Он + Она

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Он + Она
Жанр драма
Режиссёр Саша Франк
Продюсер Саша Франк
Александр Конышев
Автор
сценария
Саша Франк
Л. Л. Бравицкая
В главных
ролях
А. М. Агранович,
О. А. Арнтгольц,
С. Ф. Бондарчук-младший,
С. А. Бурунов,
П. Ю. Деревянко,
Т. В. Дольникова,
А. Жило,
В. О. Капустин,
В. В. Клементьев,
А. А. Кузенкина,
А. И. Мерзликин,
О. Н. Науменко,
И. Б. Нинидзе,
Р. Пиотровски,
Я. Е. Поплавская,
Е. В. Редникова,
А. К. Руденко,
Г. Р. Сайфулин,
Е. Ю. Стеблов,
Ю. Н. Топольницкая,
Г. Б. Тюнина,
Н. В. Фоменко,
А. Г. Хазанова,
А. А. Хмельницкая,
Н. Д. Чумбуридзе,
Е. А. Шпица,
И. Ф. Янковский
Оператор А. А. Найдёнов
Композитор М. Перрио
Художник-постановщик Р. Заслав
Кинокомпания «Айрис Филмс Продакшн» (англ. Iris Films Production) при участии «Арт Пикчерс Студио» (англ. Art Pictures Studio)
Длительность 93 мин.
Страна Флаг России
Язык русский
Год 2019
Предыдущий фильм В поисках Истины
Следующий фильм Цветы Баха

«Он + Она» — драматический фильм-альманах 2019 года и дебют в области полнометражного кино режиссёра Саши Франк, состоящий из пяти новелл разных жанров, герои каждой из которых стоят перед сложным выбором сохранения или разрыва отношений. Соавтором сценария выступила её мать, Л. Л. Бравицкая, положившая в основу сюжета не только принцип линий героев, но и непрерывность диалога актёров со зрителями на тему смысла любви в жизни людей[1].

Показ уже отснятого фильма первоначально был отложен на неопределённый срок из-за разногласий, в том числе с авторскими правами, возникших у создателей с генеральным продюсером Д. Л. Баглаем. Тем не менее, светский премьерный показ состоялся 22 февраля 2024 года в кинотеатре «Октябрь»[2][3], а выход фильма в широкий показ прошёл 27 февраля 2024 года в Санкт-Петербурге (Ленфильм)[4] и 29 февраля 2024 года в Москве[5] и в других городах.

История создания

В марте 2018 года Саша Франк учредила собственную кинокомпанию «Айрис Филмс Продакшн» (англ. Iris Films Production) и в 2019 году совместно с кинокомпанией «Арт Пикчерс Студио» (англ. Art Pictures Studio) приступила к съёмкам фильма. Первоначальный фильм должен был быть короткометражным, но после показа Сашей Франк работы Ф. С. Бондарчуку, тот предложил ей сделать полнометражный киноальманах «о любви, где будут все возрасты от молодёжи до очень пожилых людей»[1][6][7][8][9].

В беседе с ТАСС Франк подчёркивала, что все пять новелл «абсолютно разные по жанрам» и что «очень важно, что они для любого возраста». Она назвала особенно ценной частью фильма кинотесты — чёрно-белые документальные вставки между новеллами, отметив: «Мы с актёрами — моими друзьями — говорили на разные темы, и часть этих разговоров всегда была о любви». При этом, по её словам, собеседники в данных разговорах нередко делились наиболее сокровенным, что позволит многим зрителям узнать самих себя и найти ответы на свои вопросы. Кроме того, она добавила: «Эти разные истории меня сподвигли как раз на написание этих новелл. Это был фильм-исследование, потому что он снимался на протяжении долгого времени. То, что картина выходит в Год семьи, это такой знак, видимо. Она очень сейчас нужна. Очень мало [картин] именно про настоящую любовь»[1].

В качестве оператора-постановщика выступил А. А. Найдёнов, а автором музыки — французский композитор-мультиинструменталист Марк Перрио. Роли исполнили такие известные актёры, как А. М. Агранович, О. А. Арнтгольц, С. Ф. Бондарчук-младший, С. А. Бурунов, П. Ю. Деревянко, Т. В. Дольникова, А. Жило, В. О. Капустин, В. В. Клементьев, А. А. Кузенкина, А. И. Мерзликин,О. Н. Науменко, И. Б. Нинидзе, Р. Пиотровски, Я. Е. Поплавская, Е. В. Редникова, А. К. Руденко, Г. Р. Сайфулин, Е. Ю. Стеблов, Ю. Н. Топольницкая, Г. Б. Тюнина, Н. В. Фоменко, А. Г. Хазанова, А. А. Хмельницкая, Н. Д. Чумбуридзе, Е. А. Шпица и И. Ф. Янковский[7][8][10][11].

