Первая выставка импрессионистов
Первая выставка импрессионистов | |
---|---|
![]() | |
Расположение | |
Местонахождение | Мастерская Надара, бул. Капуцинок, 35. Париж, |
Деятельность | |
Вид выставки | Художественная выставка |
Время проведения | 15.04.1874—15.05.1874 |
Организатор | Анонимное общество художников, живописцев, скульпторов и гравёров |
Посетители | 3500 |
Первая выставка импрессионистов (фр. Première exposition des peintres impressionnistes) — художественная выставка 1874 года, организованная «Анонимным обществом художников, живописцев, скульпторов и гравёров» и проходившая в Париже на бульваре Капуцинок в бывшей мастерской фотографа Надара. С этой выставкой связано возникновение, закрепление и распространение термина «импрессионизм», появление которого было во многом вызвано критической статьёй журналиста Луи Леруа, который так в своей статье в журнале «Le Charivari» пренебрежительно отозвался о художниках, выставивших картины на этой экспозиции, и в частности о полотне Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце». Итоги выставки для группы были разочаровывающими, как в финансовом плане, так и в отношении налаживания положительных контактов с публикой, критикой и собирателями живописи. Всего с 1874 по 1886 годы было проведено восемь выставок импрессионистов, последняя из которых совпала с распадом импрессионизма как единого и цельного течения.
История
Подготовка к выставке
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Nadar_atelier.jpg&width=300)
После франко-прусской войны (1870—1871) во Франции в течение нескольких лет наблюдался экономический рост, и цены на картины в том числе и непризнанных официальным искусством художников батиньольской школы (фр. Groupe des Batignolles) достигли сравнительно высоких значений. Однако к 1874 году наметился тяжёлый экономический кризис, и многие художники оказались в трудном материальном положении. С целью привлечь внимание к своей живописи художники, позже получившие известность как импрессионисты (в чьём творчестве к началу 1870-х годов уже проявились общие черты, образовав единую эстетическую платформу, послужившую опорой этой группы), решили провести групповую выставку своих картин[1]. Джон Ревалд в своей классической работе «История импрессионизма» описывал эту ситуацию следующим образом: «После двух лет стабильности, оказавшись снова в неопределённом положении, друзья были вдвойне заинтересованы в апелляции к широкой публике, надеясь, что такая манифестация поможет им завоевать больший престиж, чем участие в Салоне. Кроме того, такая выставка позволила бы каждому из них показать более трёх картин, разрешённых в Салоне»[2]. По замечанию искусствоведа Жана-Поля Креспеля, из-за непримиримой позиции жюри Салона, которое отвергало большинство картин новой живописи, приходилось искать новые пути для завоевания публики и таким образом: «Мысль о выставке, витавшая в воздухе ещё до 1870 года, была подхвачена Клодом Моне, её поддержали Ренуар, Писсарро и Дега. Последний ненавидел дух Салона и после того, как Мане отошёл от дел, стал главным организатором выставки. В глазах молодых художников Дега стал, по праву старшинства, знаменосцем независимого искусства…»[3] Кроме того, отмечается, что в этот период у будущих импрессионистов уже сложилась определённая система, которую необходимо было продемонстрировать публике[4].
В этот период художники, которых впоследствии назовут основоположниками импрессионизма, составляли более или менее сплочённую группу, называемую «батиньольцами» (они часто собирались в то время в кафе Гербуа по улице Батиньоль на Монмартре[5]), однако и у них имелись эстетические разногласия и различные мнения по поводу организации выставки, которые вызывали горячие споры. Так, Эдгар Дега, который вообще стоял несколько обособленно в этой группе, настаивал на привлечении как можно большего количества художников «со стороны», предпочтительно таких, которые выставлялись в официальном Салоне, чтобы их предприятие не имело чересчур «революционного характера». Он доказывал, что они сделают себя менее уязвимыми перед критикой и общественным мнением и повысят свои шансы на более благосклонный приём, если объединятся с художниками, чьи воззрения не покажутся столь вызывающими в глазах широкой публики. На это ему возражали, что выставка, ограниченная членами только их группы, будет более единой и сильнее подчеркнёт своеобразный характер их творчества[2]. По мнению Джона Ревалда: «Если в конечном счёте точка зрения Дега и взяла верх, то из одних лишь практических соображений, так как при большом числе выставляющихся автоматически снижалась сумма, которую должен был внести каждый участник выставки»[2]. По мнению Креспеля, положение Дега в этой группе было двойственным, несмотря на то, что Мане в тот период несколько стоял в стороне и на Дега возлагались надежды как на лидера группы художников, «восхищение которых вызывало у него скорее страх, нежели удовольствие», при этом он настойчиво стремился завоевать официальное признание: «Ведь он и дальше собирался представлять свои картины на суд жюри Салона в надежде быть принятым (что в итоге и произошло), награждённым и таким образом поставленным вне конкурса. Его упорство в конце концов было вознаграждено: принятый в 1875 и 1877 годах в Салон, он в 1882-м наконец получил долгожданный приз за второе место, причём не за самую лучшую из своих картин — „Портрет Пертюизе“»[3].
