Спортивная (станция метро, Новосибирск)
В этой статье описывается запланированный или строящийся, но ещё не построенный объект или здание. |
«Спортивная» | |
---|---|
Ленинская линия | |
Новосибирский метрополитен | |
Расположение платформ | 54°59′49″ с. ш. 82°55′14″ в. д.HGЯO |
Район | Кировский |
Расположение |
|
Предполагаемая дата открытия | июнь 2023 года[1] |
Тип | эстакадная со станционными дверьми и береговыми платформами |
Количество платформ | 2 |
Тип платформ | береговые |
Форма платформ | прямые |
Длина платформ, м | 102 м |
Ширина платформ, м | 4,5 |
«Спорти́вная» — строящаяся на Ленинской линии 14-я станция Новосибирского метрополитена. Станет первой, построенной в постсоветский период на метромосту[2]. В советский период на Кировско-Фрунзенской линии Московского метрополитена была построена станция «Ленинские горы», ставшая первой таковой в мире[3]. «Спортивная» также станет первой в России двухтемпературной: на путях зимой температура будет минусовой, на платформе и в вестибюле — плюсовой[4].
Описание
Будет расположена между станциями «Речной вокзал» и «Студенческая» на Новосибирском метромосту, на левом берегу Оби вблизи коммунального моста, Ледового дворца спорта и строящегося парка «Арена» в Кировском районе[5][6].
Особенностью «Спортивной» станет конструктивная схожесть со станциями «Зенит» и «Беговая» в Петербургском метрополитене — она оборудована автоматическими раздвижными дверьми[7]. В то же время в некоторых СМИ (например, в «Комсомольской правде»[8]) «Спортивная» ошибочно классифицируется как станция закрытого типа[9]. Разница заключается в обосновании конструктивного решения и его особенностей: у станций закрытого типа — экономия и быстрота строительства[10] (первая в мире такая станция — «Парк Победы»[11], построена в период действия закона Н. С. Хрущёва «Об устранения архитектурных излишеств»[10]), у «Спортивной» — безопасность пассажиров[12][13]. Кроме того, двери на станциях закрытого типа прикреплены к проёмам стен, являющихся несущей конструкцией[14], тогда как на «Спортивной» двери и перегородки были смонтированы уже после сооружения основных конструкций[15]. На «Спортивной» предусмотрено отопление[16].
8 декабря 2022 года мэр Новосибирска Анатолий Локоть сообщил, что открытие станции перенесено на 2023 год[17].
История
Проект первой очереди Новосибирского метрополитена предусматривал включить в первый пусковой участок только одну станцию на левом берегу. Перед «Студенческой», которая стала конечной, на эстакаде метромоста предполагалось (в дальнейшем) запустить ещё одну станцию — «Спортивная». Последняя в состав первой очереди метрополитена не входила. Необходимость пуска «Спортивной» обосновывалась планами по сооружению крупного спорткомплекса в низменной части поймы Оби. Планировалось, что станция откроется вместе с этим спортивным комплексом[18]. В 2019 году одновременно с сооружением Ледового дворца спорта началось и строительство станции[19].
Проект
Проект станции выполнен специалистами «Новосибирскметропроект». Согласно первоначальному замыслу, «Спортивная» должна была быть станцией открытого типа[20], имеющая, как и «Речной вокзал», две береговые платформы (по бокам от эстакады), однако впоследствии выяснилось, что станция будет оборудована автоматическими раздвижными дверьми, встроенные в проёмы стен в количестве 20-ти штук[21][22]. Пути расположатся между платформами[18].
Станция получит лёгкое перекрытие, которое будет опираться на металлические фермы. А сверху станции планируется возвести металлическую арку. Нижнюю же часть «Спортивной» выполнят кирпичной, либо железобетонной.
Над станционными путями расположится мостик, с которого можно будет выйти к дамбе соседнего Октябрьского моста. Второй выход со станции будет вести вниз, под эстакаду метромоста. Попасть на будущую станцию можно будет с помощью 5 входов круглого вестибюля, который расположится по правую сторону от метромоста (если смотреть с левого берега). Из этих пяти входов только один, согласно проекту, будет работать в режиме «на выход». С платформой вестибюль соединят четырьмя эскалаторами[23].
