Фалья, Мануэль де

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Мануэль де Фалья»)
Мануэль де Фалья
Мануэль де Фалья

Мануэ́ль де Фалья (исп. Manuel de Falla, полное имя Manuel María de los Dolores Falla y Matheu; 23 ноября 1876, Кадис — 14 ноября 1946, Альта-Грасия, Кордова) — испанский композитор, музыкальный критик.

Биография

Первые уроки музыки получил у матери-пианистки, уроженки Каталонии (отец был родом из Валенсии). В 14 лет начал сочинять произведения для камерно-инструментального ансамбля. Увлекался литературой, в 15 лет стал основателем двух литературных журналов.

В 1893 году, услышав на концерте в Кадисе музыку Грига, решил стать композитором. В период с 1897 по 1904 года написал пьесы для фортепиано и 5 сарсуэл. С 1889 по 1895 года обучался игре на фортепиано у Хосе Траго в Мадриде. В 1896 году написал первые пьесы в том числе для камерно-инструментального ансамбля[1]. В 1896 году поступил в Мадридскую консерваторию, где изучал также гармонию и контрапункт. Его основным учителем был Фелипе Педрель (1902—1904), один из главных деятелей испанского культурного возрождения — ренасимьенто, который привил ему любовь к музыкальному фольклору (фламенко). В результате появилось первое значительное произведение — опера «Короткая жизнь» (1905).

В 1907—1914 годах Фалья проживал в Париже, познакомился с Дебюсси, Равелем, Полем Дюка, Альбенисом, Пикассо. Испытал воздействие музыкального импрессионизма.

В 1919 году переехал из Мадрида в Гранаду, сблизился с Лоркой и его друзьями. В 1922 году в Гранаде совместно с Лоркой организовал фестиваль «Cante hondo» (исп. Глубокое пение), имевший большой общественный и культурный резонанс[1]. В 1926 году его имя было присвоено театру в его родном городе. После поражения Республики с 1939 года проживал в Аргентине, где и скончался.

В 1947 году его прах был перевезен в Кадис и захоронен в крипте собора Святого Креста.

Наиболее известные сочинения

Фалье принадлежат оркестровые, камерные и инструментальные сочинения, песни и романсы, в том числе — на стихи Гонгоры, Готье, Беккера, Лорки.

Оперы
Балеты
  • El Corregidor y la molinera / Коррехидор и мельничиха (с пением; 1917; 2-я ред. под назв. «Треуголка»)
  • El Amor brujo / Любовь-волшебница (балет с пением, (1915)
  • El Sombrero de tres picos / Треуголка (1919)
Прочее

Литература

  • James B. Manuel de Falla and the Spanish Musical Renaissance. London: Gollancz, 1979
  • Hess C.A. Manuel De Falla and Modernism in Spain. Chicago: University of Chicago Press, 2001
  • Manuel de Falla: imágenes de su tiempo. Granada : Archivo Manuel de Falla, 2001.
  • Universo Manuel de Falla: Exposición permanente. Granada: Archivo Manuel De Falla, 2002
  • Harper N.L. Manuel de Falla: his life and music. Lanham: Scarecrow Press, 2005
  • Hess C.A. Sacred passions: the life and music of Manuel de Falla. Oxford ; New York: Oxford UP, 2005.
  • [Письма Ф.Гарсиа Лорки Мануэлю де Фалье]// Гарсиа Лорка Ф.Самая печальная радость… Художественная публицистика. М.: Прогресс, 1987 (по Указателю)

Примечания

  1. 1,0 1,1 Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. — «Советская энциклопедия», 1981. — 1056 с.

Ссылки