Оногуры
Оногуры (греч. ’Ονόγουροι, ’Ονογούρων) — тюркские племена, которые обитали в районе Меотиды и Северного Кавказа в V—X вв. и неоднократно входили в разные племенные объединения, в том числе и в гуннское[1][2].
Этимология
Общепринятой этимологией термина «оногур» является выведение из тюркского языка в значении «десять [племён] огуров», где начальная форма «он-» ’десять’, а «-огур» ’стрела’[3][4][5][6]. По другой версии термин «оногур» истолковывается как «десять рек», «десятиречные»[7].
География
Оногуры, по мнению А. К. Шапошникова, уже в последней трети III в. обитали в Прикубанье и Приазовье[8]. Равеннский Аноним («Космография») локализует страну Оногорию (Onogoria) у Понтийского моря, находящуюся по соседству с верхней точкой Меотийского болота[9].
История
Под именем оногуров
Первым свидетельством об оногурах (’Ονόγουροι) является упоминание у Приска Панийского под 463 г., когда они вместе с сарагурами и урогами прислали в Византию посольство. Все три племени были вынуждены переселиться, так как их потеснили савиры, а тех в свою очередь авары[10]. Как предполагается, сарагуры, уроги (огуры) и оногуры были племенным объединением, и главными были среди них сарагуры[11]. Сарагуры, согласно Приску, в это же время покорили акациров, но им пришлось просить союза у Византии[12].
Под тем же названием оногуры (’Ονογούρων) упоминаются в связи с предположением Агафия Миринейского, что крепость Оногурис (’Ονόγουριν) была названа в честь этого гуннского племени. Причиной для такого названия послужило сражение с колхами в этом месте. Оногуры были побеждены и это имя, по мнению византийского историка, в качестве монумента и трофея было присвоено местными жителями. Однако ко времени написания сочинения Агафием это название уже не применялось, а называлось по имени храма святого Стефана, но всё равно им оно употреблялось[13].
В Епархиальных списках VII—VIII вв. имеется епископия Оногурия (’Ονογούρων)[14], а Равеннский Аноним упоминает страну Оногорию (Onogoria)[9]. Эти названия естественным образом связываются с племенем оногуров[15].
Оногуры (’Ονογούρους) встречаются у Псевдо-Каллисфена в записи IX в. У него перечислены народы (авары, славяне, хазары, русы и др.), которые покорил Александр Македонский, и среди них озвучены оногуры[16]. Запись Псевдо-Каллисфена связана с эсхатологическими легендами о заточении народов в гору Александром Македонским; предполагалось, что эти народы должны были вырваться из горного заточения перед концом света[17][18].
Под именем оногундуров, унногундуров
В оногундурах (унногундуров) византийских источников VII в. многие исследователи (Ю. А. Кулаковский, Д. Моравчик, А. В. Гадло, И. С. Чичуров и др.) видели оногуров V в., а уже оногундуры в свою очередь в дальнейшем стали называться утигурами (одним из булгарских племён)[19][20][21][22]. Против отождествления оногундуров и утигуров с оногурами выступал А. П. Новосельцев[23].
Оногундуры или унногундуры (’Ονογουνδούρων, Ούννογουνδούρων) в «Хронографии» Феофана упоминаются в провозглашённом автором отступлении для рассказа о древности собственно унногундуров, а также булгаров и котрагов[24]. Однако далее Феофан уделяет внимание булгарам, но нет ни слова про оногундуров. Г. Г. Литаврин предлагал считать верным вариант «оногундуры-булгары» (Ούννογουνδούρων Βουλγάρων), а не отдельно оногундуры и булгары, как это у И. С. Чичурова[25]. Анастасий Библиотекарь в своей компилятивной работе «Хронография» говорит о том же, что и Феофан — про отступление, чтобы рассказать о древности оногундуров-булгаров (Onogundurensium Vulgarum) и кутригуров[26].
Из «Бревиария» Никифора следует, что булгарский правитель Кубрат назван государем уногундуров (Ούνογουνδούρων)[27]. Константин Багрянородный в своей работе «О фемах» утверждает, что раньше болгары назывались оногундурами (’Ονογουνδούρους)[28]. Д. Моравчик и И. С. Чичуров считали, что это название Константин взял из «Хронографии» Феофана[29].
Под именем унугуров, хунугуров
Ю. А. Кулаковским, как и позже В. Е. Науменко и другими историками, утверждалось, что уннугуры и хунугуры также являлись оногурами[19][30]. О хунугурах (Hunuguri) имеются сведения у Иордана. Согласно ему, они были известны по торговле шкурками грызунов[31].
Уннугуры (Ούννουγοῡνοι, Ούννουγούρων) фигурируют у Феофилакта Симокатты среди тех племён, которые увидав псевдо-аваров на своей территории, послали к ним посольства с дарами. В следующий раз о них речь идёт в связи с упоминанием разрушенного землетрясением города Бакаф, построенного уннугурами[32]. В 713 г., согласно «Деяний Вселенского собора» Агафона, унугуры-болгары (Ούνογούρων Βουλγάρων) напали на Фракию, избили и пленили христиан[33].