Несмотря на то, что премьера уже отснятого фильма должна была состояться в начале 2020 года, показ был отложен на неопределённый срок из-за разногласий, возникших у создателей с генеральным продюсером Д. Л. Баглаем, который предложил заменить сюжет пятой новеллы «Поздняя осень» на произведение автора, по словам Саши Франк, «чьей-то жены с Рублёвки, где речь идёт о любви двух женщин нетрадиционной ориентации, которые оказались в конце концов… матерью и дочерью! И тут мне надо было решать: или идти на сделку и соглашаться с предложением продюсера, или оставаться верной себе, принципам и идеалам, которым меня учили мои мастера — Никита Сергеевич Михалков в академии и Валерий Бакиевич Ахадов во ВГИКе. Я без колебаний выбрала второе. С этого всё и началось…». В итоге фильм был снят Сашей Франк за счёт собственных средств и привлечённых со стороны, «Арт Пикчерс», по её словам, не выделила ни единой копейки. И хотя она располагает копией фильма и всеми исходниками, однако права на кинокартину в том числе принадлежат кинокомпании Баглая. В защиту Франк высказались её учитель В. Б. Ахадов, кинокритики А. И. Кондрашов, также отметивший, что Баглай «потребовал, чтобы „ЛГ“… отозвала рецензию на фильм» и высказавших мнение, что «ситуация бредовая: как можно отозвать что-либо в современной прессе, да ещё без решения суда», и Л. В. Павлючик, как и другие кинокритики на заседании Гильдии киноведов и кинокритиков России в Доме кино, куда Баглай пришёл после получения официального письма президента организации К. Э. Разлогова, в ходе которого пообещал разрешить некоммерческий показ фильма, если Саша Франк отдаст фильм Art Pictures для продажи одному из цифровых киносервисов, где каждый желающий человек сможет его свободно посмотреть[7][8][12][13][14][10][15][16][17].

Светский премьерный показ состоялся 22 февраля 2024 года в кинотеатре «Октябрь»[2][3]. Выход в широкий проказ состоялся 27 февраля 2024 года в Санкт-Петербурге (Ленфильм)[4] и 29 февраля 2024 года в Москве[5] и в других городах.

Сюжет

Новелла «Он + Она»

Супружеская пара готовится отметить день рождения хозяйки дома, но оба очень напряжены. Она (Е. А. Шпица) очень недовольна своим мужем, поскольку Он (П. Ю. Деревянко) постоянно пропадает на работе, всё время опаздывает, не проявляет к ней достаточной чуткости, не догадывается сделать правильный подарок (вместо серёжек, о которых мечтает супруга, дарит кулон со словами «ну, она там носит же цепочки всякие»). В то время как Она целыми днями напролёт стоит у плиты, печёт и тушит овощи, а Он из приготовленного ничего не ест и варит себе пельмени, которыми пропах весь дом. Она в бешенстве постоянно режет и режет овощи, при этом стук ножа с каждым разом усиливается, а на скулах ходят желваки, в то время как Он разозлён и растерян. Во время самого торжества, где за праздничным столом сидят родственники-гости, среди которых дед (В. И. Бочкарёв), мать (Л. Л. Бравицкая), подруга (Н. Д. Чумбуридзе) и её хамоватый муж (С. А. Бурунов), Она ощущает особую невыносимость, когда Он пытается заправить майонезом приготовленный супругой изысканный салат с каштанами и фламбированными яблоками. Тем не менее, после случившейся ссоры, герои примиряются и говорят о любви друг другу. В новелле также присутствует особая вставка, где герои делятся своими чувствами со зрителями. Мама высказывает мысль, что очень страшно думать об одинокой старости после трёх браков. В свою очередь Дедушка вспоминает свою покойную супругу и даёт совет, если вдруг случилась ссора, сделать паузу, поскольку во время этой передышки женщина сможет осознать, что была неправа. Муж подруги жалуется, что ему в жизни очень не хватает эмоций, и поэтому он вынужден их создавать самостоятельно посредством глупых шуточек и тостов. При этом его кроткая жена (Н. Д. Чумбуридзе), перед тем как заплакать, говорит: «Мой муж самый лучший на свете»[13][14].

Режиссёр Саша Франк вспоминала: «Идея первой новеллы пришла мне в тот момент, когда я выходила замуж и, конечно же, безумно боялась, что наша внезапная и такая ещё хрупкая любовь разобьётся о скучный быт. Именно эти переживания и послужили почвой для создания первой новеллы. Перед тем, как мы приступили к работе, необходим был небольшой мозговой штурм. У меня дома, под хорошую закуску, мы с актёрами разбирали героев и каждый рассказывал о своём опыте столкновении „высоких чувств с лодкой быта“. Всё это мы записывали и что-то из этого вы увидите скоро на экране). Да, это вам и лишние 50 грамм после работы, и кусочки съеденных пельменей, которые регулярно остаются в раковине. И когда на День Рождения твоя половинка дарит тебе совсем не то, что хотелось. И неизбежная в такой ситуации обида: „Неужели за столько времени вместе муж не догадался, чего я что я хочу?“. Знакомо, да? Говорят, быт разрушает любые отношения. Или все же не любые? Может ли любовь победить быт? Об этом первая новелла»[18].

