Первомайская линия

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Первомайская линия

Новосибирский метрополитен
Открытие первого участка неизвестно
Длина, км 21,1 км
Количество станций 12
Электродепо Чкаловское
Первомайская линия
ТЧ-3 «Чкаловское»
Чкаловская
Дворец Культуры
Дзержинская
Берёзовая роща
Каменская
Октябрьская
Никитинская
Дунайская
Камышенская
Новогодняя
Первомайская

Первомайская линия — перспективная линия Новосибирского метрополитена согласно генеральному плану развития города[1]. Будет располагаться на правом берегу Новосибирска, соединяя Дзержинский и Октябрьский районы.

История

Советская эпоха

На основании Постановления Совета Министров СССР от 30 марта 1981 года 312 институтом «Новосибирскметропроект» разработана и утверждена Правительством откорректированная «Генеральная схема развития Новосибирского метрополитена», согласно которой метрополитен должен состоять из пяти линий общей протяжённостью 91,4 км.

Современная Россия

В ноябре 2012 года на слушаниях одобрили 2 станции Первомайской линии: «Дворец культуры им. Чкалова» и «Сад Дзержинского». Они будут находиться в Дзержинском районе.[2] Ещё три станции линии — «Каменская», «Октябрьская» и «Никитинская» были утверждены в конце декабря 2012 года. При этом станция «Октябрьская» станет пересадочной — с неё пассажиры смогут пересесть на Ленинскую линию. Протяжённость этой части Первомайской ветки составляет порядка 5,1 км[3]. Ранее, в 2011 году, были утверждены ещё три станции Первомайской линии:[4].

Перспективы

Линия, согласно последним планам, станет четвертой линией метро в Новосибирске. Её будущую трассу можно условно разделить на три отрезка:

  1. . От завода им. Чкалова, по проспекту Дзержинского, до станции «Берёзовая роща-2».
  2. . От станции «Берёзовая роща-2», по Каменской магистрали, до станции «Октябрьская-2».
  3. . От станции «Октябрьская-2», по улице Кирова, на Ключ-Камышенское плато.

При благоприятном ходе событий строительство её может начаться уже в 2015—2020 годах. Первым планировалось проложить третий участок на Ключ-Камышенское плато, на котором к тому времени должен появиться один из крупнейших жилых массивов. Длина этой части линии должна составить около 7 километров. Некоторыми проектами предлагалось перейти реку Иня и завершить линию строительством станций «Первомайская» и «Новогодняя» (напротив одноимённых остановок железнодорожных поездов).

Наиболее же вероятен вариант, при котором метро отклонится от трассы Бердского шоссе и закончится на плато. Такая трасса, к огорчению жителей «Первомайки», окажется более дешёвой в строительстве — и более востребованной. Перейдя речку Плющиху, метро получит относительную свободу. Там становится возможной прокладка линий в удешевлённых вариантах: по земле, на эстакаде, с сооружением тоннелей открытым способом. Возможно, что по очерёдности строительства этому участку придётся соперничать с серединой линии — отрезком из трёх станций: «Берёзовая роща-2» — «Каменская» (в районе пересечения Каменской магистрали и улицы Военной) — «Октябрьская-2».

Его строительство важно как для рассредоточения потока пересаживающихся пассажиров, с узла станций «Красный проспект» — «Сибирская» по вершинам «треугольника», так и для организации движения поездов, с привязкой их к «Волочаевскому депо». Собственное депо, «Чкаловское», эта линия получит лишь по завершении строительства. Оно будет расположено в Дзержинском районе, хотя нельзя полностью исключить и вариант с переносом депо на территорию Ключ-Камышенского плато. Переход через реку Каменка на этом участке линии, вблизи улиц Селезнёва — Журинской, может быть выполнен в эстакадном варианте, хотя более вероятен обычный для города открытый способ строительства, с последующей засыпкой. Детальный проект линии ещё не разработан, а будущие решения можно лишь угадывать. Интересно, что названия станций, образующих пересадочные узлы, на проектах одинаковы. Исключением являются уже построенные станции «Красный проспект» и «Сибирская». Это даёт основания предположить, что и будущие пересадочные станции получат иные имена, к тому же название «Октябрьская» может показаться слишком идеологизированным. Впрочем, появление конкретных решений о переименовании стоит ожидать лишь ко времени строительства линии.

Первый участок линии, проходящий под проспектом Дзержинского, будет строиться в последнюю очередь. Условно его можно отнести к перспективе 2030—2050 годов. Он будет подземным мелкого заложения, а станции будут расположены в местах пересечения проспекта с улицами Королёва, Трикотажной и Авиационной (у Сада Дзержинского — не путать с проектируемой станцией «Авиационная»). Впрочем, по одному из вариантов, станции у Сада Дзержинского может и не появиться — метро сделает поворот к улице Учительская и пройдёт на север, по трассе Октябрьской линии. Однако и это пока что остаётся лишь предположением.

См. также

Примечания

  1. Карта-схема комплексного развития общественного транспорта до 2030 года — Мэрия Новосибирска. Дата обращения: 22 мая 2018. Архивировано 23 мая 2018 года.
  2. Метро «ДК Чкалова» — НГС.НОВОСТИ, 16.11.2012. Дата обращения: 3 апреля 2013. Архивировано 20 мая 2013 года.
  3. Проектировщики запланировали Первомайскую ветку метро (недоступная ссылка). НГС.НОВОСТИ (26 ноября 2012). Дата обращения: 3 апреля 2013. Архивировано 10 марта 2013 года.
  4. К третьему мосту привязали станцию метро. НГС.НОВОСТИ (17 августа 2011). Дата обращения: 16 мая 2013. Архивировано 20 мая 2013 года.

Ссылки