Работы по станции (пассажирская и служебная части), по оценкам, будут стоить в три раза дешевле подземной. Самой дорогой частью станут эскалаторы. После завершения отделочных работ обшивку метромоста строители должны демонтировать и провести капитальный ремонт эстакады метромоста[23][24].
Расположение

Левобережная эстакада Новосибирского метромоста имеет длину более километра. Она может быть разделена на три части: первая — спуск с уровня высокой русловой части моста, вторая — прямой участок, идущий параллельно дамбе автомобильного Коммунального моста, третий — поворот, после которого поезда уходят в толщу берега под проспект Маркса. Станцию «Спортивная» планировалось расположить в средней части метромоста.
После постройки станции длина пути, согласно проекту, должна составить: до «Студенческой» — 1222 метра, а до «Речного вокзала» — 1745 метров. Ныне этот 2967-метровый перегон является самым длинным в Новосибирском метрополитене. Из них 2145 метров приходится на метромост. Сам же по себе метромост также является самым длинным в мире[25].
Строительство объектов
Одновременно с сооружением метромоста была начата подготовка эстакады и строительство необходимых объектов для ввода перспективной (на тот момент) станции «Спортивная». Проект станции реализовывался лишь по минимуму, необходимому для функционирования линии метро, с возможностью достройки и запуска станции в будущем.
Одним из построенных объектов станции стало расположенное неподалёку отдельно стоящее кирпичное здание, вмещавшее совмещённую силовую тягово-понизительную подстанцию (общей площадью 1 тыс. м²). Объект строился силами «Сибакадемстроя». Работы велись согласно совместному постановлению ГК КПСС и Новосибирского горисполкома от 11 февраля 1985 года «О мерах по обеспечению ввода в эксплуатацию пускового комплекса первой очереди строительства метрополитена в 1985 году». Почти за 2 месяца были завершены работы по кладке и монтажу сооружения. К 28 октября 1985 года объект был готов к вводу[18].
Сам же спортивный комплекс в советское время здесь так и не был построен, и единственным объектом, к которому можно было бы выйти со станции, был городской пляж.
Постсоветский период
С середины 2000-х годов о достройке законсервированной станции вновь заговорили в составе различных инвестиционных проектов.
Одним из первых проектов по освоению левобережной поймы Оби был объявлен проект под названием «Тяньчи», включавший строительство гостиничных, развлекательных, бизнес-центров, набережной и дороги. Также в составе комплекса китайские инвесторы обещали достроить «Спортивную». Стоимость проекта была заявлена в 1,6 млрд долларов[26][27]. Однако проект в итоге реализован не был. На некоторых схемах и станциях впоследствии «Спортивная» ещё некоторое время присутствовала и была отмечена как действующая, несмотря на то что она не была достроена и введена в эксплуатацию[28].
После «Тяньчи» в конце 2006 года появился ещё один проект застройки поймы, под названием «Центр России». Этот проект предполагал освоение 225 га земли (из них 60 % «зеленой зоны» и 40 % под застройку), включал ещё один, четвёртый мост через Обь (Мелькомбинатовский), а также дорогу, параллельную реке, которая должна связать все мосты Новосибирска. Всего же проект «Центр России» (предполагавшаяся сдача в 2009 году) включал: 30 километров дорог, гипермаркет, бизнес-центр, гостиницу класса «люкс» и выставочный центр. Общий объём инвестиций должен был составить 250 млн долларов. Однако и этот проект в итоге не был реализован[29].
Через два года, в 2008 году, появился ещё один проект. На этот раз речь зашла о строительстве крупнейшего в Сибири выставочного комплекса с двумя отелями, киноконцертным залом на 5 тысяч мест и аркадной дорогой. Расположиться новые сооружения должны были на планирующейся левобережной набережной Оби, слева от въезда на проспект Маркса с Коммунального моста, недалеко от законсервированной станции метро. Также было объявлено о строительстве спортивного комплекса на 30 тысяч зрителей на берегу Оби. Оно должно было начаться в конце 2009 года[30].