Новелла «Взрослая жизнь»

Супружеская пара устроила на кухне ночную ссору, свидетелем которой оказывается их шестилетний сын (В. Сериков), проснувшийся от кошмара и увидевший как в углу его комнаты у самого потолка из тёмной, чернильной густоты почти возникло чудовище с тонкими острыми когтями, и поэтому прибежавший за защитой к своим родителям. Мать (Р. Пиотровски) кричит: «Я больше так не могу, разблокируй свой телефон, я посмотрю, что там», а отец (А. К. Руденко) ей отвечает: «Я такой, какой есть, и не собираюсь меняться». Для мальчика их возможный разрыв воспринимается как тяжёлая личная драма, поскольку для него, в прямом смысле, слова рушится мир. Страх ребёнка превращается в новое чернильное чудовище на потолке спальни, которое гораздо ужаснее первого, а деревянный пол под него ногами в буквальном смысле разверзается, превратившись в бездонную пропасть. Пытаясь преодолеть навалившее на него тяжёлое бремя, мальчик капризничает и не желает идти в детский сад, обзывает воспитательницу дурой, бросается кубиками в сверстников из группы и угрожающе размахивает пластиковым ножом. Хотя его мать лишь смущённо произносит: «Не понимаю, что с ним происходит»[13][14].

Франк отмечает: «Почему-то взрослые считают, что когда они выясняют отношения, пусть даже очень тихо и за закрытой дверью, то дети не чувствуют и не видят этого. На самом же деле, они всё замечают, но вопрос в том, как маленький ребёнок это воспринимает? Ссоры между родителями наносят на ребёнка „шрамы“. Один, второй, третий и потом их так много, что вырастая мы не можем понять, откуда в нас неуверенность или почему мы ведём себя как собственные родители. Мне хотелось, чтобы родители увидели, как травматичны для ребёнка такие ситуации. Если малыш становится невольным свидетелем ссор родителей, то он может нафантазировать себе всё, что угодно. В фильме, например, я придумала историю с монстром и ребёнок думает, что это он ссорит родителей»[19].

Новелла «Пряники»

Молодой французский специалист по творчеству Ф. М. Достоевского профессор Лео (А. Жило) приезжает работать в Россию, где живя в небольшой городе, был очарован как исконно русской средой — конфетками-бараночками, птицами-тройками, русской баней и ледяной водкой, так и красивой и хитрой девицей Настей (Ю. Н. Топольницкая) — местной библиотекаршей. Но ему противостоит Парфён (С. Ф. Бондарчук-младший), жених Насти, «по-мужски» заявивший о своём праве. В драку и скандал вмешивается Аглая (А. А. Кузенкина), подруга Насти. А также возникает таинственная соседка (М. С. Кнушевицкая). Насте предстоит выбрать кого же она любит на самом деле[13][14].

Новелла «Мужчина и женщина»

Грустная дама (Г. Б. Тюнина), давно и безнадёжно одинокая, сидит в своём автомобиле на автостоянке рядом с универсальным магазином и несколько раз повторяет в мыслях последовательность действий — взять лимон, зайти в молочный отдел и купив всё необходимое уложить всё в багажник. Однако, на этот раз она решается нарушить свои привычки, взяв с полки упаковку апельсинов. Вернувшись на автостоянку по ошибке она кладёт покупки в багажник соседнего автомобиля, как две капли воды похожего на её собственный. Владелец машины (В. В. Клементьев), такой же, как она немолодой и одинокий, пытается помочь разрешить возникшее недоразумение. Но женщина вступает с ним в жёсткий спор, зовёт охрану, смущённо извиняется и пытается переложить продукты уже в свой багажник. Но череда неловкостей продолжается — рассыпались по земле апельсины и не завёлся мотор. Мужчина подходит чтобы предложить свою помощь и женщина сначала совсем чуть-чуть приоткрывает окно, а потом побольше, что знаменует собой ту самую единственную и долгожданную встречу, когда герои наконец нашли друг друга в жизни. С высоты птичьего полёта видно, как на шоссе посреди большого скопления автомобилей, выделяются две красные машины одной марки, скреплённые стальным тросом[13][14].

Новелла «Поздняя осень»

Дом для престарелых, где живёт когда-то блестящая актриса Елена Петровна Плащанская (О. Н. Науменко), которая хотя и находится на склоне лет и передвигается на инвалидной калеченая, но ей и сейчас очарованы все обитатели и персонал. При этом за особое внимание Елены Петровны соревнуются два старика-кавалера — интеллигент и эстет Николай Ильич (Е. Ю. Стеблов) и бывший бухгалтер и убеждённый коммунист Михаил Иванович (Г. Р. Сайфулин), в любовную битву которых оказываются вовлечены даже хлопотливые руководители социального учреждения — директор (В. О. Капустин) и заместитель директора (Я. Е. Поплавская), и она становится событием для всех. Николай Ильич, которому самому уже глубоко за восемьдесят лет, по-мальчишески готов ради неё окунуться в холодном озере. В то время как Михаил Иванович задаёт Плащанской вопрос о смысле жизни, на который она ответить не может, но когда на концерте читает произведение А. П. Чехова, «Рассказ госпожи NN», и зрители оплакивают непрожитое и упущенное, то ответ становится понятен[13][14].

