Плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит
Плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит — распространенное в европейской философии (начиная с античности) и живописи периода Ренессанса и барокко противопоставление двух знаменитых греческих философов, которые имели различное воззрение на жизнь: первый оплакивал людей, второй смеялся над людскими глупостями.
История
Демокрит Абдерский (ок. 460 — ок. 370 до н. э.) и Гераклит Эфесский (ок. 540—475 до н. э.) — два великих античных философа, противоположность характеров которых — смеющийся и плачущий — является общим местом европейской культуры. Демокрит был известен как Смеющийся, поскольку его смешила глупость рода человеческого, более ранний философ Гераклит же был известен как Мрачный или Тёмный, и его философская система контрастировала с идеями Демокрита, на что обратили внимание последующие поколения.
Целью всякого познания Демокрит считал «спокойствие души (греч. εὐθυμία, которую он, впрочем, называет и разными другими именами), однако не то, которое доставляется чувственным довольством, а нравственное, неколебимое страстями (греч. καθ᾽ ή̔ν γαληνω̃ς καὶ εὐσταθω̃ς ἡ ψυχὴ διάγει, ὑπὸ μηδενος ταραττομένη φόβου ἢ δεισιδαιμονίας ἢ ά̓λλού τινος πάθους). Отсюда, вероятно, явилось предание, изображающее Демокрита вечно смеющимся (греч. γελασι̃νος), а Гераклита вечно плачущим[1]».
...Значит, похвально и то, что один-то мудрец всё смеялся,
Как поднимал от порога, вперёд вынося, свою ногу,
Ну, а другой был совсем не таков: он больше всё плакал.
Впервые противопоставление зафиксировано у автора II века до н. э. Сотиона[2], а затем у многих греческих (Лукиан, Ипполит Римский) и латинских авторов.
Из римлян эта идея противопоставления упоминается у Сенеки, Ювенала[3] и др., «которые считали Демокрита оптимистичным философом, любителем хорошей жизни, который смеялся над расточительностью человечества, в отличие от его предшественника, Гераклита, автора неясных, печальных текстов, возмущавшегося человеческими слабостями»[4]. Цицерон приписывает Демокриту постоянный смех наряду с величием его души[5].
Сенека писал[6]: «Гераклит всякий раз, как выходил на люди, плакал, а Демокрит смеялся: одному всё, что мы делаем, казалось жалким, а другому — нелепым»[7], а также: «Гераклит всякий раз, как выходил из дому и видел вокруг себя столько скверно живущих, а точнее сказать скверно гибнущих людей, начинал плакать и жалеть всех попадавшихся ему навстречу прохожих, даже если они были веселы и счастливы… Про Демокрита же рассказывают, наоборот, что он никогда не появлялся на людях без улыбки: до того несерьёзным ему казалось всё, чем серьёзно занимались все вокруг. Но где здесь место гневу? Надо либо смеяться надо всем, либо плакать»[8]
«Но прежде всего, что такое самый смех, каким образом он возбуждается… увидел бы Демокрит. Демокрит, если бы был на земле, смеялся бы. У мудрецов же вместо гнева появлялись: слёзы — у Гераклита, смех — у Демокрита. Демокрит же имел обыкновение непрестанным смехом приводить в движение свои лёгкие, — уже его мудрость доказывает, что великие люди, которые дают великие примеры, могут рождаться на родине глупцов и в затхлом воздухе… Ибо Демокрит был родом из города Абдер, где обычно рождаются глупцы. Он всё смеялся, считая достойными смеха все человеческие дела».[9]
Таким образом, для древних неспособность смеяться или плакать означала неспособность быть мудрым. Происходило это потому, что смех и слёзы в отличие от негодования — это две реакции на безумие человеческой жизни, дозволенные философу, и Гераклит с Демокритом были воплощениями этих образов[10].
Ренессансные гуманисты XV века также использовали эту пару, чтобы утвердить мнение, согласно которому жизнерадостное мироощущение более соответствует философу.
Монтень пишет о них в своей главе «О Демокрите и Гераклите» в книге «Опытов», толкуя хорошее настроение Демокрита более скептически:
Демокрит и Гераклит — два философа; из коих первый, считая судьбу человека ничтожной и смешной, появлялся на людях не иначе, как с насмешливым и смеющимся лицом. Напротив, Гераклит, у которого тот же удел человеческий вызывал жалость и сострадание, постоянно ходил с печальным лицом и полными слёз глазами. (…) Настроение первого мне нравится больше — не потому, что смеяться приятнее, чем плакать, а потому, что в нём больше презрения к людям, и оно сильнее осуждает нас, чем настроение второго; а мне кажется, что нет такого презрения, которого мы бы не заслуживали[11].
