Перейти к содержанию

Песнь дороги

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Песнь дороги
পথের পাঁচালী
Pather Panchali
Постер фильма
Жанр драма
Режиссёр Сатьяджит Рай
Продюсер правительство Западной Бенгалии
Автор
сценария
Сатьяджит Рай
В главных
ролях
Каню Баннерджи
Каруна Баннерджи
Субир Баннерджи
Оператор Субрата Митра
Композитор Рави Шанкар
Кинокомпания Government of West Bengal
Длительность 115 мин.
Страна  Индия
Язык бенгальский
Год 1955
Следующий фильм Непокорённый
Ссылки
IMDb ID 0048473

«Песнь дороги» (бенг. পথের পাঁচালী, Pather Panchali) — драматический фильм индийского режиссёра Сатьяджита Рая, благодаря которому об индийском кино узнали во всём мире, кинокартина входит во многие списки лучших и значимых фильмов в истории мирового кино. Снят в 1955 году при финансовой поддержке правительства Западной Бенгалии по одноимённому роману Бибхутибхушана Бандьопадхяя. Фильм повествует о быте индусов в начале 20 века, в манере итальянского неореализма и поэтического реализма Жана Ренуара. Первая часть трилогии об Апу, также в неё входят «Непокоренный» и «Мир Апу».

Сюжет

1910-е годы, в деревне, находящейся в Бенгалии, живёт семья Рай. Харихар — пуджари, который мечтает о карьере поэта и драматурга, но живёт скудной и бедной жизнью, вместе со своей женой Сарбоджаей, дочерью Дургой и сыном Апу. Также вместе с ними живёт пожилая родственница Харихара, тётя Индир Такрун. Старушка часто ворует у них еду, иногда пищу для неё добывают дети, крадя фрукты у соседей. Однажды Сарбоджая затевает ссору с Индир по поводу того, что она портит воспитание детей, после чего Индир уходит и ночует в доме другого родственника. Дурга любит Индир и часто дарит ей фрукты, которые крадет из сада соседней, более обеспеченной семьи. Однажды жена соседа обвиняет Дургу в краже бус, что Дурга отрицает, а Сарбоджаю в поощрении её склонности к воровству.

Харихар находит высокооплачиваемую работу, взяв на себя провести религиозный ритуал для одного богатого фермера. Сарбоджая в очередной раз ссорится с Индир по поводу её новой шали, в то время как вся семья максимально экономит и недоедает. Индир уходит жить к другим родственникам, но спустя какое-то время делает безуспешные попытки вернуться в семью Рай. Дурга и Апу часто проводят время вместе, разделяют простые радости жизни: играют, сидят под деревом, бегают за конфетником, смотрят на театральные представления джатра. Однажды играя в лесу, дети находят скончавшуюся Индир, спустя время старушку хоронят.

У Харихара не ладится с ритуалом и он уезжает в город за лучшей работой, но лишь спустя пять месяцев от него приходит письмо, где говорится, что ему удалось заработать денег и что он скоро вернётся. Однажды в сезон дождей, Дурга слишком долго играет под дождем, простужается и у неё поднимается температура. Из-за бедности ей не обеспечивают должной медицинской помощи, и лихорадка усиливается. Через несколько дней после сильной бури, разрушившей дом семьи Рай, возвращается Харихар, но к этому моменту Дурга скончалась. Харихар, после неудачи в писательстве и смерти своей дочери, принимает решение покинуть деревню и переехать в город вместе с женой и сыном, несмотря на то, что семейство Рай жило здесь поколениями. Апу, перед тем как собираться в путь, случайно находит в вазе на верхней полке те самые бусы, в краже которых обвиняли Дургу, после он выкидывает их в пруд. Семья покидает деревню.

В ролях

Производство

Роман бенгальского писателя Бибхутибхушана Бандопадхайя «Песнь дороги» является классическим романом воспитания в каноне бенгальской литературы. Первоначально печатавшийся по главам в калькуттском периодическом издании в 1928 году он был опубликован в виде книги через год. В романе рассказывается о борьбе бедной семьи за выживание в их деревенском родовом доме и о взрослении Апу, сына семьи. Последняя часть романа, в которой Апу и его родители покидают свою деревню и поселяются в Бенаресе, легла в основу киноленты «Непокорённый» (1956), второго фильма трилогии этого режиссёра.

Сатьяджит Рай, работая художником по графике в Signet Press, создал иллюстрации для нового сокращенного издания книги в 1944 году. В то время Рай прочитал роман без ограничений; владелец издательства Д. К. Гупта сказал ему, что из сокращенной версии получится отличный фильм. Идея понравилась Раю, и примерно в 1946—1947 годах, когда он думал о создании фильма, он обратился к «Песни дороги» из-за определённых качеств, которые «сделали её великой книгой: её гуманизм, её лиризм и её правдоподобие». Вдова автора разрешила ему снять фильм по роману; просто дав своё согласие, без заключения финансового соглашения.

Слово path на бенгальском буквально означает «дорога», а pather означает «путь». Слово panchali обозначает тип народной песни, которая обычно исполняется в Бенгалии перед традиционными театральными представлениями.

Успех

При содействии Джавахарлала Неру фильм был показан на Каннском кинофестивале 1956 года, где он был встречен овациями и удостоен приза «Лучший фильм о людях». Критики писали о молодом режиссёре, ставшем лицом индийского кинематографа:

Его бесхитростный глаз видит жизнь и людей. Композиция его кадров столь виртуозна, что её можно сравнить с манерой немногих выдающихся режиссёров во всей истории мирового кино… Но не в ракурсах камеры и не в монтаже планов кроется главный секрет его успеха. Сила Рая — в той легкости, с которой он проникает в самое нутро своих героев и показывает, что происходит в их умах и сердцах[1].

Примечания

Ссылки