Откровение Авраама

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Откровение Авраама

Откровение Авраама — апокриф, встречающийся в списке XIV века (Сильвестровский сборник) и входящий в состав Толковой Палеи.

Сведения

Основан он на еврейских сказаниях об Аврааме, отчасти внесённых в разные книги (Яшар, Мидраш, Гемара). Сказания эти перешли в апокриф не прямо, а путём греческих переделок.

Перевод с греческого появился на славянском юге в глубокой древности, но южно-славянских текстов не сохранилось. Содержание «Откровения Авраама» сводится к тому, что Авраам убеждается в бессилии языческих идолов, которых делает его отец Фарра: идол Марумаф, ударившись о другого идола, лишается головы; часть идолов, отправленных для продажи, при падении, разбивается; идол Варисат, приставленный для наблюдения к горящим дровам, частью сам сгорает.

В результате Авраам доходит до мысли о Боге, всё сотворившем. Тогда слышится голос с неба, приказывающий Аврааму, после 40-дневного поста, принести жертву Богу, и приставленный к Аврааму ангел Иоиль ведёт его на гору Хорив. Здесь Авраам приносит жертву и подвергается покушению дьявола Азазила, но ангел приказывает ему оставить Авраама. По захождении солнца Авраам вместе с Иоилем возносится на небо, сидя на крыле голубином. Сначала они видят неописуемый свет, затем престол, стоящий на четырёх животных, семь небес и всё, что делается на них, землю, преисподнюю и Эдем, в котором находятся Адам, Ева и Азазил.

Авраам задаёт вопрос о том, каким образом Бог допустил грехопадение? Вместо ответа излагаются предсказания о будущих судьбах мира, указываются грехи и преступления на земле и наказания за них в будущей жизни.

В близкой связи со второй частью этого апокрифа находится другой апокриф: «Смерть Авраама»[источник не указан 1936 дней].

Переводы на русский язык

  • Н.С. Тихонравов, 1863[1]

Литература

Примечания

  1. в: «Памятники отрешенной русской литературы», Москва, 1863