Также полемику вызвало предложение наиболее демократически настроенного Камиля Писсарро, «воодушевленного социалистическими взглядами»[6], который настаивал на организации участников выставки на началах кооператива, а в качестве образца предлагал устав профессиональной организации булочников, который он изучал в Понтуазе. К регламенту этого устава он также добавлял ряд своих правил, с различного рода ограничениями и взысканиями. Однако Огюст Ренуар, испытывавший панический ужас от какого-либо администрирования творческой деятельности, сумел убедить своих друзей в необходимости отклонить это предложение Писсарро. В итоге было решено, что каждый участник будет вносить в общий фонд выставки одну десятую часть дохода от предполагаемой продажи картин[2].
С учётом предшествующих негативных моментов, которые возникали, в частности, при развеске картин в академическом Салоне, когда их картины размещали в наиболее невыигрышных местах[7], несоответствующих их размеру и тематике, важное значение при подготовке к выставке было уделено проблеме размещения картин участников. В конечном итоге художники пришли к такому соглашению: место каждой картины должно было определяться жребием, в том случае если только участники не предпочтут решать этот вопрос голосованием. Кроме того, для того чтобы выставляемые картины представляли собой была более гармоничное собрание, пошли на следующий компромисс: картины прежде всего классифицировались по величине, и только потом жребий решал, где они будут повешены[2].
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Atelier_Nadar.jpg&width=300)
По счастливой случайности, учитывая материальные затруднения художников, помещение для выставки досталось им бесплатно в виде мастерских, только что оставленных их другом фотографом Надаром. Фотоателье, которое ранее снимал Надар, но оставил его внеся плату наперёд, а срок аренды не истёк[6], находилось на втором этаже здания и было очень выгодно расположено — на углу улицы Дону и бульвара Капуцинок, 35, в самом центре Парижа. Широкая и богато оформленная лестница вела в эту галерею прямо с бульвара Капуцинок. Сами помещения фотомастерской представляли собой целый ряд больших комнат с красновато-коричневыми стенами, на которые свет падал сбоку, как в жилом помещении. Местоположение выставки надоумило Дега, всё ещё стремившегося придать готовящемуся проекту ещё более компромиссный, «нейтральный характер», предложить, чтобы группа называлась «Капуцинка» (настурция — фр. capucine) и можно было использовать этот цветок при оформлении материалов выставки (каталог, афиши и т. д.)[2]. Однако и это предложение Дега также было отклонено, из-за опасений, что враждебно настроенная критика может увидеть в этом какую-либо программу, свидетельствующую о существовании неофициальной художественной школы или вызов признанному искусству, и в результате было решено, что организаторы выставки возьмут название «Анонимное общество художников, живописцев, скульпторов и гравёров» (фр. Société anonyme des artistes peintres, sculpteurs et graveurs).
Участники выставки
После согласования подготовительных моментов и благополучного решения ситуации с галереей выставки началась активная кампания по подбору и привлечению её участников. Занимались этим Клод Моне, Огюст Ренуар, Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Эдгар Дега и Берта Моризо, причём и в этом вопросе Дега проявил себя наиболее активным членом группы, внеся наибольшее количество предложений[2]. От участия в выставке отказался лидер и основоположник импрессионистов Эдуар Мане, который после недавнего успеха своей картины «За кружкой пива» всё ещё надеялся добиться признания благодаря Салону, уговаривая Ренуара, Моне, и особенно Берту Моризо отказаться от их затеи. Кроме того, когда его пригласили участвовать, он заявил: «Я никогда не буду выставляться вместе с господином Сезанном»"[2], но последнего сумел отстоять Писсарро. Примечательно, что Мане, который признаётся основоположником и лидером импрессионизма, его «глашатаем и главой революционного движения»[8], так и не принял участия в выставке, и, более того, ни разу не выставлялся ни на одной из восьми групповых выставок импрессионистов.