Сама Саша Франк отмечала: «Сожалею об одном, что мой фильм не успела увидеть моя бабушка, в прошлом ведущая актриса театра им. Станиславского. Она вместе со мной ждала выхода картины, отказывалась смотреть ее на компьютере, хотела увидеть исключительно в кинотеатре, как в старые, добрые времена. Шутила, что наденет на премьеру своё лучшее платье, и мы вместе поедем смотреть кино. К сожалению, бабушка не дожила до премьеры, она умерла в прошлом году. Новеллу „Поздняя осень“ из фильма „Он+Она“ я посвящаю памяти моей бабушки, актрисы Инессы Павловны Дровосековой»[20][21].

Роли

Актёр Роль Описание
П. Ю. Деревянко Он Он супруг героини «Она»
Е. А. Шпица Она Она супруга героя «Он»
С. А. Бурунов Муж подруги Муж подруги супруг героини «Подруга»
Н. Д. Чумбуридзе Подруга Подруга
А. Жило Лео Лео Молодой французский профессор и специалист по творчеству Ф. М. Достоевского
С. Ф. Бондарчук-младший Парфён Парфён жених Насти
Ю. Н. Топольницкая Настя Настя библиотекарша
А. А. Кузенкина Аглая Аглая подруга Насти
М. С. Кнушевицкая Соседка Соседка
Р. Пиотровски Жена Жена супруга героя «Муж»
А. К. Руденко Муж Муж супруг героини «Жена»
В. О. Капустин Директор Директор директор дома престарелых
Я. Е. Поплавская Заместитель директора Заместитель директора заместитель директора дома престарелых
Г. Б. Тюнина Женщина Женщина
В. В. Клементьев Мужчина Мужчина
В. И. Бочкарёв Дедушка Дедушка
Л. Л. Бравицкая Мама Мама
В. Сериков Сын Сын
О. Н. Науменко Елена Петровна Плащанская Елена Петровна Плащанская актриса
Е. Ю. Стеблов Николай Ильич Николай Ильич поэт, интеллигент и эстет
Г. Р. Сайфулин Михаил Иванович Михаил Иванович бухгалтер и убеждённый коммунист

Оценки

Кинокритик Л. В. Павлючик оценивая фильм «Он + Она» высказал мнение, что «это абсолютно профессиональная, культурная работа, несущая позитивную энергетику, что в наше суровое время уже ценность». Все пять новелл «о любви мужчины и женщины, но снятые в разных жанрах». При этом «две новеллы сделаны в лёгкой комедийной стилистике», третья «наполнена драматизмом разрыва отношений ещё недавно любящих людей — жертвой этой ситуации становится ребёнок, чьё сердце разрывается на части», а «ближе к финалу возникают истории, согретые особым поэтическим светом», поскольку «четвёртая новелла с участием звезды „Мастерской Петра Фоменко“ Галины Тюниной — безнадёжно одинокой женщины „элегантного возраста“, которая встречает свою судьбу на стоянке для автомашин, — образец актёрского, режиссёрского, операторского лаконизма, тонкого и выразительного», в то время как «последняя новелла — та самая, которую продюсер предлагал поменять на лесбийско-инцестуальные страсти, на мой вкус, — просто шедевр экранной любовной лирики в исполнении мастеров старой школы». В ней «действие происходит в доме для престарелых, окружённом прекрасным старым парком, пронизанным поздним осенним солнцем», актриса Ольга Науменко «с гордой осанкой и бездонными глазами (мы помним актрису по Гале из „Иронии судьбы“)», а также «давно не снимавшиеся Геннадий Сайфулин, Евгений Стеблов играют не про старость, а про неизбывность чувств», а именно, что «и в ХХI веке можно умереть не от инфаркта или инсульта, а от любви». Подытоживает рецензент следующим образом: «Фильм интересно задуман, виртуозно сыгран, прекрасно снят. Особую интонацию ленте придают чёрно-белые документальные перебивки с участием, как я понимаю, „ближнего круга“ Саши Франк, в котором немало медийных лиц. Десятки людей делятся своими сокровенным, исповедальными мыслями о любви, браке, семье, детях, родителях. Это обогащает игровую канву фильма. Который, уверен, заслуживает не унитаза, а щедрой прокатной и фестивальной судьбы»[12].

Редактор отдела «ТелевЕдение» «Литературной газеты», А. И. Кондрашов высказал мнение, что это «первый полнометражный фильм выпускницы ВГИКа — про любовь, в отличие от многих, где это слово есть в названии» и «он очень отличается и от тех дебютных кинокартин, что по­падают на фестивали, а потом в поле нашего зрения» и по своей сути идёт «мимо фестивального тренда, в котором обязательно должны быть (во всяком, случае до недавнего времени были) дикая, беспросветная „рашка“ с грязью, наркотиками, сексуальными вывертами и матом (вспомним хотя бы, с чего начинала Валерия Гай Германика)». При этом, рецензент подчеркнул, что кинокартина «не о харассменте, семейном насилии или тяжёлой доле проституток, а о том, что множество обыкновенных людей волнует на самом деле», а также «как складываются (или не складываются) отношения между ними, их близкими, родителями и детьми…». Он отмечает необычность построения фильма, который «состоит из пяти новелл, очень разных по содержанию, стилистике и даже жанру, они соединены чёрно-белой лентой кратких „исповедей“ действующих лиц, исполнителей ролей и многих деятелей киномира (среди которых есть очень известные), в новеллах не занятых». Кондрашов считает, что благодаря вот этой вот «скотч-ленте» режиссёру удалось создать «атмосферу искренности, доверия», которая сама по себе «так хороша, что могла бы стать отдельным произведением документального кино — настолько интересно и необычно проявили себя участвующие в ней». Рецензент подчеркнул, что «вообще, в фильме — изначально удивительная удача — замечательный актёрский ансамбль: в нём и талантливые молодые артисты, и уже всем известные мастера, и культовые ещё с советских времён кинофигуры», задав риторический вопрос: «Как дебютантка смогла привлечь в свой проект столько замечательных и знаменитых людей?» И подытожил следующими словами: «Я очень рад, что он ко мне попал. Но это случайность, его в прокате нет, а на фестивали пробиваются совсем другие дебютанты, и мы о них не раз писали (чаще без особого восхищения), но я не сомневаюсь, что лента Александры Руслановой (позволю себе назвать настоящее имя режиссёра) вызовет большой интерес и у коллег, и у широкой аудитории»[13].

