Петров, Осип Афанасьевич
Осип Афанасьевич Петров | |
---|---|
Основная информация | |
Страна | Российская империя |
Профессии | оперный певец |
Певческий голос | бас |
О́сип Афана́сьевич Петро́в (3 (15) ноября 1806, Елисаветград — 28 февраля (12 марта) 1878, Санкт-Петербург) — русский оперный певец (бас).
Биография
Родственники Осипа Афанасьевича с материнской стороны, по фамилии Петровы, были елисаветградские 3-й гильдии купцы, «породы греческой», по выражению ревизских сказок, но значительно обрусевшие. Мать его, Авдотья Савельевна, отлично говорила по малороссийски; не высокого роста, полного телосложения, она выдавала свою «греческую породу» черными волосами и смуглым цветом лица.
С детства пел в церковном хоре, самостоятельно научился играть на гитаре. Его взял к себе дядя, брат матери, торговец, чтобы отвлечь от «музыкальных глупостей» и привлечь к делу. Но предприниматель из будущего певца не получился, племянник покинул раздосадованного дядю. В 1826 году попал в гастрольную труппу Жураховского, впервые выступил в водевиле Катерино Кавоса на текст Шаховского «Казак-стихотворец», а вскоре стал участником труппы Ивана Фёдоровича Штейна, где познакомился с театральным актёром Михаилом Щепкиным, который оказал большое влияние на его творческое развитие. После нескольких лет выступлений в провинциальных городах в 1830 певец оказался в Петербурге, где с восторгом был принят публикой. В Мариинском театре, он проработал до конца своей жизни — с 1830 по 1878 год. Дебютировав в опере Моцарта «Волшебная флейта», он вскоре стал одним из ведущих столичных оперных солистов, исполняя басовые партии в сочинениях Мейербера, Россини, Беллини и других композиторов. Петров также совершенствовался в теории музыки и игре на фортепиано у И. К. Гунке и в пении — у Кавоса.
Настоящим звёздным часом Петрова стала премьера в 1836 году оперы Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), в которой он исполнил заглавную роль. В это время на сцене театра шли сразу две разные оперы на один сюжет — о подвиге крестьянина Ивана Сусанина — опера Глинки и опера Катерино Кавоса, и Петров пел обе заглавные партии в двух постановках[1]. Среди других партий, написанных специально для Петрова и с блеском им исполнявшихся — Фарлаф («Руслан и Людмила» Глинки), Мельник («Русалка»), Лепорелло («Каменный гость» Даргомыжского), Озия, Владимир («Юдифь», «Рогнеда» Серова), Иван Грозный («Псковитянка» Римского-Корсакова), Варлаам («Борис Годунов» Мусоргского), Гудал («Демон» Рубинштейна). Певец участвовал в операх французских и итальянских композиторов, пел партию Неизвестного («Аскольдова могила» Верстовского).
В апреле 1876 года в Мариинском театре праздновалось пятидесятилетие сценической карьеры Петрова. Ему была преподнесена золотая медаль от императора и позолоченный лавровый венок, на каждом листе которого было выгравировано название одной из опер, в которых он пел.
Объём голоса Петрова составлял более чем две с половиной октавы: от B1 (си-бемоль контроктавы) до fis1 (фа-диез первой октавы). Его пение отличали теплота, глубина и чёткость интонации. Обладая хорошим актёрским мастерством, Петров успешно исполнял как драматические, так и комические роли в русских и зарубежных операх.
Петров был женат на Анне Воробьёвой, которая также стала выдающейся оперной певицей.
Похоронен на Смоленском православном кладбище[2]. В 1930-х годах захоронение было перенесено в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
-
О.А. Петров. Портрет работы А. Левитина (1855)
-
Осип Петров (1861)
-
Осип Петров. Гравюра П.Ф. Бореля (1869) с фотографии Щетинина.
-
Петров (справа) в роли Варлаама (1873)
-
Петров в партии Сусанина
-
Брюллов К. Портрет певицы А. Я. Петровой (1841)
-
Осип Петров и Юлия Платонова, фотография Везенберга
-
Могила Петрова в Некрополе мастеров искусств в Петербурге
Примечания
- ↑ В.Коршиков. Хотите, я научу вас любить оперу. О музыке и не только. — М., ЯТЬ, 2007. — 246 с.
- ↑ Могила на плане кладбища // Отдел IV // Весь Петербург на 1914 год, адресная и справочная книга г. С.-Петербурга / Ред. А. П. Шашковский. — СПб.: Товарищество А. С. Суворина – «Новое время», 1914. — ISBN 5-94030-052-9.
Литература
- А. Гозенпуд. Русский оперный театр XIX века (1836-1856). — Ленинград : Музыка, 1969. — С. 5, 32, 36, 42,52-59, 63, 80-82, 89, 92, 94, 96-98, 101, 103, 107, 113, 137, 142, 156, 159, 162, 165, 177, 184, 195, 208, 211, 238, 247, 253, 277, 278, 284, 291, 294-299, 302, 306, 326, 329, 331, 334, 356, 362, 367, 384-386, 430, 439, 440, 443-447. — 463 с. — 4790 экз.
- Марианна Константинова. О. А. Петров и Дирекция императорских театров: Эпизоды служебной жизни артиста // Музыка в культурном пространстве Европы – России. События. Личность. История / отв. ред. и сост. Н. А. Огаркова. — СПб : Российский институт истории искусств, 2014. — С. 120–133. — 320 с. — ISBN 978-5-86845-184-3.
- Ласточкина Е. Осип Петров. — М.- Л. : Музгиз, 1950. — 84 с. — 5000 экз.
- Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь / Пружанский А. М. — 1-е изд. — М.: Советский композитор, 1991. — Т. 1. — С. 396—397.
- В. Ястребов. Елисаветград, 2-го августа, 1882 г. («Русская старина», том XXXVI, 1882 г., № 11.)
Ссылки
- Биография Петрова на belcanto.ru Архивная копия от 24 февраля 2008 на Wayback Machine.