Письма мёртвого человека
Письма мёртвого человека | ||
---|---|---|
Жанр | фантастика, психологическая драма, антиутопия, постапокалиптика, фильм-предупреждение[1] | |
Режиссёр | Константин Лопушанский | |
Автор сценария |
Вячеслав Рыбаков Константин Лопушанский Борис Стругацкий Алексей Герман |
|
В главных ролях |
Ролан Быков Иосиф Рыклин Виктор Михайлов |
|
Оператор | Николай Покопцев | |
Композитор | Александр Журбин | |
Кинокомпания | Киностудия «Ленфильм», Первое творческое объединение | |
Длительность | 88 мин | |
Страна | СССР | |
Язык | русский | |
Год | 1986 | |
Ссылки | ||
Кинопоиск | ID 42984 | |
IMDb | ID 0091759 | |
Сайт |
| |
Культура.РФ | ||
«Письма мёртвого человека» | ||
Открытая коллекция | ||
«Письма мёртвого человека» — первый полнометражный фильм Константина Лопушанского (1986). Отражает популярную в годы «холодной войны» теорию ядерной зимы.
Фильм стал одним из заметных кинофестивальных событий 1986—1987 гг., получил ряд наград: Гран-при МКФ в Варне и Мангейме, Приз за режиссуру МКФ в Мадриде, Приз жюри ВКФ в Тбилиси. Получил Государственную премию и сыгравший главного героя Ларсена Ролан Быков.
Сюжет
Действие фильма происходит в неназванном городе, через некоторое время после окончания ядерной войны. Учёный, лауреат Нобелевской премии Ларсен спасается от последствий ядерной бомбардировки в подземелье исторического музея, в котором работала до войны его супруга, не успевшая вовремя спуститься в бомбоубежище и теперь страдающая от болезни, вызванной, по-видимому, значительной дозой радиации. Вместе с ними в подземелье живут бывшие сотрудники музея. Каждый из них по-своему переживает трагедию человечества — кто-то пишет книгу-размышление о причинах случившегося, кто-то готовит послание будущей цивилизации, а кто-то размышляет о построении будущего подземного человечества с новой моралью и нравственностью. Рядом с подземельем расположен медицинский бункер, где продолжает работу друг Ларсена, снабжающий его медикаментами для умирающей жены.
Центральной темой кинофильма является поиск смысла существования, рационального объяснения невероятного стремления человека к тотальному самоубийству при помощи новейших достижений науки. Главный герой — Ларсен — не может поверить в гибель человечества от собственных рук и раз за разом пытается найти подтверждение того, что произошедшее — лишь некий этап на пути развития. Он исследует показания сейсмических приборов, пытаясь понять — идёт ли война, или же ничего этого нет; пытается построить математическую формулу и вывести положительную гипотезу, объясняющую происшедшее, но будучи не в силах сделать этого, приходит к выводу, что то, что произошло — произойти не могло по определению. Своего рода отдушиной для Ларсена становятся письма, которые он пишет своему, скорее всего погибшему во время бомбардировки, сыну Эрику. В этих письмах он исповедуется перед сыном и перед самим собой, пытаясь оправдать человека перед лицом здравого смысла. Между тем выжившие готовятся к переселению в центральный бункер — в глубокую консервацию на десятки лет, а может быть, и навсегда.
За порогом бункера оказываются бывшие воспитанники приюта при храме, который когда-то возглавлял знакомый Ларсена, пастор. Дети пребывают в состоянии каталепсии и, по словам осмотревшего их врача, не могут попасть в бункер — им не находится места, поскольку власти «не могут обеспечить жизнью даже здоровых». Ларсен отказывается от эвакуации в центральный бункер ради того, чтобы остаться с детьми. Он и дети вместе пытаются отпраздновать наступающее Рождество — собирают импровизированную ёлку и даже выходят на улицу, чтобы увидеть первую звезду, но небо затянуто смогом от ядерного пожара. Ларсен умирает, а дети уходят куда-то вдаль, в темноту ядерной ночи.
Заканчивается фильм цитатой из манифеста Рассела — Эйнштейна:
Перед нами лежит путь непрерывного прогресса, счастья, знания и мудрости. Изберём ли мы вместо этого смерть только потому, что не можем забыть наших ссор? Мы обращаемся как люди к людям: помните о том, что вы принадлежите к роду человеческому, и забудьте обо всём остальном.
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Ролан Быков | профессор Ларсен |
Вацлав Дворжецкий | Пастор |
Вера Майорова | Анна |
Вадим Лобанов | человек |
Виктор Михайлов | Эпизод |
Светлана Смирнова | Тереза |
Владимир Бессекерных | Эпизод |
Вячеслав Васильев | врач-дозиметрист |
Наталья Власова | Эпизод |
Производство
Сценарий фильма изначально был более длинным, с большим количеством эпизодов и героев, но режиссёр-дебютант в процессе съёмок многое выбросил и к концу совершенно запутался в материале (им было снято очень много, на 2 серии по полтора часа минимум), поэтому окончательный монтаж фильма доверили Семёну Арановичу и Алексею Герману.