Было объявлено, что власти Новосибирска и крупная московская компания Crocus Group пришли к соглашению о начале строительства международного выставочного центра Crocus International на берегу Оби. Помимо Международного выставочного центра рядом с Горским котлованом должно было начаться возведение современного стадиона (на 30000 зрительских мест), к которому будет прилегать парковая зона. Эти объекты, с прилегающей к ним инфраструктурой, должны были повысить пассажиропоток в данном районе. В период 2009 года и 2010 года велось проектирование станции[31]Шаблон:Ссылка недоступна.
Проектом торгово-выставочного комплекса (ТВК) был предусмотрен выставочный, торгово-развлекательный центр и 41-этажный бизнес-центр с гостиницей. Также были предусмотрены отдельные здания для баров, ресторанов и теннисный корт. Цена проекта — 500 млн. долларов[32]. Объект должен был стать первым проектом компании за пределами Москвы[33]. Работы по возведению ТВК должны были начаться ещё осенью 2008 года, тем не менее по состоянию на 2 апреля 2014, строительство не велось и объект был заморожен. По данным мэрии города Новосибирска, Crocus Group от участка не отказалась[34].
Рядом со «Спортивной» в перспективе должна расположиться скоростная магистраль с системой многоуровневых развязок[35]. На публичных слушаниях в конце марта 2010 года был рассмотрен проект дальнейшего развития территории в левобережной части города, между третьим и Коммунальным мостами. Проект предполагает возвести новую набережную и разбить зону 492,7 га на четыре участка. В части территории, которая ближе к Коммунальному мосту, предлагается разместить станцию «Спортивная» и объекты коммерческой застройки. В следующем участке предложили вертолётную площадку, а также спортивные сооружения со спорткомплексом на 40 тысяч зрителей. Третья территория — жилая, с 415 тысячами квадратных метров нового жилого фонда и численностью порядка 17,3 тысяч человек[36].
На этом месте власти весной 2013 года также обещали построить новый ледовый дворец спорта (ЛДС), а вместе с ним и «Спортивную». Существующий ЛДС «Сибирь», построенный ещё в 1964 году, по словам чиновников, уже не отвечает современным требованиям. И неправильная эксплуатация в 1990-е годы привела его спортивную арену в неудовлетворительное состояние[37].
13 января 2017 года мэр Новосибирска А. Локоть сообщил, что станцию могут построить для большого спортивного центра[38][39].
12 января 2018 года, на заседании Горсовета Новосибирска с участием представителей правительства области, было решено строить новый ледовый дворец в районе станции «Спортивная». Вместе с этим было заявлено, что строительство ледовой арены в районе станции метро «Спортивная» даст возможность её расконсервации. Оценочная стоимость станции составляет не менее 800 млн рублей[40]. Строительство предполагается завершить в 2022 году. Также было заявлено, что для строительства придётся останавливать работу основной части метрополитена[41]. По словам начальника Новосибирского метрополитена А. В. Чмыхайло, стоимость всех работ по проектированию и строительству станции может составить 2 миллиарда рублей[42]. На проектирование станции уже было выделено 120 миллионов рублей[43].
Строительство
В августе 2019 года начались подготовительные работы по строительству станции и организация стройплощадки[44]. В начале 2020 года были закончены работы по заливке фундамента и начаты работы по формированию монолитных сооружений станции.
В феврале 2020 года на стройплощадке станции запустили электронные часы с обратным отсчётом времени до пуска[45]. 7 апреля 2020 года был определён подрядчик для продолжения строительства станции. Сумма контракта составила 352 миллиона рублей[46].
В июне 2020 года была завершена проходка тоннеля (54 метра) под дамбой, который станет частью пешеходного путепровода к станции[47].
В сентябре 2020 года для станции купили 12 эскалаторов за 569,7 миллионов рублей[48][49][50][51].
В январе 2021 года был проведен очередной конкурс на проведение строительных работ на сумму 723,4 миллиона рублей. Подрядчику предстоит провести монтаж оборудования, закончить работы по установке инженерных систем, установить электросиловое оборудование на тяговой подстанции. Работы должны быть выполнены к маю 2022 года[52].
Апрель 2021 года — готов каркас пешеходной эстакады (269 метров) с тоннелем (54 метра) к станции[53].
12 мая 2021 года начат монтаж первых эскалаторов на станции[54].
