Перссон, Торстен

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Торстен Эрик Перссон
Torsten Erik Persson
Научная сфера экономика

Торстен Эрик Перссон (англ. Torsten Erik Persson; родился 18 апреля 1954 года, Стокгольм, Швеция) — шведский экономист, профессор экономики, президент Эконометрического общества в 2008 году.

Биография

Торстен родился 18 апреля 1954 года в Стокгольме, Швеция[1].

В 1977 году получил степень бакалавра (B.A.) по экономике, защитил докторскую степень (Ph.D.) по экономике в Стокгольмском университете. А в 1984 году получил ещё звание доцента экономических наук в Стокгольмском университете[2].

Торстен Перссон в настоящее время является почётным профессором Института международных экономических исследований[en] при Шведском научно-исследовательском совете[en] с 2016 года, сентенниальным профессором Лондонской школы экономики и политических наук с 1999 года, директором программы «Институты, организации и программа роста» Канадского института перспективных исследований[en] с 2015 года[1].

Был президентом Эконометрического общества в 2008 году, членом в 1991—1996 годах и президентом в 2003 году Европейской экономической ассоциации[en], членом совета директоров Шведского научно-исследовательского совета[en] в 2000—2006 годах[1].

Торстен Перссон является членом Эконометрического общества с 1997 года, научным сотрудником Рочестерского центра экономических исследований с 1985 года, научным сотрудником Центра европейских политических исследований с 1989 года, научным сотрудником NBER с 1990 года, членом призового комитета Премии по экономике памяти Альфреда Нобеля с 1993 года, членом Шведской королевской академии наук с 1993 года, членом консультационного совета института Тинбергена[en] с 1994 года, членом Шведской королевской академии инженерных наук[en] с 1997 года, иностранным почётным членом Американской академии искусств и наук с 2001 года, участник программы Канадского института перспективных исследований[en] c 2004 года, почётным доктором Университета Аалто с 2011 года и Университета Мангейма с 2011 года, членом Шведской королевской академии словесности с 2011 года, членом-корреспондентом Британской академии с 2012 года, иностранным почётным членом Американской экономической ассоциации с 2016 года[1].

Семья

Торстен Перссон женат и имеет трёх детей[1].

Научный вклад

Сфера научных интересов — современная политическая экономика. Работа Перссона и его частого соавтора итальянского экономиста Гвидо Табеллини «Политическая экономика» (Political Economics) может рассматриваться как итог развития новой политической экономики во второй половине XX века. В ней обобщены и сопоставлены результаты большого числа исследований, определены основные понятия новой политической экономики, такие как механизмы принятия решений, теорема о медианном избирателе, эгоистические и приверженные определённой идеологии партии. Авторы обобщают политэкономические исследования в области перераспределительной политики, используют методы сравнительной статики для анализа влияния политических институтов на экономические результаты взаимодействия политических партий, избирателей и групп интересов. Авторы рассматривают проблемы налогообложения, государственного долга и экономического роста, значительное внимание уделяют исследованиям денежной политики, включая вопрос недоверия к денежной политике и связанный с этим рост инфляции, возникновению электоральных циклов, влиянию институциональных условий, включая независимое проведение денежной политики центральным банком, проблеме координации денежной политики в международном контексте. Авторы заимствуют равновесный подход из макроэкономической теории и используют инструментарий теории рационального выбора для анализа классических проблем теории общественного выбора[3].

Конституционная политическая экономика

В книге Перссона и Табеллини «Экономические эффекты конституций: О чём говорят данные» (The Economic Effects of Constitutions: What Do the Data Say?) сравниваются мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, а также президентская и парламентская формы правления. Согласно полученным авторами результатам, при парламентском режиме электоральная поддержка обеспечивается за счёт программ предоставления общественных благ и трансфертов широким слоям населения. Поэтому уровень предоставления общественных благ близок к абстрактному идеалу, заданному уравнением П. Самуэльсона[en], хотя и не достигает его, поскольку преследуются интересы коалиции большинства, а не населения в целом. Однако правительства здесь не слишком ограничены в деле обеспечения привилегиями групп специальных интересов, а также имеется недостаточно сдержек и противовесов, которые мешали бы извлечению рент политиками. Поэтому близкий к оптимальному объём общественных благ обеспечивается наряду с предоставлением рент группам специальных интересов и политикам.

Поскольку в президентской системе нет правительственного парламентского большинства, политики опираются на интересы меньшинств, сталкивая их между собой. Поэтому у них значительно меньше стимулов обеспечивать широкие общественные блага, чем в парламентской системе, и в результате наблюдается значительная недопоставка этих благ. При этом возможность наложения президентом вето позволяет лучше противодействовать извлечению ренты.

Аналогичные эффекты авторы описывают применительно к мажоритарной и пропорциональной системам. Мажоритарной системе свойственна недопоставка общественных благ, так как политики нацелены на округа, в которых они не имеют устойчивого большинства, но политики ограничены в возможности рентоориентированного поведения из-за более острой конкуренции между ними. В пропорциональных системах наблюдается склонность к расходам, нацеленным на более широкий электорат, но конкуренция и подотчётность слабее, что способствует рентоориентированному поведению.

Таким образом, выбор конституционного устройства — это компромисс между ограничением рент для политиков и групп специальных интересов, с одной стороны, и большей обеспеченностью общественными благами — с другой[4].

Награды

За свои достижения был награждён[1]:

По мнению К. Сонина научный уровень совместных работ Перссона и Табеллини соответствует Нобелевской премии по экономике, но это исключено, так как Перссон занимает должность секретаря комитета, присуждающего премии[5].

Библиография

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Curriculum vitae. — January 2017. Архивировано 8 декабря 2017 года.
  2. Blaug M., Vane H.R. Who's who in economics, Fourth Edition. — Edward Elgar Publishing, 2003. — P. 643-644. — ISBN 978-1-84064-992-5.
  3. Данков А. Н. Ретроспектива новой политической экономии: эволюция взглядов во второй половине XX века Архивная копия от 23 августа 2017 на Wayback Machine / Препринт # WP/2003/161. – М.: ЦЭМИ РАН, 2003. – 78 с.
  4. Заостровцев А. П. «Политическая экономика» как вызов теории общественного выбора Архивная копия от 23 ноября 2018 на Wayback Machine // Финансы и бизнес. 2011. № 3. С. 6-17.
  5. Константин Сонин Нобелевский прогноз-2015: экономика Архивная копия от 24 августа 2017 на Wayback Machine Полит.ру