Кинокритик газеты о театре и кино «Экран и сцена» Ж. Сергеева отметила, что «новеллы сняты на вечные темы, и поэтому в них ничего не может устареть и испортиться даже от долгой паузы», ведь «любовь, ревность, развод, прощание, отношения родителей и детей — нет никого, кто не переживал бы эти состояния, нет никого, кто забыл радость или горечь, связанные с ними». Особое внимание она обращает на то, что все «пять новелл скреплены документальными вставками-опросами, где на эти темы говорят разные люди, среди которых много актёров и музыкантов». При этом важно понимать, «что любовь не чувство, она должна проявляться в действии». В первой новелле, давшей название всему фильму, «нелюбви ещё нет, но свою чернильную суть она уже чуть-чуть показывает». Во второй новелле «родители, стараясь выбрать для ребёнка лучшее, не замечают, что делают ему больно». А также в фильме есть сцены: «Как одна бабушка, размышляя о том, что её внучка за тринадцать лет брака ни разу не повысила на мужа-иностранца голос, пришла к выводу: всё из-за того, что между собой они говорили по-английски, и приходилось думать перед тем, как что-то сказать. Как мужчина уехал на родину прощаться с тяжелобольной мамой, а она прожила ещё девять лет — из-за того, что сын вернулся. Как жаль, что не получается быть рядом с детьми от первого брака. Как страшно умирать». Сергеева также указывает на то, что «есть удивительная сцена, где очень серьёзный подросток говорит о том, что разводятся люди в основном из-за непонимания, но все раны со временем заживают», а затем наступает «очень живой, очень трогательный момент», когда он «начинает плакать, члены съёмочной группы его утешают, обнимают, и это остаётся в кадре». А уже «в процессе утешения выясняется — у многих в группе родители тоже развелись, и хотя все уже взрослые, и об этом говорится спокойно и почти весело, невидимые миру слезы чувствуются все равно». Третью новеллу рецензент назвала «почти комикс», поскольку «это на редкость короткая история, и в ней есть своеобразный юмор — если бы русская душа была понятной, „Идиот“ занял бы две страницы и закончился бы именно так». В целом она делает следующий вывод о произведении: «Пять новелл альманаха „Он + Она“ — разные. Люди, которые делятся своими историями и мыслями — тоже разные. Их объединяет искренность, однако без лишней наивности и „розовых сердечек“. Режиссёр умеет не только увидеть и показать трогательное, но и вовремя остановиться. Что даёт возможность порадоваться как зрителям, склонным к сентиментальности, так и тем, кто этим свойством не обладает. Но для этого у фильма Саши Франк должны появиться зрители. Будем надеяться, что появятся. Если фильм выйдет в прокат, то он многих порадует. Многие задумаются»[14].

Актриса Я. Е. Поплавская, сыгравшая одну из ролей в новелле «Поздняя осень», рассказывая на премьерном показе о фильме, отметила: «Каждый человек, который посмотрит этот фильм, он с полным правом протянет руку и скажет: это же про меня. Или: это про мою подругу. Или: это про мою коллегу. Это очень важно, потому что когда есть отдача, когда есть вот это выражение: это про нас, это про меня. Вот эта сопричастность, мне кажется, что это сразу даёт картине огромную фору»[22]. А также вспомнила, что сразу после съёмок Саша Франк поехала в зону проведения Специальной военной операции России на Украине: «Она оставила своего совсем крохотного ребёнка, надела бронежилет и каску. Взяла в руки камеру и поехала снимать. Она объездила все госпитали. И только тот человек, который знает, что такое любовь, который понимает… молодая мать! Со всей верой, надеждой, любовью могла снять фантастический фильм «Донбасс. Дорога домой» — о том, что сейчас происходит. Оба этих фильма перекликаются, потому что наполнены любовью. Это то чудо, которое сейчас на фронте и держит наших бойцов»[2][3]. При этом, в беседе с сетевым изданием msk1.ru, Поплавская добавила: «Сейчас, когда идёт СВО, надо снимать фильмы о любви, а не о военных действиях, потому что ребята, которые живут там, они живут этой любовью, надеждой. Они знают, что их ждут». Для кого-то этот фильм может стать пособием для выстраивания крепких отношений. Так объяснила смысл картины О. А. Дроздова, подчеркнув: «Я хочу, чтобы в первую очередь посмотрел этот фильм мой сын, потому что это самое главное для меня, что и как он сейчас будет думать о любви. Как он будет дальше с этим жить, когда встретит настоящую любовь». В свою очередь актриса К. А. Шпица, сыгравшая в фильме одну из главных ролей, заявила: «Посмотреть надо, потому что этот фильм про любовь. Сейчас так мало картин о простых человеческих чувствах». По её мнению, любовь является долгим и сложным, но счастливым, совместным трудом, цель которого узнать друг друга как можно лучше. Сама Шпица объяснила, что только сейчас для неё раскрылась суть любви, поскольку раньше она считала, что отношения в большей степени были обусловлены желанием самопознания и страстью[23]. А во время показа фильма в Санкт-Петербурге (Ленфильм) она обратилась к зрителям со следующими словами: «У Саши не зря фамилия Франк. Frank с английского переводится как искренний. Это кино всё соткано из искренности, из честности высказывания. И я почему-то уверена — возьму на себя такую смелость сказать, что вы точно получите удовольствие. Если у вас в душе есть немного льдинки, она растает, а если в ней уже тепло, оно приумножится»[1].

