Пенсионный возраст

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Пенсио́нный во́зраст — устанавливаемый государством возраст гражданина, по достижении которого он может обратиться за назначением пенсии по старости. Достигнув такого возраста, гражданин (возможно при выполнении дополнительных требований, например наличия нужного трудового стажа) вправе стать получателем выплат из пенсионного фонда. Многие при этом желают продолжать работать, но иногда действует правило «либо зарплата, либо пенсия». Если человек, выйдя на пенсию, прекращает трудовую деятельность, то сам он перестаёт быть платильщиком пенсионных взносов. В некоторых странах при добровольной отсрочке обращения впоследствии назначается более высокая пенсия.

В обиходных ситуациях под пенсионным возрастом может пониматься не возраст возникновения права на пенсию по старости, а весь период жизни от этого момента или, ещё менее строго, пожилой возраст вообще.

История

Пенсии имеют древнюю историю, хотя в течение длительного времени они не были массовыми — и государственными. Традиционно о «своих» в Европе заботились церкви и гильдии; абсолютные монархи пытались перехватить инициативу, так, в 1598 году парламент правительства Елизаветы I[англ.] установил выплату пенсий бывшим солдатам, но даже такие ограниченные меры не продолжались постоянно; единственной гарантией против нищеты являлась земельная собственность[1]. Елизаветинский Закон о бедных[англ.] возложил в 1601 году заботу о пожилых нетрудоспособных людях на местное самоуправление, выплаты производились после утраты трудоспособности при условии работы до этого момента. Хотя средняя продолжительность жизни в Англии тогда была около 35 лет, это в основном определялось высокой детской смертностью, и доживший до 15 лет имел хорошие шансы прожить более шестидесяти лет. Те, кто более «не могли работать», получали выплаты в размере зарплаты наёмного работника, но многие шестидесяти- и семидесятилетние продолжали работать (перепись 1570 года в Норидже упоминала трёх вдов 74, 79 и 82 лет как уже «почти не могущих работать»)[2].

В Западной Европе первая государственная пенсионная система для военных была создана в Испании Карлом III в 1762 году, в 1780-х годах Австрия и Швеция ввели пенсионные системы для госслужащих. Иногда такие пенсионные схемы покрывали только жену и детей, предполагалось, что чиновник продолжит работу до смерти[3]. Идеи массовой пенсионной системы распространились только с приходом Великой французской революции: за них агитировал Томас Пейн, а революционное правительство якобинцев под влиянием соображений Кондорсе одобрило принцип социальной пенсии — но за несколько недель до своего падения[4].

Первой страной, создавшей пенсионную систему, целью которой было оказание помощи людям, утратившим способность обеспечивать собственное существование в связи с достижением возраста нетрудоспособности, стала Германия. Согласно закону о государственном пенсионном обеспечении лиц, работающих по найму, принятому в 1880-е годы, пожилые люди обрели право на государственную пенсию в размере 20 % от средней зарплаты[5] по достижении 70-летнего возраста. Принятие этого закона стало реализацией одного из пунктов социальной программы германского рейхсканцлера Отто фон Бисмарка, с помощью которой он перехватил инициативу у германских социалистов. Такой высокий возрастной порог давал возможность получать пенсию только лицам, уже полностью (в лучшем случае — почти полностью) исчерпавшим ресурс своей работоспособности. Впрочем, по ещё одному закону из «социального пакета» Бисмарка люди, утратившие трудоспособность до достижения пенсионного возраста, могли рассчитывать на пенсию по инвалидности. Поскольку в конце XIX века до 70 лет доживали очень немногие, под влиянием профсоюзов и социал-демократов, вернувшихся к политической активности после ухода канцлера и прекращения действия закона об их запрете, пенсионный возраст был снижен до 65 лет.

В Российской империи пенсионная система оформилась на рубеже XIX—XX вв., при этом строгого возрастного ценза, когда человек мог отправиться на пенсию, не было. После революции 1917 года систему сразу упразднили. В СССР пенсионное обеспечение по старости было введено в 1928 году для ряда категорий граждан (рабочих горнорудной и текстильной промышленности), а с середины 1930-х пенсию стали платить всем городским рабочим и служащим. Однако, данные выплаты зачастую носили символический характер, и получаемые людьми суммы находились значительно ниже прожиточного минимума[6]. Возраст выхода на пенсию по старости законодательно утвердили в 1932 году: 55 лет для женщин и 60 — для мужчин. Пенсионная система в современном смысле этого слова была введена в СССР в 1956 году, с принятием закона «О государственных пенсиях»[7]. Как и ранее, она не касалась членов колхозов — на них пенсионное законодательство стало распространяться только с 1964 г.[6]. Окончательно система пенсионного обеспечения в СССР была установлена постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 26 сентября 1967 г. № 888, при этом возраст выхода на пенсию у членов колхозов был зафиксирован на том же уровне «55/60», как и у рабочих (прежде он был на пять лет выше); кроме того, был установлен более низкий пенсионный возраст для некоторых категорий работников.