Во время работы над фильмом Ролан Быков придумал собственную историю описанных в картине событий, поскольку из сценария не было ясно — что же послужило причиной произошедшей катастрофы. По мнению Быкова, речь в фильме идет об острове, ставшем «полигоном» для оценки последствий ядерной войны с дальнейшими выводами о возможности её реального ведения. В реальности же никакой войны не было, и герой Быкова знает об этом, поскольку сам является одним из авторов этого эксперимента. Косвенно эта линия в фильме прослеживается в эпизоде с оценкой сейсмограмм, где Ларсен упоминает о том, что, возможно, никакой войны нет. Такая версия соответствует и идеологической подоплёке фильма, поскольку, по воспоминаниям Бориса Стругацкого, изначально кинематографистам было дано строгое указание, чтобы «ядерной катастрофы» в фильме не было.
Художниками-постановщиками фильма были Виктор Иванов и Елена Амшинская.
Роль Быкова озвучил Зиновий Гердт, что вызвало крайнее недовольство первого. Быков даже намеревался подать в суд на съёмочную группу, но затем передумал, добившись того, что смонтированная роль была им вновь переозвучена[2].
рассказала в интервью[источник не указан 871 день], как снимался фильм. Первоначально предполагалось снимать на островах-фортах в Финском заливе у Кронштадта, но потом в городе Ораниенбаум был найден разрушенный дом, идущий под снос, он и прилегающая территория стали основным местом съёмок. Были поставлены фонари, образующие линию улицы, установлен кузов автобуса, кузов автомобиля, вероятно, «Трабант». У Фрунзенского универмага, в старинных газгольдерах, обожжённых пожарными, снимали затопленную библиотеку. В Пушкине, в подвале полуразрушенной церкви, снимали убежище главного героя, оттуда же и кадры полуобвалившегося купола. Некоторые сцены были сняты в Ленинграде, некоторые, в том числе финальная, на берегах Финского залива. В съёмках принимала участие военная техника Ленинградского военного округа: малый десантный корабль проекта «Мурена», вертолёт Ка-26, тягач МАЗ-543. Солдаты были вооружены немецкими штурмовыми винтовками «Штурмгевер» СТГ-44, стилизованными под американские М-16, а также облачены в костюмы радиационной и химической защиты ОЗК и Л-1. Остальные персонажи, в том числе главный герой, также носят на поверхности химзащиту советского производства.
Резонанс
Выход картины практически совпал с Чернобыльской аварией, поэтому для своего времени картина была очень острой и шокирующей. Да и холодная война к тому времени ещё не ушла в прошлое. В 1987 году Аркадий Стругацкий назвал этот фильм «умной и жестокой драмой о современных людях в ситуации, для исключения которой из истории человечество должно употребить все свои силы» и считал, что единственным фильмом зарубежного киноискусства на тему ядерной катастрофы, который может сравниться с «Письмами мёртвого человека», является фильм Крамера «На последнем берегу»[1].
Награды
- 1986
- Гран-при, Приз FIPRESCI на МКФ в Мангейме (Западная Германия);
- Специальный приз жюри на МКФ в Трое (Португалия);
- 1987
- Главный приз на МКФ Красного Креста и фильмов о здоровье в Варне (Болгария);
- Приз Французской федерации киноклубов на КФ в Каннах (Франция);
- Государственная премия РСФСР им. братьев Васильевых;
- Приз за режиссуру на 8-м МКФ экспериментальных фильмов в Мадриде (Испания);
- Специальный приз жюри ВКФ в Тбилиси (Грузия);
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Аркадий Стругацкий. Не должно быть // Советский экран. — 1987. — № 17. — С. 2—3.
- ↑ Ролан Быков. Я побит — начну сначала. Дневники. — М.: Астрель; АСТ, 2010. — ISBN 978-5-17-066287-6; 978-5-271-27396-4.
Ссылки
- Полная версия фильма Письма мёртвого человека на YouTube
- Фёдоров А. В. Фантастика предостерегает (недоступная ссылка) Проверено 16 мая 2014. // Советская Россия. 1986. 20 июля. С. 5.
- Фильмы по алфавиту
- Фильмы 1986 года
- Фильмы Константина Лопушанского
- Научно-фантастические фильмы-драмы СССР
- Постапокалиптические фильмы СССР
- Фильмы-катастрофы СССР
- Фильмы-антиутопии
- Фильмы СССР 1986 года
- Фантастические фильмы 1986 года
- Фильмы студии «Ленфильм»
- Фильмы о катакомбах
- Фильмы на антиядерную тематику