К июлю 2021 года готовность станции достигла 80 %[55].
13 июля 2022 года в СМИ появилась информация, что на будущем перегоне в сторону станции «Речной вокзал» установили мачтовые светофоры[56].
В ноябре 2022 на станцию из Санкт-Петербурга привезли первые 12 из 48 турникетов[57], настроили барьерные двери на платформах[58], начали отмывку станции к несостоявшемуся пуску в декабре 2022 года[59][60].
В ноябре 2022 года в Новосибирске был задержан Александр Мысик — руководитель муниципального предприятия «МетроМир», которое занято строительством станции. По мнению СМИ это задержание и следственные действия с компанией связаны с очередным переносом сроков завершения строительства станции[61].
В начале августа велась отделка фасада и интерьера станции в виде панно спортсменов, на платформах монтировали платформенные раздвижные двери, по 20 штук с каждой стороны[62].
На октябрь 2022 года была готова к подключению электричества Арена и станция метро[63].
25 ноября на входе станции была установлена первая из пяти вывесок с её названием[64], а 13 декабря на станции появился знак метрополитена, а также завершена установка всех пяти вывесок[65].
Работы на станции завершат к 28 декабря, затем последует экспертиза проектной документации. Станцию запланировали открыть к концу июня 2023 года[1].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 София Березовская. Стали известны сроки готовности станции метро «Спортивная» в Новосибирске . «Комсомольская правда» (22 декабря 2022). Дата обращения: 22 декабря 2022.
- ↑ Метрополитен - Метромосты . www.opklare.ru. Дата обращения: 2 ноября 2022.
- ↑ Лужнецкий метромост . Парк Горького. Дата обращения: 22 июля 2022. Архивировано 27 февраля 2021 года.
- ↑ В Новосибирске появится первая в РФ двухтемпературная станция метро . Российская газета (27 июля 2022). Дата обращения: 8 декабря 2022.
- ↑ Смотрим с высоты на новую ледовую арену и спортивный парк в Новосибирске . Новосибирские новости. Дата обращения: 8 декабря 2022.
- ↑ Андрей Верещагин. Как строятся ЛДС и станция метро «Спортивная» в Новосибирске (фото) (рус.) ?. ЧС-ИНФО (28 мая 2020). Дата обращения: 8 декабря 2022.
- ↑ Определено — кто и когда достроит станцию метро «Спортивная» в Новосибирске . НДН инфо. Дата обращения: 24 июля 2022.
- ↑ Дарья КОРОТЫЧ. Строители раскрыли секреты новосибирской станции метро «Спортивная» . nsk.kp.ru (22 июля 2022). Дата обращения: 27 декабря 2022.
- ↑ Станцию метро «Спортивная» протестировали первые новосибирцы – когда её откроют . Рамблер/новости. Дата обращения: 26 декабря 2022.
- ↑ 10,0 10,1 Станции метро закрытого типа. ЛикБез / Habr . habr.com. Дата обращения: 26 декабря 2022.
- ↑ В метро Петербурга рассказали о "горизонтальном лифте" (рус.) ?. Новости Мойка78 - Мойка78 - новости (26 декабря 2018). Дата обращения: 26 декабря 2022.
- ↑ Зачем станции «Спортивная» двери на перроне? (рус.) ?. Континент Сибирь Online (18 ноября 2021). Дата обращения: 26 декабря 2022.
- ↑ На станции метро «Спортивная» завершается монтаж раздвижных дверей (рус.) ?. Infopro54 - Новости Новосибирска. Новости Сибири (26 августа 2022). Дата обращения: 26 декабря 2022.
- ↑ 8 самых интересных станций метро Петербурга . РБК Недвижимость. Дата обращения: 26 декабря 2022.
- ↑ На станции метро «Спортивная» появились первые раздвижные двери . Новосибирские новости. Дата обращения: 26 декабря 2022.
- ↑ На станции метро «Спортивная» в Новосибирске запустили отопление . НГС (16 февраля 2022). Дата обращения: 31 июля 2022. Архивировано 26 июня 2022 года.
- ↑ Мэр Локоть завил о переносе даты открытия станции метро «Спортивная» на 2023 год . VN.ru Все новости Новосибирской области. Дата обращения: 8 декабря 2022.
