ПК (трамвайный вагон)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
ПК
Прицепной вагон ПКПрицепной вагон ПК
Производитель Путиловский завод, Санкт-Петербургский вагоностроительный завод, Рождественский коночный парк, Петербургский трамвайный парк
Единиц построено 134
Годы выпуска 1908–1910, 1912
Характеристики
Масса 5,75 т
Мест для сидения 22
Номинальная вместимость 61 (5 чел/м²)
Полная вместимость 86 (8 чел/м²)
Тип тормоза колесно-колодочный пневматический (Вестингауза) и ручной
Габариты
Колея 1524 мм
Длина 7921 мм
Ширина 2140 мм
Высота 3168 мм
База 1813 мм
Диаметр колёс 850 мм

ПК (прицепной коночный) — прицепной вагон, выпускавшийся для санкт-петербургского трамвая и представлявший собой переоборудованный вагон конной тяги. Обозначение ПК было присвоено при введении буквенных серий подвижного состава трамвая уже после прекращения эксплуатации этих вагонов.

После открытия в Петербурге в сентябре 1907 г. трамвайного движения оно обслуживалось исключительно одиночными моторными вагонами, однако с 1908 г. начали эксплуатироваться и прицепные вагоны, что было вызвано ростом трамвайной сети и увеличением объёмов перевозок. Наряду с вагонами специальной постройки (ПД), в качестве прицепов использовались и обычные вагоны конки. В дальнейшем они стали проходить переоборудование, включавшее в себя усиление рамы кузова, демонтаж империала (открытого верхнего яруса) и его лестниц, установку новых сцепных приборов. На площадках устраивались крыши и лобовые стенки; наружные входные проёмы оставались открытыми. Вагоны оборудовались автоматическим непрямодействующим тормозом Вестингауза и электрическим освещением.

Чертежи из "Отчёта по сооружению С.-Петербургского городского электрического трамвая", 1909 г.

Несущим элементом кузова вагонов ПК являлась деревянная (дубовая) рама, армированная стальным угольником. Каркас кузова также был деревянным, со стальной обшивкой. Сиденья в кузове размещались продольно. Число сидячих мест составляло 22, число стоячих первоначально было установлено также 22 (по 8 мест на площадках и 6 – внутри кузова); в дальнейшем номинальная вместимость вагона была повышена до 61 чел. От площадок кузов был отделён перегородками с задвижными дверями.

Ходовая часть была бестележечной, на свободных осях – вписывание вагона в кривые малых радиусов обеспечивалось наличием свободных зазоров между буксами и их направляющими, а также поперечного разбега осей колёсных пар в подшипниках. Рессорное подвешивание состояло только из надбуксовых листовых рессор.

На вагонах поздних периодов переоборудования на крыше устраивалась фонарная надстройка с боковыми форточками, а также устанавливались маршрутные сигнальные огни.

Всего в 1908–1910 гг. в прицепные вагоны трамвая было переоборудовано 132 закрытых пароконных вагона и один открытый пароконный. Кроме того, в 1912 г. в качестве эксперимента один коночный вагон был переоборудован в двухэтажный трамвайный. Опыт его эксплуатации был сочтён неудачным, и в следующем году вагон был переделан в обычный одноэтажный.

Внешние изображения
Трамвайный поезд из моторного вагона фирмы “Бреш” и непереоборудованного коночного вагона[1].
Моторный вагон МП-10 с прицепным ПК[2].
Двухэтажный прицепной вагон трамвая, переделанный из коночного[3].

Вагоны ПК эксплуатировались до 1926 г. Данные об их выпуске с указанием номеров приведены в таблице.

Год выпуска Предприятие, выполнявшее переоборудование Итого, шт.
Путиловский завод Санкт-Петербургский вагоностроительный завод Мастерские Рождественского коночного парка Мастерские Петербургского трамвайного парка
1908 16, 31, 51, 58, 77, 79, 86, 107, 120, 129, 131, 140, 161, 197, 439, 476 (21), 488 (33), 493 (38), 495 (40), 498 (43) – 20 шт. 6, 34, 39, 75, 105, 126, 150, 158, 179, 190, 444, 446, 448, 451, 460 (5), 474 (19), 475 (20), 481 (26), 486 (31), 501 (46) – 20 шт. 12, 42, 68, 76, 115, 130, 146, 159, 188, 192, 438, 440, 442, 443, 447, 449, 450, 452–455, 477 (22), 479 (24), 482 (27), 484 (29) – 25 шт. - 65
1909 - - 23, 30, 122, 441, 445, 464–467 (9–12), 473 (18), 478 (23), 480 (25), 492 (37), 494 (39), 496 (41), 497 (42), 500 (45), 505 (50), 509 (54), 510 (55), 513 (58), 514 (59), 516–518 (61–63) – 25 шт. - 25
1910 - 3, 5, 11, 20, 21, 28, 49, 50, 60, 67, 93, 99, 102, 109, 125, 132, 142, 145, 165, 169, 172, 174, 176, 181, 193, 196, 387, 390, 463 (8), 499 (44) – 30 шт. 41, 90, 141, 151, 160, 175, 468 (13), 471 (16), 472 (17), 507 (52), 508 (53), 511 (56) – 12 шт. 369 – 1 шт. 43
1912 2 – 1 шт. - - - 1
Итого, шт. 21 50 62 1 134
Примечания:
1. Для вагонов т. н. “I группы” (подвижной состав линий бывшего 1-го Товарищества конно-железных дорог) в скобках указаны старые номера. Вагоны “II группы” (подвижной состав линий бывшего 2-го Общества конно-железных дорог) не перенумеровывались.
2. Вагон №369 переоборудован из открытого пароконного без империала, остальные – из закрытых пароконных с империалом.
3. Вагон №2 после переоборудования в трамвайный первоначально был двухэтажным, в 1913 г. переделан в одноэтажный.
4. Вагоны позднего выпуска могли иметь некоторые отличия в основных размерах.

Литература

Примечания