Обозреватель газеты «Новые Известия С. Левин подчеркнув, что «в самом фильме за годы хранения на недоступной полке ничего не устарело, не подпортилось и не засохло», поскольку он посвящён вечной теме — Любовь. Причём «та самая Любовь с большой буквы, что возникает между мужчинами и женщинами» и «та самая, вокруг которой крутится вся мировая культура со времён самой древней Греции, не говоря уже о Голливуде, французском, итальянском, советском кино». Поскольку, как считает Левин, если зайдёт разговор «о некой романтической комедии/драме/мелодраме», то «искушённый зритель саркастически припомнит» выражениями «вы, девчата-неофитки, на ТАКИЕ вершины замахнулись?» и «А вдруг не дотянете и сорвётесь?», такие фильмы, как «Английский пациент», «Ла-Ла Ленд» или «Три тополя на Плющихе». Тем не мене, он подчеркнул, что «надо знать непреклонные и мужественные характеры, веру в себя соавторов сценария Саши Франк и Ларисы Бравицкой, живущих без всяких компромиссов с лузерством, пошлостью и подлостью» и что «их творческий тандем длится более трети века — со дня рождения у актрисы Бравицкой будущего режиссера Саши Франк», а отсюда и «структура их фильма вышла невероятно затейливой». Первое, на что обратил внимание рецензент, так это что «зритель получил два „продукта“ в одном кино», поскольку «с одной стороны, это 5 художественно снятых новелл, с другой — документальные чёрно-белые исповеди реальных людей с реальными историями любви». Таким образом по количеству задействованных лиц выглядит как углублённый социологический опрос, посвящённый теме «Роль любви в артистическом сословии России». При этом Левин подчеркнул: «Сама Саша Франк рассказала, что основой послужил её авторский проект „КиноТест“. Это презентационные видеоинтервью артистов, которые высказывались о теме любви, семьи и отношений. Всего отсняли 287 актеров разных возрастов. И что характерно: признания артистов совсем не из разряда жёлтой прессы. Это не скандалы, не слухи, не клубничные подробности… Всё серьёзно. Порой трагично. От сердца. От души…». Наконец второе, на что указывают «сами новеллы (как и грани Любви) вышли невероятно разными по жанру и стилю», поскольку «с одной, стороны, есть кино-анекдот из серии „на романтическое свидание сельского библиотекаря (Юлия Топольницкая) с французом (Алекс Жило) явился жених — десантник (Сергей Бондарчук) с пудовыми кулаками“, а с другой — «смешная до слёз сцена с поеданием пельменей мужем (Павел Деревянко) и молчаливой ненавистью жены (Катерина Шпица)» и «трагический хоррор, страхи ребёнка во время ссоры родителей, а затем и самая большая финальная духоподъёмная история о любви в доме престарелых артистов в исполнении Ольги Науменко, Евгения Стеблова и Геннадия Сайфулина»[21].

В свою очередь политолог и журналист Е. В. Жосул, посетив премьеру, высказала следующее мнение о фильме: «Юля Топольницкая в роли очаровательной провинциальной библиотекарши с пышной чёлкой и формами оказалась лично для меня одним из самых обаятельных образов фильма „Он+Она“. Неизбежное „лубутеновское“ амплуа актрисы, героини нескольких шнуровских клипов, настолько иронично и по-доброму вплетено авторами фильма в романтический контекст маленького среднерусского городка — так, что за её сюжетной линией следишь с особенным удовольствием. Лёгкий, игристый, как то самое шампанское с утра, почти сказочный рассказ про шуры-муры русских барышень и заезжего французского аспиранта, с хэппи-эндом по всем канонам, — это сегодня прямо-таки эстетическое противоядие на фоне бесконечной череды европейских санкций. […] Картина именно что очень весенняя, обнадеживающая, как тот самый мартовский солнечный свет на опостылевших сугробах. Долгожданный свежий весенний ветер после долгой зимы. И много искренних сердечных слов о любви и о семье от целой плеяды российских актёров, зафиксированных в пристальном жанре черно-белой портретной документалистики. На каком же ещё материале сегодня воспитывать подростков? — вот вам готовая кинометодичка по главным ценностям, бери и применяй. „Он + Она“ — как та самая валентинка здорового человека, которую нестыдно подарить всей семье, включая маленьких, включая бабушек»[24].

