Плечник, Йоже

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Йоже Плечник
Основные сведения
Страна  Австро-Венгрия
 Югославия
Работы и достижения
Архитектурный стиль функционализм,

Йоже Пле́чник (словен. Jože Plečnik, в Чехии также известен как чеш. Josip Plečnik, 23 января 1872, Любляна7 января 1957, Любляна) — словенский архитектор и градостроитель, принявший значительное участие в формировании облика нынешней Любляны, а также Праги, один из архитекторов обновлённого Пражского Града.

Плечник был одним из создателей словенской архитектурной школы XX века. Он эволюционировал от национальной романтики к функционализму. В XX веке долгое время после его смерти деятельность архитектора не привлекала интереса исследователей[1].

Биография

Йоже Плечник родился в Любляне в 1872 году третьим сыном Андрея и Гелены Плечников. Отец был конструктором мебели и с самого начала готовил это место для Йоже[2].

Благодаря государственной стипендии в 1888 году он поступил в торгово-промышленное училище города Граца, где начал обучение по специальности «конструктор мебели». Важную роль сыграло его знакомство со студентами-строителями, благодаря чему он научился чертить и был принят чертежником в мастерскую Леопольда Тейера (Leopold Theyer)[2].

Неожиданно умер отец Андрей Плечник. Мать и старший брат решили, что Йоже слишком молод, чтобы перенять мастерскую. В результате он поехал в Вену, где два года работал на Мюллера, тоже ученика Тейера. В своих автобиографиях Плечник не любил вспоминать этот отрезок жизни[2].

Плечник посещал художественные выставки. Его одолевали сомнения, что рутинная работа, которой он занимался, это его удел. В 1893 году он попытался поступить в школу при Австрийском музее прикладного искусства, но не был принят. А в 1894 году он посетил Международную выставку, где загорелся желанием стать архитектором[2].

В 1894 году Плечник почти без архитектурного образования пришел к Отто Вагнеру, чтобы стать его учеником. Первое задание на проект жилого дома оказалось для него слишком сложным и он почти отчаялся, но не бросил это занятие. В частной мастерской Вагнера Йоже Плечник быстро освоил техническое расчеты и геометрию. Когда прошел год, Плечник по совету Вагнера снова подал заявление и поступил на кафедру архитектуры Венской академии изобразительных искусств, которую закончил в установленные три года в 1898 году[2].

Дипломный проект не был высоко оценен архитекторами, однако Плечник выиграл Римскую премию и совершил поездку в Италию, потом в Испанию и Францию. Там он узнал о смерти матери и вернулся в Любляну. В 1895 году город перенёс землетрясение и многие архитектурные сооружения было необходимо возвести заново. Но молодой Плечник ещё не был известным и потому востребованным. Из-за отсутствия заказов осенью 1899 года он поехал обратно в ателье Вагнера в Вену. Вагнеру как раз не хватало коллеги для работ над Венским метро, а Плечник знал проекты с самого начала, так как сам выполнял многие чертежи[3] ещё в 1884 году. Однако надолго он там не задержался. После путешествия архитектура Вены стала казаться ему бедной, а работа в ателье стесненной и ограниченной. Он начал совместный проект с сыном Вагнера, тоже архитектором, которого тоже звали Отто[de], но контакт у них не заладился и в 1900 году он ушёл из ателье[2].

В дальнейшем спроектировал многие постройки в таких городах, как Вена, Прага, Братислава. Принимал значительное участие в преобразовании современного города Любляна, в том числе и после Второй мировой войны.

В первое десятилетие нового века молодой архитектор спроектировал несколько частных и жилых домов в Вене, а в 1911 году он начинает преподавание в художественном ремесленном училище города Праги, продолжая свои поиски в области конструирования и дизайна мебели. Первый президент Чехословакии Томаш Масарик пригласил Плечника реконструировать Пражский Град, для превращения его в резиденцию национального лидера. Главным памятником его пребывания в Праге осталась построенная по его проекту церковь Сердца Господня на Виноградах, интерьер которой был также выполнен согласно его разработкам.

Список работ

  • Дом Лангера в Вене (1900—1901)
  • Дом Штеггассе в Вене (1902)
  • Захерлхаус в Вене (1903—1905)
  • Фонтан Святого Карла в Вене (1906—1909)
  • Церковь Святого Духа в Вене (1908—1913)
  • Стадион Бежиград в Любляне (1923—1939)
  • Церковь святого Франциска Ассизского в Любляне (1925—1927)
  • Здание банка в Целе (1927—1930)
  • Церковь святого Антония Падуанского в Белграде (1928—1932)
  • Здание страховой компании в Любляне (1928—1939)
  • Тройной мост в Любляне (1929—1932)
  • Петушиный мост в Любляне (1931)
  • Трновский мост (1932)
  • Реконструкция Пражского Града (I и III дворы, сады, интерьеры)
  • Церковь Пресвятого Сердца Господня на Виноградах в Праге (1928—1930)
  • Национальная и Университетская библиотека в Любляне (1936—1941)
  • Церковь Св. Михаила с колокольней в Любляне (1937—1939)
  • Городской рынок в Любляне (1940—1944)
  • Парламент Словении (проект) (1947)
  • Кладбище Жале в Любляне (1937—1940)
  • Церковь Посещения в Поникве (1958)
Малый бельведер на Пражском граде Георгий Победоносец на Пражском граде Петушиный мост в Любляне Скамьи в Любляне

Примечания

  1. Glancey J. Moderní Architektura: Nejvýznamnější Světové Stavby 20. Století. Vol 19. Praha: Albatros; 2004.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Prelovšek, Damjan. Josip Plečnik: život a Dílo 1. vyd. Brno: ERA, 2002.
  3. его чертежи представлены в публикации Einige Skizzen, Projekte und ausgeführte Bauwerke

Ссылки