После согласования кандидатур было отобрано 29 участников, но в последний момент к группе присоединился ещё и Феликс Бракмон[2]. В конечном итоге в выставке участвовало 30 художников, которые представили на обозрение публики 165 своих работ:
- Захария Аструк
- Антуан Фердинан Аттендю
- Эдуар Белиар
- Эжен-Луи Буден
- Феликс Бракмон
- Эдуар Брандон
- Пьер Изидор Бюро
- Адольф-Феликс Кальс
- Поль Сезанн
- Гюстав-Анри Колен
- Луи Дебра
- Эдгар Дега
- Джузеппе Де Ниттис
- Арман Гийомен
- Луи Латуш
- Людовик-Наполеон Лепик
- Станислас Лепин
- Леопольд Левер
- Альфред Мейер
- Клод Моне
- Огюст де Молен
- Берта Моризо
- Эмильен Мюло-Дюриваж
- Огюст Оттен
- Леон-Огюст Оттен
- Камиль Писсарро
- Огюст Ренуар
- Леон-Поль-Жозеф Робер
- Анри Руар
- Альфред Сислей
Выставка
Развеской более полутора сотен работ — картин, этюдов, рисунков — непосредственно руководил Огюст Ренуар, а его брат Эдмон входил в комитет, ответственный за составление и издание каталога выставки[9], но в связи с тем, что другие члены комитета были малоактивны, фактически груз ответственности был возложен на брата художника.
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Pierre-Auguste_Renoir%2C_La_loge_%28The_Theater_Box%29.jpg&width=300)
На выставке были представлены следующие примечательные работы: несколько пейзажей Овера, «Дом повешенного» и «Новая Олимпия» Сезанна, Дега — десять картин, рисунков и пастелей, изображающих его излюбленные темы — скачки, танцовщиц и прачек, Гийомен — три пейзажа, Моне — пять картин и среди них картина, представленная в каталоге как «Впечатление. Восход солнца» (фр. Impression, soleil levant), несколько ранних работ и семь пастельных этюдов, Берта Моризо выставила девять картин (среди них «Колыбель»), акварели и пастели, Писсарро — пять пейзажей, Ренуар — шесть полотен, включавших его «Ложу» и «Балерину» («Танцовщицу»), написанные в предыдущем году, и одну пастель, Сислей — пять пейзажей, а остальные 114 работ были созданы другими художниками, не имеющими непосредственного отношения к группе художников, как безоговорочно разделяющие их художественные принципы[2]. По мнению Н. В. Бродской, из-за особенностей отбора на выставку представленные на ней полотна имели чрезвычайно пёстрый состав, и фактически новую манеру живописи демонстрировали лишь несколько художников: «К. Моне, О. Ренуар, А. Сислей, К. Писарро, Э. Дега, Б. Моризо и ещё кое-кто из очень близких им друзей»[4].
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Berthe_Morisot_008.jpg&width=300)
В настоящее время несмотря на наличие ряда обстоятельных работ на эту тему[10][11] точно идентифицировать, какие именно работы были представлены на выставке, является затруднительным делом, что можно объяснить тем, что в каталогах выставки были перечислены только названия картин, но не указаны ни их размеры, ни даты и таким образом не всегда возможно со стопроцентной уверенностью определить выставлявшиеся там работы (художники представляли не только свои последние произведения, но и более ранние). Кроме того, пока проходила выставка, полотна иногда добавлялись, иногда заменялись, а в некоторых случаях произведения, представленные в каталоге, и вовсе не показывались. Тот же Дега часто объявлял большее количество работ, чем присылал на самом деле[2].
Дега до последней минуты не мог выбрать, какие полотна ему представить; Моне, наоборот, прислал слишком много картин, которые приводили в отчаяние Эдмона Ренуара заурядностью и обыденностью своих названий, например: «Вход в деревню», «Выход из деревни», «Утро в деревне»… Когда в ответ на тривиальность таких названий Эдмон «взбунтовался», согласно воспоминаниям самого Ренуара, Моне спокойно сказал ему на это: «Поставьте — „Впечатление»[2][4]. Позднее художник объяснял, что послал полотно, написанное из его окна в Гавре, где было изображено солнце в тумане и на первом плане несколько виднеющихся мачт и корабль: «Меня спросили название этой картины для каталога, она действительно не могла сойти за вид Гавра. Я ответил: „Поставьте — „Впечатление"»[2].
