Петкер, Елена Яковлевна

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Елена Яковлевна Петкер

Елена Яковлевна Петкер — советская певица и музыкальный педагог. Сестра Бориса Петкера.

Училась в Московской консерватории в классе фортепиано Генриха Нейгауза, однако, не завершив обучения, ушла с четвёртого курса. Далее работала драматической актрисой — в частности, в 1936—1937 году играла в Театре-студии Рубена Симонова в постановках режиссёра Андрея Лобанова: в «Детях солнца» Максима Горького (Фима)[1] и в спектакле «Всегда в пять» Сомерсета Моэма[2]. Однако и театральная карьера не удовлетворила Петкер, и она стала певицей камерного репертуара.

В 1940-е гг. гастролировала по Советскому Союзу с камерными концертами. Михаил Ульянов вспоминает о её выступлении в Омске в военные годы:

Я до сих пор помню, какое пленительное впечатление произвела на всех эстрадная певица Елена Петкер. Она удивила нас, студийцев, тонкостью и изяществом, с каким исполняла песенки своим небольшим голосом[3].

В те же годы осуществила ряд записей, главным образом иностранных народных песен: ковбойская песня «Малиновая шаль» и английская песня «Типперери» (1944, с ансамблем под управлением Сергея Горчакова), «Ковбойская песня о Техасе» (1945, с ансамблем под управлением Л. Юрьева), неаполитанская песня «Марьянина» (1953, с дуэтом гитаристов Юрия Грещенко и Алексея Якушева).

В послевоенный период концертировала с академическим репертуаром, включая вокальные циклы Роберта Шумана, Франца Шуберта, Рихарда Вагнера, Мануэля де Фальи, однако в первую очередь работала с произведениями советских композиторов. Была первой исполнительницей ряда вокальных сочинений Дмитрия Кабалевского, сотрудничала с композиторами Револем Буниным, Зарой Левиной, Марком Мильманом, Борисом Мокроусовым и другими. Композитор Сергей Кондратьев признавался по поводу исполнения Еленой Петкер своих романсов: «Она пела так хорошо, что ввела меня в слёзы»[4]. Как подчёркивал композитор Юрий Объедов,

Чаще всего она не только первая исполнительница, но и первый наиболее внимательный критик многих советских новинок, попадающих к ней обычно в виде рукописи. <…> Елена Яковлевна Петкер — подлинный друг советских композиторов. Весь свой творческий путь она посвятила трудному, но очень важному делу пропаганды новой музыки[5].

Позднее преподавала вокал в Государственном училище циркового и эстрадного искусства, где среди её учеников были Жанна Бичевская[6] и Елена Камбурова[7].

Примечания

  1. Данилов С. С. Горький на сцене. — М.: Искусство, 1958. — С. 212.
  2. Голубовский Б. Г. Большие маленькие театры. — М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. — С. 231.
  3. Ульянов М. А. Работаю актёром. — М.: Искусство, 1987. — С. 50.
  4. Жизнь и научная деятельность С. А. Кондратьева (1896—1970): в Монголии и в России. — СПб.: Петербургское востоковедение, 2006. — С. 269.
  5. Объедов Ю. Подлинный друг // «Советская музыка», 1962, № 8, с. 155.
  6. Биография Жанны Бичевской Архивная копия от 17 июня 2019 на Wayback Machine // РИА Новости, 17.06.2019.
  7. Елена Камбурова: Песня должна звучать так, как она того заслуживает Архивная копия от 9 октября 2017 на Wayback Machine // «Театральная Афиша», 2008, № 11.

Ссылки