Пальчиков, Филипп Петрович

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Филипп Петрович Пальчиков
Дата рождения 1682(1682)
Место рождения Болховский уезд
Дата смерти 11 октября 1744(1744-10-11)
Место смерти Щиглицы, Псковская губерния
Принадлежность  Российская империя
Род войск Флот
Годы службы 1698-1742
Звание лейтенант бомбардирской роты,
полковник
Часть Преображенский полк
Сражения/войны Северная война
Персидский поход
В отставке 1742

Филипп Петрович Пальчиков (1682—1744) — русский кораблестроитель конца XVII-начала XVIII веков, сподвижник Петра I, корабельный мастер, полковник, статский советник.

Строитель кораблей на Олонецких, Астраханских, Воронежских, Казанских, Архангельских, Петербуржских верфях. Построил первый в истории российского флота 100-пушечный линейный корабль 1 ранга и первый наплывной мост через Неву в Санкт-Петербурге. Впервые в России разработал и осуществил зимний ремонт парусных кораблей.

Биография

Герб рода Пальчиковых

Филипп Петрович Пальчиков родился в 1682 году в Наугорском стане Болховского уезда (ныне Орловская область)[1], в семье солдата-копейщика Пётра Ивановича Пальчикова, проходившего службу в Москве. У Филиппа было три брата, старший Степан, младшие Иван и Максим[2]. Представитель обедневшей ветви старинного дворянского рода Пальчиковых, ведущего своё начало от выходцев из шляхетской Польши. Предки Фёдора Пальчикова значились в списках служилых людей – детей боярских Болховского уезда, где владели поместной землей еще в XVI веке[2].

В 1699 году начал службу матросом. В 1700 году Филипп Петрович определён в бомбардирскую роту лейб-гвардии Преображенского полка. Вместе с государем Петром I принимал участие во многих походах и боях, солдатом-бомбардиром участвовал в боевых действиях в начале Северной войны, был пожалован чином прапорщика[1], а затем лейтенанта бомбардирской роты[3].

Корабел Петра Великого

В январе 1702 года был направлен на Соломбальскую верфь в Архангельск, где совместно с другими бомбардирами Преображенского полка Г. А. Меншиковым, И. Немцовым, Л. А. Верещагиным[4] участвовал в строительстве двух 12-ти пушечных малых фрегатов «Святой дух» и «Курьер», которые 24 мая 1702 года были спущены на воду в присутствии Петра Первого[5]. Государь сделал Филиппа своим доверенным лицом, а вскоре объявил его "собственным государя учеником «архитектуры навалис», то есть учеником кораблестроения[1].

В 1703 году Ф. П. Пальчиков был назначен на строящуюся на реке Свирь Олонецкую верфь. На этой верфи он совместно с Л. А. Верещагиным построил двухмачтовый пакетбот, который был спущен на воду 20 июня 1704 года. Затем Пальчиков был направлен на службу в Воронежское адмиралтейство, где участвовал в постройке судов на Воронежской, Тавровской и других верфях. Пальчиков успешно освоил кораблестроительное дело, стал лично разрабатывать чертежи малых судов. Чертежи были настолько удачными, что их размножали и рассылали в виде эталона на все отечественные верфи[1]. В 1709 году был возвращён на строительство кораблей Балтийского флота, работал на Адмиралтейской верфи. В октябре 1712 года командирован в Новую Ладогу, осматривал суда построенные в Казанском адмиралтействе, стоящие на реке Волхов[3].