Выставка продолжалась один месяц, начиная с 15 апреля 1874 года (за две недели до открытия академического Салона)[4], публика могла посетить её с десяти утра до шести вечера и, кроме того, что было нововведением, — с восьми до десяти вечера и вызвала большой резонанс[12].
Входная плата составляла один франк, каталоги выставки продавались по пятьдесят сантимов, что в то время составляло стоимость приличного обеда в кафе. Вначале выставка, видимо, хорошо посещалась; кроме того, публика, привлечённая скандалом, связанным с новизной и нетрадиционностью картин, «ходила туда главным образом посмеяться». К тому же кто-то пустил характерный анекдот, свидетельствующий о непринятии ещё публикой новой манеры будущих импрессионистов, о том, что их «метод» состоит в том, что пистолет заряжается несколькими тюбиками масляной краски, после чего ими из него стреляют в полотно и завершают «работу» над картиной своей подписью[2].
Несмотря на известность выставки, которую посетило три с половиной тысячи человек, чисто «в финансовом отношении это было полное фиаско»[12]. Так, несколько картин были проданы, правда, по крайне низким ценам: за пятнадцать полотен в сумме выручили только 3500 франков, из них «Впечатление. Восход солнца» Моне было приобретено за тысячу франков, а «Дом повешенного» Сезанна — за 200[12]. Таким образом предположение, что данная выставка поможет группе художников улучшить своё материальное положение, привлечь к себе внимание и наладить положительные контакты с коллекционерами, не сбылись, и фактически «художники оказались даже в ещё более бедственном положении, нежели до выставки»[12]. В следующем году художники были вынуждены выставить на торги не продавшиеся в ходе выставке полотна в Отель Друо (фр. Hôtel Drouot), где их картины опять плохо приняли и оценили крайне низко; так, «Новый мост» Ренуара, с трудом собрал 300 франков[12].
Критика и появления термина «импрессионизм»
По мнению Джона Ревалда, в отношении вернисажа «критики были либо слишком суровы в своих отзывах, либо просто отказывались серьёзно воспринимать выставку»[2]. А 25 апреля 1874 года в газете «Le Charivari» вышла сатирическая статья малоизвестного журналиста и малоудачливого художника Луи Леруа «Выставка импрессионистов», которая несмотря на свой разгромный характер в конечном итоге вошла в историю искусства и с которой обычно связывается появление термина «импрессионизм»[13][2][14].
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Pierre-Auguste_Renoir_011.jpg&width=300)
Статья Леруа написана в форме диалога двух любителей живописи, «рискнувших» отправиться на выставку, один из которых — Жозеф Винсент, художник-пейзажист, ученик «Бертена (академика), получавшего медали и награды при нескольких правительствах!», который надеялся увидеть там картины «не чуждые некой художественной манеры, культуры формы и уважения к старым мастерам». Переходя от картины к картине, герои статьи обсуждают их, и первой, которой «выпала такая честь», была картина Ренуара:
Войдя в первую комнату, Жозеф Винсент получил первый удар перед «Балериной» господина Ренуара. «Как жаль, — сказал он мне, — что художник, обладающий известным пониманием цвета, не умеет рисовать, ноги его балерины похожи на её газовые юбки».
— Вы слишком строги к нему, — ответил я, — наоборот, рисунок очень лаконичен.
Ученик Бертена, решив, что я иронизирую, довольствовался тем, что пожал плечами, не взяв на себя труд возразить.
Следующей описанной картиной было «Вспаханное поле» Писсарро, при виде которой Жозеф Винсент подумал, что стёкла его очков загрязнились, и он их тщательно протёр, после чего рассмотрев картину, вскричал: «Да ведь это поскрёбки с палитры, брошенные на грязный холст. Тут ничего не разберёшь. Где хвост, где голова, где верх, где низ, где перед, где зад», на что его спутник «возразил»: «— Может быть… зато есть впечатление». Переходя от картины к картине, они описывают их, и в их диалоге то и дело звучит слово «впечатление». По словам автора статьи, Винсент «рассуждал довольно миролюбиво, и ничто не давало мне повода предполагать, что посещение этой выставки, от которой волосы встают дыбом, закончится несчастным случаем».
