Перейти к содержанию

Отрочество (повесть)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Отрочество
Жанр Повесть
Автор Лев Толстой
Язык оригинала русский
Дата написания 1852—1854
Дата первой публикации 1854
Предыдущее Детство
Следующее Юность

«О́трочество» — вторая повесть в псевдо-автобиографической трилогии Льва Николаевича Толстого впервые напечатана в 1854 году в журнале «Современник».

Эта книга описывает события, происходящие в жизни подростка во время отрочества: первое предательство, смена моральных ценностей и т. п.

Персонажи

  • Николенька Иртеньев — главный герой, от его имени ведётся повествование
  • Володя — брат Николеньки
  • Любочка — сестра Николеньки.
  • Сонечка — возлюбленная Николеньки
  • St.-Jérôme — гувернёр Николеньки и Володи.
  • Папа (Пётр Александрович) — отец Николеньки, Любочки и Володи
  • Карл Иваныч — учитель Николеньки и Володи.
  • Маша — горничная
  • Графиня — бабушка Николеньки, Любочки и Володи
  • Дубков — приятель Володи
  • Дмитрий Нехлюдов — приятель Володи, друг Николеньки.
  • Мими – гувернантка Любочки.
  • Катенька — дочь Мими
  • Филипп — кучер

Сюжет

Сюжет повести построен на описании отрочества обыкновенного российского ребёнка XIX века — «Николеньки», как его часто называют. В повести рассказывается о его переезде в Москву, тяготению к книгам и философии, и наконец, о его родных.

Читатель увидит медленное изменение системы ценностей главного героя, его характер, а также продолжение сюжетной линии первой части трилогии.

Цитаты

  • «Жалкая, ничтожная пружина моральной деятельности — ум человека!»[1].
  • «Мне кажется, что ум человеческий в каждом отдельном лице проходит в своем развитии по тому же пути, по которому он развивается и в целых поколениях, что мысли, служившие основанием различных философских теорий, составляют нераздельные части ума; но что каждый человек более или менее ясно сознавал их ещё прежде, чем знал о существовании философских теорий.»[1].
  • «Едва ли мне поверят, какие были любимейшие и постояннейшие предметы моих размышлений во время моего отрочества, — так как были несообразны с моим возрастом и положением. Но, по моему мнению, несообразность между положением человека и его моральной деятельностью есть вернейший признак истины.»[1].
  • «...я чувствую в душе отрадное беспокойство, желание что-то сделать — признак истинного наслаждения.»[2].
  • «Между бесчисленным количеством мыслей и мечтаний, без всякого следа проходящих в уме и воображении, есть такие, которые оставляют в них глубокую чувствительную борозду; так что часто, не помня уже сущности мысли, помнишь, что было что-то хорошее в голове, чувствуешь след мысли и стараешься снова воспроизвести ее.»[3].
  • «...счастье не зависит от внешних причин, а от нашего отношения к ним, что человек, привыкший переносить страдания, не может быть несчастлив.»[1].
  • «...вспомнив вдруг, что смерть ожидает меня каждый час, каждую минуту, я решил, не понимая, как не поняли того до сих пор люди, что человек не может быть иначе счастлив, как пользуясь настоящим и не помышляя о будущем.»[1].
  • «...слишком много или слишком мало знать друг друга одинаково мешает сближению.»[4].
  • «Отчего мы самих себя любим больше других?.. Оттого, что мы считаем себя лучше других, более достойными любви. Ежели бы мы находили других лучше себя, то мы бы и любили их больше себя, а этого никогда не бывает.»[4].
  • «Похвала ... могущественно действует не только на чувство, но и на ум человека.»[4].

Экранизация

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Отрочество. Глава XIX.
  2. Отрочество. Глава I.
  3. Отрочество. Глава XVIII.
  4. Перейти обратно: 4,0 4,1 4,2 Отрочество. Глава XXVI.