Живопись
Эти образы представлены в европейской живописи Ренессанса и барокко — на одной картине или в виде диптиха.
Демокрит:
- улыбается или смеётся
- с глобусом и циркулем
Гераклит:
- плачет, рыдает или просто грустит
- в чёрном
- иногда тоже с глобусом
- иногда палец приложен к глазу[12]
-
Плачущий Гераклит,
худ. Х. Тербрюгген -
Смеющийся Демокрит,
худ. Х. Тербрюгген -
Плачущий Гераклит,
ск. Ф.К. Мессершмидт -
Смеющийся Демокрит,
ск. Ф.К. Мессершмидт
В литературе
- Франсуа Рабле, «Гаргантюа и Пантагрюэль»: «Таким образом, они изобразили собой гераклитствующего Демокрита и демокритствующего Гераклита».
- Вальтер Скотт. «Квентин Дорвард»: «Эти два исполнителя закона представляли прямую противоположность друг другу как по приёмам, так и по внешности. Людовик называл одного Демокритом, другого Гераклитом, а их начальник, великий прево, окрестил одного „Жан-кисляй“, а другого — „Жан-зубоскал“».
- Стихотворение перуанского поэта Клементе Альтауса «Demócrito y Heráclito», 1863
- Михаил Ломоносов в сочинении «Краткое руководство к красноречию» (Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии) в § 203 обучает:
Повторение есть многократное положение речения в предложениях, что бывает: (…)
5) Когда два речения, которые вместе стоят, порознь повторяются в разных идеях, например:
Премудрый человек может по вся дни на свете плакать и смеяться. Смеяться, как Демокрит над глупостию человеческою, плакать, как Гераклит о суете сего мира.
- В русской поэзии[13]:
Николай Карамзин. «Гимн глупцам». | Александр Полежаев. «Сашка». 1, 13. | Денис Фонвизин. «К моим слугам». |
---|---|---|
С умом все люди Гераклиты, |
Пусть смотрит Гераклит унылый |
Иные резвятся, хохочут, пляшут, скачут, |
Ссылки
Библиография
- Cora E. Lutz. Democritus and Heraclitus // The Classical Journal, Vol. 49, No. 7 (Apr., 1954), pp. 309—314
- Aurora Gloria Egido Martínez. Heráclito y Demócrito: imágenes de la mezcla tragicómica. // Teatro español del siglo de oro : teoría y práctica / coord. por Christoph Strosetzki, 1998, ISBN 84-95107-04-X , pags. 68-101
Примечания
- ↑ Демокрит // Реальный словарь классических древностей]
- ↑ Стобей III 20, 53 (Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989. С.181)
- ↑ Ювенал. Сат.10, 28-30; пер. Дмитрия Недовича и Федора Петровского
- ↑ Рубенс. Гераклит и Демокрит . Дата обращения: 8 апреля 2010. Архивировано 14 сентября 2009 года.
- ↑ А. Ф. Лосев. История античной эстетики . Дата обращения: 8 апреля 2010. Архивировано 29 марта 2009 года.
- ↑ Гераклит. Биографические свидетельства . Дата обращения: 8 апреля 2010. Архивировано 27 сентября 2010 года.
- ↑ Сенека. О спокойствии духа, XV, 2.
- ↑ Сенека. О гневе, II, 10, 5. Пер. Татьяны Бородай
- ↑ Демокрит. В его фрагментах и свидетельствах древности. Под ред.и с комм. Г.К. Баммеля. - М.: ОГИЗ. Государственное социально-экономическое издательство, 1935. - стр. 15-33. Примечания Г.К. Баммеля.
- ↑ Г. Дашевский. Источник смеха. // НГ Exlibris . Дата обращения: 26 октября 2013. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Монтень. Опыты . Дата обращения: 8 апреля 2010. Архивировано 30 января 2010 года.
- ↑ Matthew Steggle. Laughing and weeping in early modern theatres
- ↑ Гераклитъ и Демокритъ // Сборник образных слов и иносказаний. 1904 г.