Под другими именами
- А. В. Гадло, С. А. Плетнёва и другие исследователи, авнагуров (ауангуров) определяли как оногуров[34][35]. Авнагуры упоминаются у Псевдо-Захария среди народов, которые жили в палатках и помещались в Предкавказских степях[36].
- Ряд историков (М. И. Артамонов, С. А. Плетнёва, В. Е. Науменко и др.) предполагает, что упоминаемый народ в-н-н-т-р (в-н-н-д-р) в письме Иосифа, хазарского правителя, является оногундурами/оногурами (искажение произошло из-за неточно переданного в древнееврейской транскрипции имени)[37][38][30].
Выведение угров от оногур
К названию оногуров восходит древнерусское обозначение венгров — «угры» (в ед. числе — «угрин»)[39][40]. При этом в самом венгерском языке от оногуров происходило старое наименование всех болгар — нандоры (nándor), откуда прежнее венгерское название Белграда — Нандорфехервар.
См. также
Примечания
- ↑ Подосинов А. В. Восточная Европа в римской картографической традиции: Тексты, перевод, комментарий. — М.: Индрик, 2002. — С. 151.
- ↑ Петрухин В. Я., Раевский Д. С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. — М.: Языки славянской культуры, 2004. — С. 198—199.
- ↑ Maenchen-Helfen O. The world of the Huns: studies in their history and culture. — London: University of California Press, 1973. — P. 419, 438.
- ↑ Агеева Р. А. Страны и народы: происхождение названий. — М.: Наука, 1990. — С. 65—66.
- ↑ Шушарин В. П. Ранний этап этнической истории венгров. Проблемы этнического самосознания. — М.: РОССПЭН, 1997. — С. 114.
- ↑ Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Государства и народы Евразийских степей: от древности к Новому времени. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2009. — С. 171.
- ↑ Бутба В. Ф. К семантике булгарских этнонимов «ашхарацуйца» (Опыт реконструкции процесса формирования общности) // Պատմա-բանասիրական հանդես. — 1989. — № 4. — С. 173.
- ↑ Шапошников А. К. Место Потисья и Паннонии в древнейших этногенеалогических преданиях славянских народов // Slavica Slovaca. — 2004. — Roč. 39. — Č. 2. — S. 102.
- ↑ 9,0 9,1 Подосинов А. В. Восточная Европа в римской картографической традиции: Тексты, перевод, комментарий. — М.: Индрик, 2002. — С. 192.
- ↑ Dexippi, Eunapii, Petri Patricii, Prisci, Malchi, Menandri. Historiarum // Corpus Scriptorum Historiae Byzantinae. — Bonnae: Ed. Weberi, 1829. — P. 158.; Приск Панийский. Сказания Приска Панийского // Феофан Византиец. Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта; Приск Панийский. Сказания Приска Панийского. — Рязань: Александрия, 2005. — С. 521.
- ↑ Петрухин В. Я., Раевский Д. С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. — М.: Языки славянской культуры, 2004. — С. 198.
- ↑ Dexippi, Eunapii, Petri Patricii, Prisci, Malchi, Menandri. Historiarum // Corpus Scriptorum Historiae Byzantinae. — Bonnae: Ed. Weberi, 1829. — P. 158.; Приск Панийский. Сказания Приска Панийского // Феофан Византиец. Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта; Приск Панийский. Сказания Приска Панийского. — Рязань: Александрия, 2005. — С. 521—522.
- ↑ Agathiae Myrinaei. Historiarum // Corpus Scriptorum Historiae Byzantinae. — Bonnae: Ed. Weberi, 1828. — P. 146.; Агафий. О царствовании Юстиниана. — М.—Л.: Академия наук СССР, 1953. — С. 73.
- ↑ Гръцки извори за Българската история. — София: Българската Академия на науките, 1960. — Т. III. — С. 194.
- ↑ Кулаковский Ю. К истории готской епархии (в Крыму) в VIII веке // Журнал Министерства Народного Просвещения. — 1898. — Ч. 315. — С. 187—188.
- ↑ Гръцки извори за Българската история. — София: Българската Академия на науките, 1961. — Т. IV. — С. 9.
- ↑ Anderson A. R. Alexander`s Gate, Gog and Magog and the Inclosed Nations. — Cambridge: The Mediaeval Academy of America, 1932. — 117 p.
- ↑ Boyle J. A. The Alexander Legend in Central Asia // Folklore. — 1974. — Vol. 85. — № 4. — P. 217—228.
- ↑ 19,0 19,1 Кулаковский Ю. К истории готской епархии (в Крыму) в VIII веке // Журнал Министерства Народного Просвещения. — 1898. — Ч. 315. — С. 188.