Современность

Разновидности пенсионного возраста

Для граждан, имевших обычные условия труда, многие страны (СССР и Россия до 2013 года к ним не относились) устанавливают несколько возрастов для выхода на пенсию:

  • «ранний» (англ. early retirement age, ERA) — минимальный возраст, в котором можно выйти на пенсию, при этом выплаты будут значительно ниже нормальных;
  • «нормальный» (англ. normal retirement age, NRA, full retirement age, FRA) — возраст, в котором можно получить полную пенсию. Требования к трудовому стажу различаются по странам, статистики при публикации сравнительных данных обычно предполагают начало работы в 20 лет[8]. Дальнейшая задержка с выходом на пенсию в некоторых странах может увеличить последующие выплаты;
  • «максимальный», после достижения которого увеличение будущих выплат прекращается.

Так, в США ранний выход на пенсию для работника, родившегося в 1954 году, составляет 62 года, нормальный — 66 лет, максимальный — 70 лет. При наличии таких разновидностей под «пенсионным возрастом», по умолчанию, понимается нормальный пенсионный возраст. В России (как и ранее в СССР) в законе прописан только один возраст (тем самым, нормальный). Однако, с 2013 года добровольное откладывание обращения за назначением пенсии на 1—10 лет в РФ позволяет затем получать более высокие выплаты (понятие «максимальный возраст» при этом не употребляется)[9].

Исследователи используют также «эффективный» возраст, по достижении которого средний человек прекращает работу (для исключения ранней инвалидности обычно рассматриваются лишь уходы с рынка труда после 40 лет[8]). Этот возраст часто сильно отличается от указанных в законах, например в Южной Корее при нормальном возрасте в 60 с небольшим лет, средний человек выходит на пенсию после 70 лет, в Бельгии — наоборот: при нормальном возрасте в 65 лет средний возраст прекращения работы — около 60 лет; в среднем по странам-членам ОЭСР в 2015 году этот возраст составлял около 65 лет (чуть выше для мужчин, чуть ниже для женщин)[10]. В России в 2016 году женщины в среднем выходили на пенсию в 60 лет, мужчины — в 63 года[11].

Средняя продолжительность получения пенсии определяется вычитанием эффективного пенсионного возраста из предсказанной продолжительности жизни тех, кто вышел на пенсию. Например, в России в 2016 году вышедший на пенсию мужчина в среднем будет получать пенсию в течение 13 лет (76 лет продолжительности жизни — 63 года при выходе на пенсию), а женщина — 17,5 лет (77,8 — 60,3). Средние показатели пребывания на пенсии по ОЭСР в 2016 году — 18 и 22 года для мужчин и женщин соответственно[11].

Среди стран-членов ОЭСР пенсионный возраст в 2017 году находился в диапазоне от 58 лет (женщины в Турции) до 67 лет (Исландия, мужчины в Израиле, Норвегия). В девяти из этих 35 стран пенсионный возраст женщин был ниже, чем у мужчин[12]; шесть из числа таких стран планируют ликвидировать разницу путём повышения пенсионного возраста для женщин, Израиль сокращает разницу, и лишь Швейцария и Польша планируют сохранить разрыв между женщинами и мужчинами[13]. Более половины стран находятся в процессе повышения пенсионного возраста, в среднем на 3,3 года[13].

В Европе и США в отдалённой перспективе — к 2060 году — возраст выхода на пенсию собираются повышать до 70 лет как для мужчин, так и для женщин. Премьер-министр Швеции стремится повысить пенсионный возраст до 75 лет.

Во всех странах существуют и специально оговариваются в законодательстве особые правила досрочного выхода на пенсию лиц, длительное время занятых на тяжёлых (например подземных), сопряжённых с угрозой для жизни (военные, полицейские) или требующих особой концентрации (скажем, железнодорожники, медики) работах.

В постсоветской России

В постсоветской России по конец 2018 года действовал пенсионный возраст, установленный в 1932 году, а именно:

  • нормальный возраст: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

Особые ситуации:

  • для рабочих и служащих с тяжёлыми условиями труда: 55 лет для мужчин (при стаже не менее 25 лет) и 50 лет — для женщин (при стаже не менее 20 лет);
  • для рабочих и служащих на подземных работах, с вредными условиями труда и в горячих цехах: 50 лет для мужчин (при стаже не менее 20 лет) и 45 лет — для женщин (при стаже не менее 15 лет);
  • для работниц предприятий текстильной промышленности — 50 лет (при стаже не менее 20 лет)[14].