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Paul_Cezanne%2C_A_Modern_Olympia%2C_c._1873-1874.jpg&width=300)
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Claude_Monet_009.jpg&width=300)
Прохожих, изображённых на картине Моне «Бульвар капуцинок», Винсент вопрошающе охарактеризовал как «бесчисленные чёрные мазки в нижней части картины, будто её кто-то языком лизал?», после осмотра «Капусты» Писсарро, которую он принял за карикатуру, зарёкся употреблять капусту в пищу, при виде «Дома повешенного» Сезанна он впал в «бредовое состояние»: «Вначале его помешательство было тихим; встав на точку зрения импрессионистов, он начал всё рассматривать с их позиций», однако последний удар по душевному состоянию ученика Бертена был нанесён картиной Моне «Впечатление. Восход солнца.» размещённой под номером 98:
Впечатление — так я и думал. Я только что говорил сам себе, что раз я нахожусь под впечатлением, то должно же в ней быть заложено какое-то впечатление… а что за свобода, что за мягкость исполнения! Обои в первоначальной стадии обработки более закончены, чем этот морской пейзаж…
По словам Винсента, «Новая Олимпия» Сезанна представляет собой сложенную пополам женщину, с которой «негритянка стягивает последнее покрывало, чтобы предложить её во всём её безобразии очарованному взгляду какой-то коричневой куклы». В конечном итоге, описав таким образом ещё несколько картин, статья заканчивалась тем, что Винсент буквально сходит с ума, отплясывая безумный танец перед сторожем выставки, которого принял за картину и под его бессвязные восклицания: «Хи-хо! Я — ходячее впечатление, я — мстящий шпатель, я — „Бульвар Капуцинок“ Моне, я — „Дом повешенного“ и „Новая Олимпия“ Сезанна. Хи-хо!.. Хи-хо!»[2]
Разгромный характер имели и статьи других авторов. Так, американский критик, путая Моне с Мане, который выставлялся в это же время в Салоне, сообщал своим читателям, что на «этой чрезвычайно комической выставке» автор «страшной мазни» в Салоне под названием «Железная дорога», изображающей молодую девушку и ребёнка «по-видимому, вырезанных из жести», показал также две картины «Завтрак» и «Бульвар Капуцинок» и по его мнению, это была «самая абсурдная пачкотня из всей смехотворной коллекции нелепостей»[2]. Известный критик Жюль Кларети писал, что устроители выставки «объявили войну красоте», а Писсарро в одном из писем сообщает: «Критика нас поносит и обвиняет в отсутствии знаний. Я возвращаюсь к моим занятиям, что более существенно, чем читать всё это. У них ничему не научишься»[2]. Автор статьи в «La Presse» назвал вернисаж «выставкой взбунтовавшихся», а процесс создания представленных на ней картин он вообразил следующим образом[15]:
Выпачкайте белым и чёрным три четверти холста, натрите остальное жёлтым, натыкайте, где придётся красных и синих пятен, и получите „впечатление“ весны, перед которым „посвящённые“ падут от восторга. Вымажьте серой краской панно, мазните по нему, как попало, несколько чёрных или жёлтых полос, и ясновидцы скажут вам, увидев эту мазню: „Чёрт побери! Как точно передано впечатление от медонского леса.“
Для откликов в прессе о выставке было типично сравнение художников с безумцами, психически больными людьми, разрушающими основы искусства, детской мазнёй, а также с Салоном отверженных. Так, критик из «La Patrie» писал, что в первом Салоне отверженных можно было видеть обнажённых женщин «цвета захворавшего Бисмарка, жёлтых лошадей и синие деревья», но выставка на бульваре Капуцинок превосходит своего предшественника по безумствам, так как тот Салон по сравнению с нынешним «это Лувр, дворец Питти, галерея Уффици»[15].
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/images/5/5b/Cover_Catalogue_First_Exhibition_Soci%C3%A9t%C3%A9_anonyme_1874.png)
Следует отметить, что термин «импрессионизм» ранее употреблялся критиками в отношении группы художников-пейзажистов (Камиля Коро, Добиньи, Теодора Руссо, Яна Йонгкинда), а также среди молодых художников во время их дискуссий в кафе «Гербуа», уже в 1860-е годы, то есть ещё до написания знаменитой картины Клода Моне.
