Перейти к содержанию

Платонов, Георгий Васильевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Гео́ргий Васи́льевич Плато́нов
Во время Великой Отечественной войныВо время Великой Отечественной войны
Дата рождения 8 марта 1918(1918-03-08)
Место рождения Еремкино, Шуйский уезд, Иваново-Вознесенская губерния, РСФСР ныне Ивановская область
Дата смерти 22 октября 2006(2006-10-22) (88 лет)
Место смерти Москва, Россия
Научная сфера философия
Место работы Институт философии АН СССР
МГУ имени М. В. Ломоносова
Альма-матер Сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева
Учёная степень доктор философских наук
Учёное звание профессор
Известен как Философ, специалист по общей теории философского знания, диалектике природы, методологическим проблемам биологии и экологии, методике преподавания философии. Доктор философских наук, профессор. Один из защитников мичуринской агробиологии. Один из защитников мичуринской агробиологии
Награды и премии Орден Отечественной войны II степени Орден Трудового Красного Знамени Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Сталинская премия — 1952

Гео́ргий Васи́льевич Плато́нов (8 марта 1918, д. Еремкино, Шуйский уезд, Иваново-Вознесенская губерния, РСФСР — 22 октября 2006, Москва, Россия) — советский и российский философ, педагог. Специалист по общей теории философского знания, диалектике природы, методологическим проблемам биологии и экологии, методике преподавания философии.[1] Доктор философских наук, профессор. Один из авторов «Краткого научно-атеистического словаря». Один из защитников мичуринской агробиологии.

Биография

Родился 8 марта 1918 года в деревне Еремкино Шуйского уезда Ивано-Вознесенской губернии в семье сельских учителей.[1][2]

В 1935 году окончил Шуйскую среднюю школу.[2]

В 1939 году окончил Сельскохозяйственную академию имени К. А. Тимирязева и был призван на военную службу в Красную Армию.[1][2][3]

В годы Великой Отечественной войны находился на фронте. Затем окончил аспирантуру Институте философии АН СССР и занялся философскими вопросами естествознания.[1][2]

В 1948 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Философские взгляды К. А. Тимирязева».[1][2][3]

В 19491950 годы — учёный секретарь Института философии АН СССР.[1][2]

В 19511958 годы — заведующий сектором философских естествознания Института философии АН СССР.[1][2]

В 1953 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Мировоззрение К. А. Тимирязева».[1][3]

В 1954 году начал преподавать в МГУ имени М. В. Ломоносова.[1][2][3]

В 19601965 годы — профессор и заведующий общеуниверситетской кафедрой диалектического и исторического материализма факультетов естественных наук МГУ имени М. В. Ломоносова.[1][3]

С 1966 года — профессор, с 1991 года — профессор-консультант, а в 1973-1981 годы — заведующий кафедрой философии Института повышения квалификации преподавателей общественных наук МГУ имени М. В. Ломоносова.<[1]ref name="zavetspisok" />[3]

В разные годы работал по совместительству в ИФ АН СССР, на философском факультете МГУ, на кафедре философии АН СССР, АМН СССР, МВТУ, РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина, МГМСУ.[1]

Занимал должность заместителя редактора Вестника МГУ.

Автор более 250 научных трудов, из них 15 монографий, 16 брошюр, более 220 статей в журналах и сборниках[2]

Имеет 3 внука и 3 внучки.[2]

Научная деятельность

Главной темой исследований Платонова являлся механизм взаимодействия философских и частных наук, а также место философии в развитии естествознания. Он рассматривал философию как систему общих знаний о мире в целом, о путях его познания и преобразования. Её ядром он считал диалектический материализм (общетеоретическая философия), в качестве среднего уровня видел диалектику природы (философия естествознания), исторический материализм (социальная философия), диалектическую логику (учение о мышлении), историю философии, этику, эстетику и религиоведение. Их продолжением и внешней стороной философии являются философские (методологические) проблемы частных наук, составляющих разветвленную систему научного познания, которое используется в повседневной прикладной жизни общества.[1]

В своих исследованиях по диалектике живой природы и философским вопросам биологии наибольшее внимание уделял внутренним и внешним противоречиям биотических систем, прямой и обратной связям между нуклеиновыми кислотами и белками в живой клетке, в которых видел основу наилучшего управления наследственностью и изменчивостью организмов, созданию новых и более продуктивных сортов и пород растений и животных.[1]

Занимаясь методологическими вопросами экологии предложил новую периодизацию истории взаимодействия природы и общества. Также им были сформулированы 10 принципов нравственно-экологического кодекса, соблюдение которых является необходимым для возникновения устойчивого экоразвития и ноосферы.[1]

В период противоборства в советской философии сторонников гносеологического направления с онтологическим направлением (60-80-е гг.) выступал за онтологизм.[1]

Платонов и лысенковщина

В период лысенковщины Платонов являлся сторонником мичуринской агробиологии, впоследствии пересмотрел некоторые аспекты этого учения (отрицание внутривидовой борьбы и скорость видообразования). После разоблачения Лысенко Платонов написал книгу «Жизнь, наследственность, изменчивость» (1978), которая, как замечает Лорен Грэхем, «представляла собой абсолютно лысенковское по своему духу исследование»[4], где Платонов заявляет о приверженности «мичуринскому учению», отстаивает достижения Лысенко по превращению одного вида пшеницы в другой, поддерживает идею о наследовании приобретённых признаков, критикует «монополизм» ДНК.

Хотя при получении Платоновым в 1963 году Ломоносовской премии отмечалось:[5]

В книгах показано значение теории Дарвина не только для биологии, но и для философии, антропологии, психологии, географии, физики, математики, в целом для научного познания и прогрессивного развития общества. Подвергнуты научной критике социальный дарвинизм, мальтузианство, антидарвинистские выпады Т. Д. Лысенко по вопросам отрицания им внутривидовой борьбы, подмены постепенности и преемственности в процессе образования новых видов животных и растений, абсолютизации резких (разовых) скачков при переходе от одного вида к другому.

Награды

Сочинения

Книги

  • Платонов Г. В. Мировоззрение К. А. Тимирязева. М., 1952
  • Платонов Г. В. К. А. Тимирязев. М., 1955 (переведена на английский, французский, испанский, корейский и др. языки)
  • Платонов Г. В. Дарвин, дарвинизм и философия (переведена на китайский, японский, испанский и др. яз.)
  • Платонов Г. В. Философские аспекты изучения живого на молекулярном уровне. М., 1966
  • Платонов Г. В. Философия в вопросах и задачах. М., 1977 (в соавторстве с Н. В. Хоревым)
  • Платонов Г. В. Жизнь, наследственность, изменчивость (методологические аспекты). М., 1978
  • Платонов Г. В. Диалектика природы, её место и роль в системе марксистско-ленинской философии. М., 1980
  • Платонов Г. В. Марксистско-ленинская философия и частные науки. М., 1982
  • Диалектика живой природы (коллективный труд: 10 биологов и 10 философов, написанный по плану, при соавторстве и соредакции). М., 1984
  • Платонов Г. В. Диалектика взаимодействия общества и природы. М., 1989
  • Платонов Г. В., Косичев А. Д. Духовность и наша жизнь. М., 1999.

Краткий научно-атеистический словарь

Статьи

Примечания

Литература