- ↑ Moravcsik G. Byzantinoturcica. — Leiden: E. J. Brill, 1983. — T. I. — P. 65-66.
- ↑ Гадло А. В. Этническая история Северного Кавказа IV—X вв. — Л.: ЛГУ, 1979. — С. 110.
- ↑ Чичуров И. С. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора: Тексты, перевод, комментарий. — М.: Наука, 1980. — С. 107—108, комм. 246.
- ↑ Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. — М.: Наука, 1990. — С. 75.
- ↑ Theophanis. Chronographia // Corpus Scriptorum Historiae Byzantinae. — Bonnae: Ed. Weberi, 1839. — P. 545.; Чичуров И. С. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора: Тексты, перевод, комментарий. — М.: Наука, 1980. — С. 36, 60.
- ↑ Свод древнейших письменных известий о славянах. — М.: Восточная литература, 1995. — Т. II. — С. 274, 275, 312.
- ↑ Латински извори за Българската история. — София: Българската Академия на науките, 1960. — Т. II. — С. 247.
- ↑ Sancti Nicephori Patriarchae Constantinopolitani. Breviarium Rerum Post Mauricium Gestarum // Corpus Scriptorum Historiae Byzantinae. — Bonnae: Ed. Weberi, 1837. — P. 27.; Чичуров И. С. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора: Тексты, перевод, комментарий. — М.: Наука, 1980. — С. 153, 161.
- ↑ Constantinus Porphyrogenitus. De Thematibus et de Administrando Imperio // Corpus Scriptorum Historiae Byzantinae. — Bonnae: Ed. Weberi, 1840. — P. 46.; Константин Багрянородный. Об областях Римской империи // Чтения в обществе истории и древностей российских. — 1858. — Кн. 3. — Отд. IV. — С. 20.
- ↑ Чичуров И. С. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора: Тексты, перевод, комментарий. — М.: Наука, 1980. — С. 108, комм. 246.
- ↑ 30,0 30,1 Науменко В. Е. К вопросу о времени и обстоятельствах образования Хазарского каганата // Хазарский альманах. — М.: Мосты культуры; Гешарим, 2004. — Т. 2. — С. 59—60.
- ↑ Иордан. О происхождении и деяниях гетов (Getica) / Вступ. статья, пер., коммент. Е. Ч. Скржинской. — СПб.: Алетейя, 2001. — С. 68, 128.
- ↑ Theophylacti Simocattae. Historiarum // Corpus Scriptorum Historiae Byzantinae. — Bonnae: Ed. Weberi, 1834. — P. 284, 286.; Феофилакт Симокатта. История / Пер. С. П. Кондратьева. — М.: Академия наук СССР, 1957. — С. 160, 161.
- ↑ Гръцки извори за Българската история. — София: Българската Академия на науките, 1960. — Т. III. — С. 182—183.
- ↑ Гадло А. В. Этническая история Северного Кавказа IV—X вв. — Л.: ЛГУ, 1979. — С. 101—102.
- ↑ Плетнёва С. А. Кочевники южнорусских степей в эпоху средневековья (IV—XIII века) / отв. ред. А. З. Винников. — Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2003. — С. 28. — ISBN 5-9273-0303-X.
- ↑ Пигулевская Н. Сирийские источники по истории народов СССР. — М.—Л.: Академия наук СССР, 1941. — С. 165.
- ↑ Артамонов, 1962, с. 171—172.
- ↑ Плетнёва С. А. Хазары / отв. ред. Б. А. Рыбаков. — М.: Наука, 1976. — С. 7. — (Научно-популярная серия).
- ↑ Голб Н., Прицак О. Хазарско-еврейские документы X века. — М.; Иерусалим: Гешарим, 1997; 5757. — С. 74.
- ↑ Лизанец П. Н. Украинско—венгерские межъязыковые (междиалектные) связи // Hungarian Studies. — 1987. — Vol. 3. — № 1—2. — P. 7—8.
Литература
- Артамонов М. И. История хазар. — Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962. — 523 с.
- Джафаров Ю. Р. Оногуры византийских писателей и хайландуры Елишэ // Византийский временник. — 1980. — Т. 41. — С. 153—162.
- Кулаковский Ю. К истории готской епархии (в Крыму) в VIII веке // Журнал Министерства Народного Просвещения. — 1898. — Ч. 315. — С. 173—202.
- Науменко В. Е. К вопросу о времени и обстоятельствах образования Хазарского каганата // Хазарский альманах. — М.: Мосты культуры; Гешарим, 2004. — Т. 2. — С. 52—76.
- Петрухин В. Я., Раевский Д. С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. — М.: Языки славянской культуры, 2004. — 416 с.
- Хауссиг Г. В. К вопросу о происхождении гуннов // Византийский временник. — 1977. — Т. 38. — С. 59—71.
- Шушарин В. П. Ранний этап этнической истории венгров. Проблемы этнического самосознания. — М.: РОССПЭН, 1997. — 512 с.