В начале 1714 года Пальчиков был переведён из Преображенского полка в морской флот, но с оставлением в списках полка, и был отправлен для починки и спуска новых судов в Архангельск. Пальчиков участвовал в проводке «архангелогородских» кораблей из Белого в Балтийское море вокруг Скандинавии. Во время этих переходов Пальчиков при заходах в иностранные порты Англии, Голландии и Дании изучал новинки кораблестроения этих стран, освоил английский, голландский и датский языки[1]. С 1715 года по указу Петра I Пальчиков поступил в Академию морской гвардии, открытую в том же году в Санкт-Петербурге. В 1716 году находился на русской эскадре в Копенгагене. Весной 1717 года Ф. П. Пальчиков был послан в Голландию. На Амстердамской и Саардамской верфях производил приёмку морских судов, построенных для российского флота, а также нанимал мастеровых людей на русскую службу. В июле 1717 года работал на голландской верфи вместе с Петром I. 16 декабря 1717 года Пальчиков был пожалован в корабельные подмастерья «по удостоинству» корабельного мастера Петра Михайлова (Государя) и сарваера Ф. А. Головиным за то, «что он в сем художестве 14 лет, и от начала радетельно в оном градус по градусу всходил; к тому же близко 2-х лет в курсе морском, для примечания погрешения в плавании»[3]. Корабел Пальчиков длительное время входил в ближнее окружение Петра I, пользовался его покровительством и особым доверием. С апреля по июнь 1718 года в доме Пальчикова близ Адмиралтейской набережной (Миллионная, 23) содержался возвращённый из-за границы царевич Алексей Петрович[2].

Филипп Пальчиков стал первым русским кораблестроителем, получившим инженерное образование в России и звание «мастер искусства кораблестроения». Был назначен заведовать «модель-каморой»[6], где проектировались корабли и хранились их чертежи. По чертежам, составленным Пальчиковым мастер Иван Немцов в 1718 году делал галеры для русского флота. 4 февраля 1718 года Пальчиков был послан в Ладогу для изготовления каперов и эверсов[7]. В мае 1719 года Пальчиков руководил спасательными работами по судоподъёму аварийного корабля «Лесное». Пожалован пятью крестьянскими дворами в Псковском уезде. В том же году описывал корабельные леса близ Санкт-Петербурга. В мае 1721 года Ф. П. Пальчиков находился в Риге при Петре I[3].

Корабельная деятельность Ф. П. Пальчикова кроме составления чертежей кораблей заключалась в подготовке корабельных стапелей, устройстве гаваней и т. д. Также Пальчиков занимался судоподъёмом и созданием новых судоподъемных судов. Вместе с машинным мастером В. Г. Туволковым Пальчиков сконструировал и построил несколько новых вариантов камелей[1].

В разное время Пальчиков возглавлял кораблестроение на различных верфях России, являлся главным кораблестроителем в Воронежском адмиралтействе, на верфях в Москве, Вышнем Волочке, в Новой Ладоге, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, а также управлял Санкт-Петербургской «партикулярной» верфью, строившей суда для Невского флота. На Пальчикова также было возложено заведование ремонтом всех судов Балтийского флота в Кронштадте и Ревеле. Он впервые в России разработал и осуществил зимний ремонт кораблей[1].

Летом 1722 года по указанию Петра I Ф. П. Пальчиков был послан в Астрахань для организации обеспечения ремонта и строительства ластовых судов для Персидского похода русского войска, в котором лично участвовал[3]. В 1722—1723 годах в преддверии празднования победы над Швецией в Северной войне Ф. П. Пальчиков провёл ремонт знаменитого ботика Петра I — «дедушки русского флота», который участвовал в торжествах и парадах по случаю знаменательной даты[8].

Наплавной Исаакиевский мост. Раскрашенная литография.
1830-e гг.

29 июня 1723 года на Адмиралтейской верфи в Санкт-Петербурге был заложен первый российский 100-пушечный корабль. Корабль проектировался и строился под личным руководством Петра I, помогали ему корабельные подмастерья Ф. П. Пальчиков и М. Карлсбом. После смерти Петра I они продолжили достройку корабля под руководством опытного корабельного мастера Ф. Скляева. На заключительном этапе строительства, в связи с болезнью Скляева, работы возглавил Ф. П. Пальчиков. 29 июня 1727 года корабль под названием «Петр I и II» был спущен на воду и вошёл в состав Балтийского флота[1]. За свою службу Филипп Петрович Пальчиков неоднократно был жалован императором землями и дворами «из описанных и выморочных» в Московской, Владимирской, Тамбовской и Псковской губерниях, а также золотыми и серебряными кубками и иконами[3].

В 1727 году Ф. П. Пальчиков, совместно с капитаном 1 ранга Н. П. Вильбоа руководил сооружением первого в отечественной практике наплавного Исаакиевского моста через Неву в Санкт-Петербурге. В 1729 году был повышен до корабельного мастера с окладом 600 рублей[3].