В 2010-е годы в правительстве России и в обществе стали проходить эпизодические обсуждения возможности и целесообразности повышения пенсионного возраста[15][16], поскольку, согласно данным Росстата, население России меняет статус с трудоспособного на нетрудоспособный опережающими темпами. Эта тенденция наблюдается во всём мире, но в России — особенно ярко.

В мае 2016 года был принят законопроект, направленный на поэтапное, каждый год по полгода, увеличение пенсионного возраста чиновников (государственных и муниципальных служащих) до 65 для мужчин и до 63 лет для женщин. Закон вступил в силу 1 января 2017 года[17]. Вместе с тем, как только госслужащий увольняется, то есть перестаёт занимать государственные должности, он вправе обратиться за назначением пенсии по старости в обычном порядке, учитывая возраст[18].

События 2018 года

Начиная с мая 2018 г., идея о повышении пенсионного возраста стала одним из центральных внутриполитических вопросов в России. По мнению демографов и экономистов, альтернативы повышению не было[19][20].

Правительство обсуждало варианты Минфина и Минтруда. Оба предполагали одинаковый пенсионный возраст для мужчин — 65 лет, но отличались пенсионным возрастом для женщин и темпом повышения. Для женщин Минфин предлагал повышение до 63 лет, Минтруд — до 60 лет. В отношении темпа Минфин предлагал увеличивать пенсионный возраст на год каждые 6 месяцев, Минтруд — на год каждые 12 месяцев[21]. В итоге правительство сначала совместило оба варианта: целевой пенсионный возраст — 65 лет для мужчин, 63 года для женщин, темп повышения — на год каждые 12 месяцев[22][23], но затем новая «планка» для женщин была понижена до 60 лет и были введены некоторые другие смягчения[24]. (Под «на год каждые 6 (12) месяцев» имелось в виду, что на 6 (12) месяцев более поздняя дата рождения повышает пенсионный возраст на год; скачок происходит в начале каждого года/полугодия рождения.) Ввели также понятие «предпенсионный возраст» (за пять лет до предполагаемого выхода на пенсию).

16 июня правительственный законопроект о пенсионном возрасте был внесён в Государственную думу[25]. 19 июля он прошёл первое чтение[26], а 26 сентября (с поправками) — второе чтение[27]. 3 октября документ был одобрен Советом Федерации и Президентом РФ[28]. Осуществление реформы началось в 2019 году.

Большинство россиян не поддержали планы реформаторов[29]. Более миллиона живых, собственноручных подписей под обращением Президенту были переданы движением «Суть времени» в Администрацию Президента 25 сентября 2018 года, накануне второго чтения законопроекта в Госдуме[30]. Сбор подписей вёлся по всей стране, люди подписались с требованием не только категорически отвергнуть пенсионную реформу, но и отправить в отставку правительство, а также вернуть политический курс государства в конституционное русло. Онлайн-петиция с требованием не повышать пенсионный возраст набрала в интернете около 3 млн подписей[31], прошли акции протеста[32][33]. Оппозиционные фракции в Госдуме проголосовали против принятия законопроекта[26]. По данным социологических опросов[34], проведённых изданием Банки Сегодня, 78,6 % граждан отвергли идею повышения пенсионного возраста в каком бы то ни было виде, 3,9 % одобрили планы правительства включая целевые параметры повышения, а 17,5 % заявили о готовности принять идею при условии изменения параметров (например, если возраст для женщин увеличится до 60 лет, а для мужчин будет либо сохранён, либо поднят до 62 лет). Также на разных уровнях звучало мнение, что запуску реформы обязательно должны были предшествовать мероприятия по подготовке рынка труда к новой ситуации, которые потребуют нескольких лет[35][36].