По мнению историка А. П. Левандовского, несмотря на то, что в литературе до сих пор нет единого мнения, кто впервые применил термин «импрессионисты» и «импрессионизм», не подлежит сомнению, что эти понятия, характеризующие импрессионизм как название целого направления в живописи, появились только после апрельской выставки 1874 года, которая «обозначила важнейший этап в формировании импрессионизма»[16]. При этом следует отметить, что «звучало оно тогда как пренебрежительно-насмешливая кличка — ни критики, ни публика не способны были оценить его и принять». При этом группа этих художников первоначально всячески от этого названия открещивалась, продолжая и предпочитая называть себя «независимыми», «батиньольской школой» или просто «батиньольцами». «Однако с течением времени они не только примирились с, казалось бы, случайным названием, но приняли его как определение и своей группы, и всего авангардного направления, зачинателями которого оказались»[17]. По мнению Джона Ревалда, термин «импрессионизм», придуманный в насмешку, вскоре был принят группой художников: «Несмотря на отвращение Ренуара ко всему, что могло создать видимость новой „школы“ живописи, несмотря на нежелание Дега принять это определение на свой счёт и несмотря на то, что Золя упорно продолжал называть их „натуралистами“, — новое слово прижилось».
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=CHAM_1874_-_Caricature_on_Impressionism.jpg&width=300)
Французский кинорежиссёр Жан Ренуар в биографии своего отца приводит его мнение, что эта выставка закончилась для художников новой катастрофой: "Единственное, что мы извлекли из этой выставки, — это ярлык «импрессионизм», который я ненавижу!» Кроме того, эта выставка была большим разочарованием для Огюста Ренуара и в личном плане, так как «его поносили меньше всех», что объяснялось тем, что его считали слишком незначительным художником, чтобы обращать на него внимание и удостаивать критики: «Меня не признавали. Это очень тревожно — когда тебя не хотят знать»[15]. Жан Ренуар также приводит такие подробности о выставке[15]:
Публика не отставала от газет: насмешки, прозвища и оскорбления сыпались градом. На выставку шли, чтобы „посмеяться“. Персонажи Деrа и Сезанна, даже очаровательные девушки Ренуара заставляли людей кипеть от негодования. Особенную ненависть вызвала eгo „Ложа“. „Что за хари!“ И откуда только они их выудили?!» Это были мой дядя Эдмон и прелестная Нини! Сын Сезанна уверял, что возмущённый посетитель плюнул на „Мальчика в красном жилете“ его отца[15]…
Также следует отметить, что несмотря на целый ряд негативных откликов подобных статье Леруа в «Шаривари», звучали и более взвешенные оценки, а некоторые признанные критики посвящали им объективные, а иногда и восторженные статьи в солидных изданиях, к которым Креспель относит:
Среди них — Филипп Берти, Поль Манц, Арман Сильвестр, Кастаньяри, Катулл Мендес; с ними считались значительно больше, нежели с каким-то Леруа. Будучи настоящими специалистами, иногда довольно суровыми в своих оценках, они не только не презирали импрессионистов, но считали их провозвестниками новой эры в искусстве[18].
Последующие выставки
Вторая выставка импрессионистов прошла через два года в галерее Дюран-Рюэля по ул. Лепелетье, 11, собрав двадцать участников и вызвав ещё большее непонимание публики и острую критику в прессе.
Следует отметить, что в целом часто импрессионизм как цельное художественное течение ограничивают именно временем проведения восьми групповых выставок, то есть периодом 1874—1886 годов, как это делал Джон Ревалд и другие специалисты. Однако эта точка зрения оспаривается как несколько ограниченная и неоправданно сужающая хронологические рамки импрессионизма, так как и после распада объединения его участники продолжали работать, общаться между собой, расширяя и совершенствуя свою артистическую систему[1].
См. также
Первая выставка импрессионистов |
---|
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Крючкова В. Импрессионизм. — М.: Белый город, 2013. — С. 5. — 48 с. — ISBN 9785-7793-2290-4.