Опала

С воцарением в 1730 году на Российском престоле Анны Иоанновны и началом бироновщины, карьера Ф. П. Пальчикова постепенно приходила в упадок. В 1730 году корабельный мастер Пальчиков был удалён из столичного Санкт-Петербурга и назначен в Казанскую адмиралтейскую контору. В основную задачу его входило заготовление и отправка на столичные верфи корабельных лесов. В 1732 году заведовал постройкой наплывного моста на Неве и разборкой корабельных и других лесов в петербургском адмиралтействе. 9 мая 1733 года произведён в ранг полковничий и послан вторично в Казань для заготовки корабельного леса. В 1735 году построил там 4 шмака и в награду «за труд» получил 8 аршин сукна, ценою по 2 рубля 25 копеек каждый[3].

В 1736—1738 годах он находился в Астрахани для строения ластовых судов, оставаясь при этом без государственного жалованья. В 1737 году Филипп Петрович был необоснованно привлечён к суду за то, что допустил незаконную вырубку корабельного леса. Суть «преступления» заключалась в том, что он послал для отвода леса лишь одного плотника, который якобы незаконно брал деньги за лес. Судом на Ф. П. Пальчикова был наложен штраф в размере годового оклада. 2 марта 1738 года Пальчиков «за слабостью, и за несмотрением команды и за дряхлостью» был уволен со службы[3].

В 1739 году его, также как и всех других корабельных мастеров петровского времени, адмиралтейств-коллегия заставляла отчитаться по счетам в приходе и расходе материалов с 1719 по 1733 годы. Однако, Филипп Петрович отказался это сделать, несмотря на поданные на него жалобы в Правительствующий Сенат[1].

В 1742 году подполковник Пальчиков подал челобитную в Высочайший кабинет о своём положении и служебной деятельности в Казани и Астрахани. Вскоре получил приглашение явиться в Москву на коронацию императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра Великого. 25 июля 1744 года Пальчиков был произведён из коллежских советников в чин статского советника с оставлением в отставке[3].

Последние годы Филипп Петрович провёл в своём псковском имении Щиглицы, где вскоре тяжело заболел и 11 октября 1744 года умер. Похоронен на территории имения[2].

Семья

Филипп Пальчиков женился в 1711 году на Пелагее Миничне Гробовой, дочери псковского дьяка Мины Ивановича Гробова. Шафером на свадьбе у молодых был Пётр I. У Пальчиковых было два сына, которые выбрали стезю военного. Старший Иван 1712 года рождения, служил в Сибирском драгунском полку, дослужился до звания майора и вышел в отставку. Младший сын Андрей (1722 года рождения) вышел в отставку прапорщиком[9][2].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 Быховский И. А. Корабелы из бояр и стольников // Петровские корабелы. — Л.: Судостроение, 1982. — 100 с. — 100 000 экз.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Кривошеин Н. В. Собственный государя Петра Великого ученик и корабельный мастер // Лебедянские вести : газета. — 2006. — № февраль.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 3,9 Веселаго Ф. Ф. Общий морской список. — СПб.: Тип. В. Демакова, 1885. — Т. II. — С. 297. — 455 с.
  4. Шарымов А. М. Раздел 1. Из допетровской истории Озерного края: XXVIII. 1702 год — до Нотэборгского похода // Предыстория Санкт-Петербурга. 1703 год. — СПб.: Изд-во «Журнал „Нева“», 2004. — 784 с. — ISBN 5-87516-044-6.
  5. Богатырев И. В., Доценко И. В. Парусное деревянное судостроение. IX–XIX вв. // История отечественного судостроения. В пяти томах.. — СПб., 1994. — Т. 1. — С. 87. — 471 с.
  6. Модель-камора — от нем. modelkammer — модельная мастерская при Адмиралтействе
  7. Эверс — грузовое одномачтовое плоскодонное судно с парусным вооружением.
  8. Курносов С. Ю. Ремонты и реставрации ботика ПетраI // Тр. / Центр. воен.-мор. музей : Сб. науч. ст. — СПб.: ООО «Галея Принт», 1999.
  9. Новикова Н. Н. Имение Щиглицы Псковского уезда и его владельцы // Псков : журнал. — 2004. — № 21. — С. 74-80.

Ссылки

См. также