Журналист и писатель Н. Б. Осипова, побывав на премьере фильма, отметила, что «мы вчера с добрым другом обсуждали, что сейчас-то он как раз ко времени», поскольку «в общем потоке зла, насилия, лжи, истерики, крови, вдруг появляется фильм о любви». При этом она подчеркнула, что фильм «очень чисто и нежно снятый, нежно – по отношению к зрителям и героям картины», а «бережность, деликатность, тактичность – такого сейчас ни в жизни, ни на экране не увидишь», поскольку некоторые стремятся «как можно громче крикнуть, засветиться, похайпить, как можно резче хлестнуть зрителя по глазам, как можно напористее лезть в уши и глаза». По мнению рецензента кинокартина Саши Франк создана «в лучших традициях психологического лирического кино». Кроме того, в фильме присутствует «что-то от советского кинематографа и, одновременно, от французского», что не вызывает удивления, с учётом того, что «режиссёр долго училась и жила во Франции, в картине есть французская линия». Именно в этом Осипова видит «такое интересное плетение киноязыка – в нём основательность, добротность, психологизм и внимательность к человеку старого доброго советского кино и лёгкость, ироничность, игра, шутка французского нововолнового», поскольку «в фильме есть замечательные моменты, когда один точный кадр вдруг влетает в сердце, как стрела, и становится кодом к любовной истории». Так она назвала в качестве любимого, когда «в финале одной из новелл про прозу закупки продуктов – когда по шоссе едут две машины, одна другую тащит, потому что надо помочь, а как иначе, потому что одна устала, не завелась, обессилела», поскольку «в жизни ведь ровно так – то одна машина тащит, то другая» и именно в этом заключается любовь. Кроме того, рецензент обратила внимание на то, что хотя фильм, как целом, представляет из себя «сборник новелл о любви», тем не менее, «ещё есть лирическая документалистика интервью», которая легко может быть воспринята зрителем «за сценарную, прописанную заранее – настолько интересно говорят о своей любви и своей семье люди». А именно — «плачут, смеются, боятся, утешают, сомневаются, горюют, откровенничают, стараются скрыть, трудно формулируют, сами себе противоречат, ищут ответы». Осипова видит в этом «интереснейший формат – наблюдаешь, как люди на камеру думают о любви, момент размышления – это и есть портрет человека в любви». В целом, она пришла к выводу, что «Он + Она» это «очень хороший фильм про любовь», где представлены прекрасные актёрские работы, включая и «совсем небольшие, но яркие и заметные», исполненные Я. Е. Поплавской, Е. Ю. Стебловым и Л. Л. Бравицкой. Как и совместный сценарий Франк и Бравицкой. И из всего этого складывается «нежное, изысканное, лирическое кино о жизни, смерти и любви, с игрой жанров – от лирической комедии до фильма ужасов», которое «должно каким-то образом стать заметным на фоне прокатных блокбастеров», поскольку последние «изначально строятся по принципу – убойный сюжет и массированная рекламная кампания». Она отдельно подчеркнула, что «ещё хорошо, если там много, много кучек и куч опозиционного окаменевшего страдания», поскольку «в релизе было написано, что это фильм-эксперимент». И рецензенту в самом деле «интересно, есть ли для него зритель», поскольку «за годы попкорновой индустрии зритель обленился и хочет зрелищ и потупить». Она задаётся риторическими вопросами: «Думать, слушать, заглядывать в себя? А что, так можно?». И тут же подмечает: «Кстати, на премьере видела девушек с огромной бадьёй поп-корна. Хотя раньше премьеры были той зоной, где, по умолчанию, публика не ест поп-корн во время сеанса. Ходить в кино на обычные сеансы мне лично неприятно (простите за снобизм), потому что я не выношу запах прогорклого масла и специфический удушливый запах этих катышков как бы кукурузы. Неужели она вкусная, а? Желаю фильму успешного проката. Чтобы у других таких картин были бы шансы на финансирование. Но поп-корн и такое кино плохо совместимы, в этом мы согласились на выходе из зала с Ларисой Бравицкой»[25].

Президент гильдии продюсеров и организаторов кинопроцесса Союза кинематографистов России и заместитель председателя комиссии Общественного совета при Россотрудничестве по вопросам популяризации российской культуры Ф. В. Кудряшов отметил: «Безусловно, истории этого фильма — очень сильное противопоставление всей чернухе, которая выходит на экран. А ещё вот какие мысли пришли в голову после просмотра... Какое же упущение наших кинодеятелей, что они не снимают старую гвардию. В фильме Александры сравнение актёрской игры молодого состава, хоть и весьма обласканного зрителем, и старшего поколения напрашивается само собой. Сколько глубины в их эмоциях, взглядах, словах. Удивительная жизнь в кадре»[26].

