочного слоя, и по направлению, и по длине) мазок и помогает художнику воссоздать удивительную трепетность и подвижность природы[13].

Далее она же отмечает что художник использовал приёмы пуантиллистической живописи, которой увлекался в конце 1880-х — начале 1890-х годов: «окраска каждого предмета образована сочетанием самых разнообразных чистых цветов»[14].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Писсарро. Письма, 1974, с. 226.
  2. Писсарро. Письма, 1974, с. 227.
  3. 3,0 3,1 Барская, Костеневич, 1991, с. 381.
  4. Писсарро. Письма, 1974, с. 107.
  5. Pissarro, vol. 3, 2005, с. 756.
  6. LACMA. — Camille Pissarro. La Place du Théâtre Français.. Дата обращения: 13 июля 2020. Архивировано 5 августа 2020 года.
  7. Костеневич, т. 2, 2008, с. 134.
  8. Выставка картин из музеев Соединённых Штатов Америки. Каталог. — Л.: Государственный Эрмитаж, 1976. — С. 6.
  9. Писсарро. Письма, 1974, с. 229.
  10. 10,0 10,1 Писсарро. Письма, 1974, с. 265.
  11. Семёнова, 2019, с. 94.
  12. Государственный Эрмитаж. — Писсарро, Камиль. «Площадь Французского театра в Париже».. Дата обращения: 13 июля 2020. Архивировано 24 июня 2021 года.
  13. Юденич, 1963, с. 4.
  14. Юденич, 1963, с. 4, 7.

Литература

  • Барская А. Г., Костеневич А. Г. Французская живопись. Вторая половина XIX — XX век. Каталог (Государственный Эрмитаж. Собрание западноевропейской живописи). — Л.: Искусство, 1991. — 473 с.
  • Камиль Писсарро. Письма. Критика. Воспоминания современников / Сост., вступ. статья, примеч и хронология жизни и творчества К. Г. Богемской, пер. с франц. Е. Р. Классон. — М.: Искусство, 1974. — 352 с.
  • Костеневич А. Г. Искусство Франции. Живопись. Рисунок. Скульптура: в двух томах. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — Т. II. — 204 с. — ISBN 978-5-93572-297-5. — ISBN 978-5-93572-308-8.
  • Семёнова Н. Ю. Щукин. Биография коллекции. — М.: Слово, 2019. — 528 с. — ISBN 978-5-387-01554-0.
  • Юденич И. В. Пейзажи Писсарро в Эрмитаже. — Л.: Издательство Государственного Эрмитажа, 1963.
  • Pissarro J., Duran-Ruel Snollaerts C. Pissarro. Catalogue critique des peintures. — Milano: Skira, Wildenstein Institute Publications, 2005. — Vol. 3. — 499—963 p. — ISBN 88-7624-525-1.