- ↑ 18,0 18,1 18,2 Китайник А.У., Муравьёв П. А. В Новосибирск пришло метро. — Новосибирск: Новосибирсккнигоиздат, 1986. — 208 с. — 15 000 экз. — ISBN 4702010200-097-42-86.
- ↑ История вопроса: как строят станцию метро «Спортивная» в Новосибирске . Новосибирские новости. Дата обращения: 2 декабря 2021. Архивировано 9 июля 2021 года.
- ↑ Метро в Новосибирске: какие станции появятся - Новости про недвижимость, строительство, инвестиции . vseon.com. Дата обращения: 21 июля 2022. Архивировано 13 сентября 2019 года.
- ↑ История вопроса: как строят станцию метро «Спортивная» в Новосибирске . Новосибирские новости. Дата обращения: 29 июня 2022. Архивировано 9 июля 2021 года.
- ↑ Первую платформенную дверь смонтировали на «Спортивной» в Новосибирске . НГС - новости Новосибирска (25 февраля 2022). Дата обращения: 29 июня 2022. Архивировано 29 июня 2022 года.
- ↑ 23,0 23,1 Следующая станция — «Спортивная» — НГС.НОВОСТИ, 27.04 (недоступная ссылка — история ).
- ↑ 354 млн рублей направят на ремонт галереи метромоста в Новосибирске (рус.) ?. Континент Сибирь Online (1 ноября 2021). Дата обращения: 2 декабря 2021. Архивировано 2 декабря 2021 года.
- ↑ Самый длинный метромост 2145. Самый длинный метромост в мире . ik-ptz.ru. Дата обращения: 25 декабря 2022.
- ↑ Проект «Тяньчи» — стройка века или «Бермудский треугольник»: обзор новосибирской прессы ИА REGNUM
- ↑ Комсомольская правда | Сайт «Комсомольской правды». Превратится ли «Тяньчи» в новосибирский «Чайна-таун»? . KP.RU — сайт «Комсомольской правды» (6 мая 2006). Дата обращения: 15 июня 2019. Архивировано 13 апреля 2019 года.
- ↑ Три подземных королевства // «Ведомости» : газета. — 2006. — 11 августа (№ 35(815)).
- ↑ «Центр России» на метро «Спортивная» — НГС (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 июня 2012. Архивировано 5 октября 2013 года.
- ↑ Следующая станция — «Спортивная» . «Комсомольска правда» (28 июня 2008). Дата обращения: 15 июня 2019. Архивировано 2 марта 2018 года.
- ↑ Мэр Новосибирска верит в возобновление инвестпроектов в 2010 году . Tayga.info. Дата обращения: 15 июня 2019.
- ↑ В Новосибирске построят крупнейший в Сибири торгово-выставочный комплекс: обзор новосибирских СМИ . ИА REGNUM. Дата обращения: 15 июня 2019. Архивировано 23 февраля 2018 года.
- ↑ «Крокус» Араза Агаларова инвестирует $500 миллионов в Новосибирск (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 августа 2010. Архивировано 7 апреля 2014 года.
- ↑ Пляж круглый год . news.ngs.ru (5 июня 2010). Дата обращения: 30 октября 2019. Архивировано 30 октября 2019 года.
- ↑ Новосибирск будет расти на север и восток . Российская газета. Дата обращения: 15 июня 2019. Архивировано 8 января 2019 года.
- ↑ Кировская утопия . НГС.НОВОСТИ (25 марта 2010). Дата обращения: 30 октября 2019. Архивировано 30 октября 2019 года.
- ↑ Лед тронулся . НГС.НОВОСТИ (1 апреля 2013). Дата обращения: 15 июня 2019. Архивировано 22 сентября 2017 года.
- ↑ Станция «Спортивная» может появиться на карте новосибирского метро . The Novosibirsk Room (13 января 2017). Дата обращения: 15 июня 2019. Архивировано 18 ноября 2018 года.
- ↑ Новосибирские власти подпишут меморандум о строительстве хоккейной арены . Tayga.info. Дата обращения: 15 июня 2019.
- ↑ Ледовая арена все-таки будет в районе метро «Спортивная» . infopro54.ru. Дата обращения: 18 января 2018. Архивировано 18 января 2018 года.