Пенсионный возраст по странам

См. также

Примечания

  1. Блэкбёрн, 2003, с. 36.
  2. Блэкбёрн, 2003, с. 37.
  3. Блэкбёрн, 2003, с. 39.
  4. Блэкбёрн, 2003, с. 40—41.
  5. Блэкбёрн, 2003, с. 46.
  6. 6,0 6,1 д. и. н. Мамяченков В. Н. Пенсионное обеспечение в СССР (1928—1991 гг.): историко-экономический аспект Архивная копия от 20 сентября 2018 на Wayback Machine // Урал индустриальный. Бакунинские чтения: Индустриальная модернизация Урала в XVIII—XXI вв. ХII Всероссийская научная конференция, посвященная 90-летию Заслуженного деятеля науки России, доктора исторических наук, профессора Александра Васильевича Бакунина. Материалы. Екатеринбург, 4-5 декабря 2014 г. : в 2-х т. — Екатеринбург : [УрФУ], 2014. — Т. 1. — С. 422—427 ISBN 978-5-8295-0297-3
  7. История пенсий в России и СССР. Дата обращения: 9 августа 2018. Архивировано 10 августа 2018 года.
  8. 8,0 8,1 ОЭСР, 2017, с. 126.
  9. Закон № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 (ред. от 27.12.2018) предусматривает повышающие коэффициенты при более позднем выходе на пенсию, например для страховой пенсии Архивная копия от 10 августа 2018 на Wayback Machine.
  10. ОЭСР, 2017, с. 127.
  11. 11,0 11,1 ОЭСР, 2017, с. 129.
  12. ОЭСР, 2017, с. 92.
  13. 13,0 13,1 ОЭСР, 2017, с. 94.
  14. Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях». Дата обращения: 26 апреля 2016. Архивировано 15 сентября 2016 года.
  15. А. Кудрин: Повышение пенсионного возраста в РФ неизбежно (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 июня 2010. Архивировано 21 июня 2010 года.
  16. Пенсионерская правда. Дата обращения: 7 июля 2010. Архивировано 5 июля 2010 года.
  17. Госдума повысила пенсионный возраст госслужащим с 2017 года. ТАСС. Дата обращения: 11 мая 2016. Архивировано 18 мая 2016 года.
  18. О повышении пенсионного возраста государственных и муниципальных служащих.. Дата обращения: 20 июля 2017. Архивировано 27 августа 2017 года.
  19. Есть ли у россиян шансы дожить до пенсии? Четыре графика. BBC (29 июня 2018). Дата обращения: 21 июля 2018. Архивировано 22 июля 2018 года.
  20. Ю. Старостина. Экономисты оценили эффект пенсионной реформы для бюджета. РБК (5 июля 2018). Дата обращения: 21 июля 2018. Архивировано 15 июля 2018 года.
  21. 60+: какие варианты роста пенсионного возраста обсуждают в правительстве. РБК (17 мая 2018). Дата обращения: 21 июля 2018. Архивировано 22 июня 2018 года.
  22. Т. Ломская, Е. Базанова. Власти готовы запустить процесс повышения пенсионного возраста. Ведомости (13 июня 2018). Дата обращения: 14 июня 2018. Архивировано 14 июня 2018 года.
  23. Медведев рассказал о повышении пенсионного возраста в России. ТАСС (14 июня 2018). Дата обращения: 14 июня 2018. Архивировано 14 июня 2018 года.
  24. Как Владимир Путин изменил пенсионную реформу. Коммерсантъ (29 августа 2018). Дата обращения: 20 сентября 2018. Архивировано 21 сентября 2018 года.
  25. Правительство внесло в Госдуму законопроект о пенсионной реформе. РИА Новости (16 июня 2018). Дата обращения: 16 июня 2018. Архивировано 16 июня 2018 года.
  26. 26,0 26,1 Законопроект об изменении пенсионной системы прошел I чтение в Госдуме. ТАСС (19 июля 2018). Дата обращения: 22 июля 2018. Архивировано 22 июля 2018 года.
  27. Госдума приняла во втором чтении пенсионный законопроект с поправками Путина. Российская газета (26 сентября 2018). Дата обращения: 26 сентября 2018. Архивировано 26 сентября 2018 года.
  28. Путин подписал закон о внесении изменений в пенсионное законодательство. РИА Новости (3 октября 2018). Дата обращения: 3 октября 2018. Архивировано 3 октября 2018 года.
  29. "Ромир": более 90% россиян не поддерживают повышение пенсионного возраста. РИА Новости (14 июня 2018). Дата обращения: 22 июля 2018. Архивировано 17 июня 2018 года.
  30. "Красная Весна": 1 млн подписей против пенсионной реформы передан президенту России. ИА Красная Весна (25 сентября 2018). Дата обращения: 25 сентября 2018. Архивировано 25 сентября 2018 года.
  31. Президенту РФ, Правительству, Федеральному Собранию: Не повышать пенсионный возраст!. Дата обращения: 3 октября 2018. Архивировано 4 сентября 2018 года.
  32. В России начались акции протеста против повышения пенсионного возраста. Росбалт (19 июня 2018). Дата обращения: 19 июня 2018. Архивировано 19 июня 2018 года.
  33. В Москве и Петербурге протестовали против пенсионной реформы. Deutsche Welle (18 июля 2018). Дата обращения: 22 июля 2018. Архивировано 19 июля 2018 года.
  34. Социологический опрос — повышать ли пенсионный возраст?. Банки Сегодня (13 августа 2018). Дата обращения: 13 августа 2018. Архивировано 13 августа 2018 года.
  35. Гилёв Данил Олегович on Twitter (рус.), Twitter (29 августа). Дата обращения 28 августа 2018.
  36. Е. Егорова. Отложить повышение пенсионного возраста на 6 лет предложили члены СПЧ. Московский комсомолец (11 июля 2018). Дата обращения: 12 июля 2018. Архивировано 12 июля 2018 года.

Литература