Автор телеграм-канала «Дорогая Хурма», медиаменеджер и колумнист Л. Р. Ржондовская указала: «Фильм про любовь, про людей, про нас с вами. Замечательный каст — Бурунов, Топольницкая, Шпица. Фильм проделал долгий путь к зрителю и прокат начнётся завтра. К сожалению, фильм про любовь не выйдет в крупнейших сетках вроде Киномакса, ведь там крайне аккуратно относятся к „фильмам режиссёра, который поддерживает войну“(с). А пока мы думаем, что с этим делать, сходите в любые другие кинотеатры. Фильм прекрасный»[27].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Александра Франк представила на "Ленфильме" свой дебютный художественный фильм // ТАСС, 27.02.2024
  2. 2,0 2,1 2,2 Родина О. Влюблённая Калашникова, изменившаяся Дроздова и секреты Поплавской: Красная дорожка на премьере «Он + она». Премьера фильма «Он + она» прошла в Москве // Комсомольская правда, 23.02.2024
  3. 3,0 3,1 3,2 Мурзов Д. Влюблённая Калашникова, изменившаяся Дроздова и тайны Поплавской: Красная дорожка на премьере «Он + она» // сетевое издание PGNEWS (ПГНЬЮС), 23.02.2024
  4. 4,0 4,1 Питерская премьера "Он+Она" состоится 27-го февраля на Ленфильме и я с огромным удовольствием представлю картину зрителям северной столицы // ТГ-канал Александра Франк, 13.02.2024
  5. 5,0 5,1 Королёва Е. Звезды российского кино размышляют о любви в трейлере альманаха «Он+Она» // Киноафиша, 29.02.2024
  6. Дин А. «Он + Она»: режиссёр Саша Франк борется за выход своего фильма в прокат // Новые известия, 31.08.2020
  7. 7,0 7,1 7,2 Голяков А. Кинорежиссёр Саша Франк: «Без идеи бессмысленны любые вложения» // Деловой журнал «Инвест-Форсайт», 24.01.2020
  8. 8,0 8,1 8,2 Чачелов А. Документалист Саша Франк дебютирует в полнометражном кино // Бюллетень кинопрокатчика, 26.03.2019
  9. Фильм «Он + она» планируют выпустить в прокат в начале 2020 года // ТАСС, 03.10.2019
  10. 10,0 10,1 В Москве снимают фильм Саши Франк «Он + она» // Известия, 25.03.2019
  11. Фильм «Он + она» планируют выпустить в прокат в начале 2020 года // ТАСС, 03.10.2019
  12. 12,0 12,1 Павлючик Л. Такое кино — и в унитаз? Такая участь грозит фильму молодого режиссера Саши Франк // Труд, 04.09.2020
  13. 13,0 13,1 13,2 13,3 13,4 13,5 13,6 Кондрашов А. И. Отличный старт. Лента Саши Франк «Он+она» — про любовь на самом деле // Литературная газета. — № 34 (6749). — 26.08.2020
  14. 14,0 14,1 14,2 14,3 14,4 14,5 14,6 Сергеева Ж. Близкие люди // Экран и сцена, 29.09.2020
  15. Саша Франк готова на «подпольный» показ своего фильма с Евгением Стебловым // Новые известия, 08.12.2020
  16. Фильм «Он + она» планируют выпустить в прокат в начале 2020 года // ТАСС, 03.10.2019
  17. Кондрашов А. И. Творцы и торговцы // Литературная газета. — № 41 (6756). — 14.10.2020
  18. «Он+Она» в прокате с 29 февраля. До выхода осталось совсем недолго // ТГ-канал Александра Франк, 05.02.2024
  19. Бербасова К. Евгений Стеблов не смог отказать режиссёру на 8 месяце беременности: Александра Франк рассказала о съемках фильма «Он + Она» // Комсомольская правда, 07.03.2024
  20. Фильм «ОН + ОНА» (2024): Сергей Бурунов и Иван Янковский в новеллах о любви // Комсомольская правда
  21. 21,0 21,1 Левин С. Посмотреть на праздники: фильм «Он + Она» вышел в большой прокат // Новые Известия, 23.02.2024
  22. Телеканал «Москва 24» о премьере и о самом фильме. // Телеграмм-канал Александра Франк, 23.02.2024
  23. Дахивник Г. «Сейчас так мало картин о простых человеческих чувствах». Как прошла премьера фильма «Он + Она» в Москве // msk1.ru, 23.02.2024
  24. Жосул Е. В. Юля Топольницкая в роли очаровательной провинциальной библиотекарши с пышной челкой и формами оказалась лично для меня одним из самых обаятельных образов фильма „Он+Она“. // ТГ-канал Женская половина, 24.02.2024
  25. Осипова Н. Б. Вчера побывала на премьере фильма Александры Франк «Он+Она». // Телеграм-канал OSSиное гнездо, 23.02.2024
  26. Вчера состоялась премьера дебютной игровой картины режиссера Александры Франк "Он + Она". // Телеграм-канал Филипп Кудряшов, 24.02.2024
  27. Ржондовская Л. Р. Буквально неделю назад я была на предпремьерном показе фильма моего друга, Александры Франк, ОН+ОНА. Её дебют в художественном жанре. // телеграм-канал «Дорогая Хурма», 28.02.2024

Ссылки