- ↑ Строительство новой станции потребует остановки метро . Сибкрай.ru. Дата обращения: 18 января 2018. Архивировано 18 января 2018 года.
- ↑ Стоимость строительства станции метро «Спортивная» в Новосибирске превысит 2 млрд рублей . ТАСС. Дата обращения: 15 июня 2019. Архивировано 19 июня 2018 года.
- ↑ Ольга Хмелевская. Деньги есть: проект станции метро «Спортивная» и набережной у нового ЛДС оценили в 145 миллионов . НГС.НОВОСТИ (11 октября 2018). Дата обращения: 15 июня 2019. Архивировано 18 июня 2019 года.
- ↑ Алена КУЛЕШОВА | Сайт «Комсомольской правды». Построят за два года: госэкспертиза одобрила проект новой станции метро в Новосибирске . KP.RU - сайт «Комсомольской правды» (22 августа 2019). Дата обращения: 21 декабря 2019. Архивировано 21 декабря 2019 года.
- ↑ Часы с обратным отсчётом времени включили на стройке станции «Спортивная» . Дата обращения: 9 марта 2020. Архивировано 27 февраля 2020 года.
- ↑ В Новосибирске выбрали подрядчика на продолжение строительства станции метро «Спортивная» . news.ngs.ru (7 апреля 2020). Дата обращения: 9 апреля 2020. Архивировано 9 апреля 2020 года.
- ↑ 50-метровый тоннель пробили под дамбой Октябрьского моста в Новосибирске . Дата обращения: 16 апреля 2021. Архивировано 16 апреля 2021 года.
- ↑ Эскалаторы для станции метро «Спортивная» поставит в Новосибирск московская компания . Дата обращения: 12 января 2021. Архивировано 14 января 2021 года.
- ↑ 12 эскалаторов закупит мэрия Новосибирска для новой станции метро . Дата обращения: 12 января 2021. Архивировано 14 января 2021 года.
- ↑ 12 современных эскалаторов закупят для станции «Спортивная» в Новосибирске — Вести . Дата обращения: 12 января 2021. Архивировано 14 января 2021 года.
- ↑ На станции метро «Спортивная» в Новосибирске установят эскалаторы стоимостью почти 500 миллионов рублей | ЧС-ИНФО . Дата обращения: 12 января 2021. Архивировано 14 января 2021 года.
- ↑ В Новосибирске выбрали подрядчика для «Спортивной» 21 января 2021 года . Дата обращения: 10 марта 2021. Архивировано 5 марта 2021 года.
- ↑ В Новосибирске смонтировали пешеходную эстакаду к станции «Спортивная» . Дата обращения: 16 апреля 2021. Архивировано 16 апреля 2021 года.
- ↑ Первые эскалаторы начали устанавливать на станции метро «Спортивная» в Новосибирске — Вести . Дата обращения: 15 мая 2021. Архивировано 12 мая 2021 года.
- ↑ Степень готовности станции метро «Спортивная» в Новосибирске достигла 80 % — РБК . Дата обращения: 25 ноября 2021. Архивировано 25 ноября 2021 года.
- ↑ На перегоне станции «Спортивная» в Новосибирске установили светофоры . Новосибирские новости. Дата обращения: 14 июля 2022.
- ↑ Первую партию турникетов привезли на станцию метро «Спортивная» в Новосибирске
- ↑ Раздвижные двери на станции «Спортивная» в Новосибирске будут работать в режиме светофора | VN.RU
- ↑ В Новосибирске начали отмывать к открытию станцию метро «Спортивная»
- ↑ Пуск станции был перенесён на 2023 год
- ↑ Глава МП «МетроМиР» Александр Мысик задержан в Новосибирске - подробности
- ↑ В Новосибирске станцию метро «Спортивная» достроят 30 сентября | VN.RU
- ↑ Энергия для спорта: АО «РЭС» готово подключить новую ледовую арену и станцию метро | VN.RU
- ↑ На строящейся станции метро установлена первая вывеска - Станция «Спортивная» - СпецТрансСтрой
- ↑ Буква «М» зажглась на станции метро «Спортивная» в Новосибирске | VN.RU