- ↑ 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 2,13 2,14 2,15 2,16 2,17 2,18 Ревалд, Джон. Послевоенные годы. Первая групповая выставка (1874) и происхождение термина «импрессионизм» // История импрессионизма / Пер. с англ. П. В. Мелковой. — Л.-М.: Искусство, 1959. — С. 184—226. — 503 с.
- ↑ 3,0 3,1 Креспель, 2012, с. 69.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 Бродская Н. В. Импрессионизм. Справочное пособие для преподавателей и студентов. Гос. Эрмитаж. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2003. — С. 14—16. — 26 с. — ISBN 5-93572-089-2.
- ↑ Импрессионизм. Выставка. . www.impressionism.ru. Дата обращения: 12 июня 2019. Архивировано 30 июня 2019 года.
- ↑ 6,0 6,1 Креспель, 2012, с. 70.
- ↑ Даже в 1880 году картины Ренуара и Моне, если и принимались в Салон, то всё ещё размещались на шестиметровой высоте
- ↑ Энциклопедия импрессионизма, 2005, с. 108.
- ↑ [Catalogues des expositions des Impressionnistes. - 1874-1886]. — [S.l.n.d. Архивная копия от 7 февраля 2019 на Wayback Machine
- ↑ Sophie Monneret, L'Impressionnisme et son époque, vol. 2, t. 1, Paris, Robert Laffont, 1987, 997 p. (ISBN 978-2-221-05412-3), Sophie Monneret, L'Impressionnisme et son époque, vol. 2, t. II, Paris, 1987, 1185 p. (ISBN 978-2-221-05413-0), Gérald Schurr, Les petits maîtres de la peinture, 1820-1920, vol. 7, t. I, Paris, Éditions de l’amateur, 1975, 160 p.(ISBN 2-85917-013-8)
- ↑ Существует даже путаница с картиной Моне «Впечатление. Восход солнца»
- ↑ 12,0 12,1 12,2 12,3 12,4 Креспель, 2012, с. 71.
- ↑ Энциклопедия импрессионизма, 2005, с. 20.
- ↑ Исаков А. Первая выставка импрессионистов . regnum.ru. Дата обращения: 12 июня 2019. Архивировано 16 апреля 2018 года.
- ↑ 15,0 15,1 15,2 15,3 15,4 Ренуар, Жан. Огюст Ренуар. — М.: Искусство, 1970. — С. 78—84. — 298 с.
- ↑ Креспель, 2012, с. 8.
- ↑ Креспель, 2012, с. 7.
- ↑ Креспель, 2012, с. 72.
Литература
- Креспель, Жан-Поль. Повседневная жизнь импрессионистов, 1863—1883 / Пер. с фр. Е. Пуряевой; предисл., науч. ред. А. П. Левандовского. — М.: Молодая гвардия, Палимпсест, 2012. — 284 с. — ISBN 978 5235032804.
- Импрессионисты, их современники, их соратники: Живопись. Графика. Литература. Музыка: [сборник статей: посвящ. столетию Первой выставки импрессионистов / Гос. музей изобраз. искусств им. А. С. Пушкина. Ин-т истории искусств; под ред. А. Д. Чегодаева и др.]. — М.: Искусство, 1976. — 319 с.
- Ревалд, Джон. История импрессионизма // Пер. с англ. П. В. Мелковой. — Л.-М.: Искусство, 1959. — 503 с.
- Энциклопедия импрессионизма. Под ред. М. и А. Серюлля. / Пер. с фр. Н. Матяш. — М.: Республика, 2005. — 295 с. — ISBN 5-250-01858-0.
- Sophie Monneret, L'Impressionnisme et son époque, vol. 2, t. 1, Paris, Robert Laffont, 1987, 997 p. (ISBN 978-2-221-05412-3)
- Sophie Monneret, L'Impressionnisme et son époque, vol. 2, t. II, Paris, 1987, 1185 p. (ISBN 978-2-221-05413-0)
- Gérald Schurr, Les petits maîtres de la peinture, 1820-1920, vol. 7, t. I, Paris, Éditions de l’amateur, 1975, 160 p.(ISBN 2-85917-013-8)
Ссылки
- Антон Исаков. Первая выставка импрессионистов . Regnum. Дата обращения: 11 июня 2019. Архивировано 16 апреля 2018 года.
- Первая выставка импрессионистов . Импрессионизм. Дата обращения: 11 июня 2019. Архивировано 30 июня 2019 года.