Оливейра Мартинш, Жуакин Педру де

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Жуакин Педру де Оливейра Мартинш
порт. Joaquim Pedro de Oliveira Martins
Флаг
Министр по делам казначейства Королевства Португалии
17 января 1892 — 27 мая 1892
Преемник Жозе Диаш Феррейра

Жуаки́н Пе́дру де Оливе́йра Ма́ртинш (порт. Joaquim Pedro de Oliveira Martins; 30 апреля 1845, Лиссабон — 24 августа 1894, там же) — португальский политик, писатель, депутат и министр по делам казначейства.

Оливейра считается одной из ключевых фигур в современной истории Португалии. Его работы повлияли на многие поколения писателей, таких, как Антониу Сержиу (1883—1969), Антониу Сардинья (1887—1925), а также философов.

10 марта 1865 года он женился на Виктории Машкареньяш Барбоза. Его внучатый племянник — бывший министр финансов Гилерму де Оливейра Мартинш.

Биография

Оливейра рос сиротой. Не получив, по недостатку средств, законченного образования, начал работу торговым служащим, затем из-за того, что его компания обанкротилась, он стал менеджером шахты в Андалусии. В 1869—1874 жил в Испании, где в начале 1870-х гг. в качестве публициста активно участвовал в социалистическом движении[1].

В 1874 году Мартинш вернулся в Португалию, чтобы координировать строительство железной дороги между Порту, Повуа де Варзин и Вила Нова де Фамаликан.

В 1880 году он был избран президентом Коммерческого Географического Общества Порту. Через четыре года Мартинш стал менеджером Музея промышленности и торговли в том же городе. Позже он был менеджером компании из Мозамбика и членом исполнительной комиссии Португальской промышленной выставки.

В 1883 году Оливейра Мартинш стал депутатом, избранным в Виана-ду-Каштелу. В 1889 году — в Порту. В 1893 году он был назначен вице-президентом Общественного кредитного совета. Стал одним из ведущих деятелей «поколения семидесятых» (Geração de 70, поколения 1870-х, в которое входят такие писатели, как Антеру де Кентал, Эса де Кейрош, Рамалью Ортиган и Герра Жункейру). Мартинш находился под влиянием многих литературных школ XIX века.

Основные работы

Оливейра Мартинш писал для крупных литературных, научных, политических и социальных португальских журналов. Его обширная работа началась с романа Febo Moniz (1867). В области социальных наук его основными работами являются «Элементы антропологии» (1880), «Режим богатства» (1883) и «Хронологическая таблица» (1884). Его историографические работы включают в себя «Историю иберийской цивилизации, Историю Португалии» (1879), «Бразилию и португальские колонии» (1880), «Историю римской республики» (1885), «Дети Д. Жуана I» (1891) и «Жизнь Нуну Алвареша» (1893). Его работы повлияли на португальскую политическую жизнь, историографию, критику и литературу как и во время его жизни, так и в XX веке. Впрочем, его работы также породили и большой спор: например, писатели-интегралисты обвинили его в крайнем пессимизме и антипатриотизме.

Историография Мартинша

По словам историка Сержиу Кампуша Матуша, в историографических работах Мартинша «одно событие всегда связано с тотальностью, с принципом единства». Мартинш колебался между социальным детерминизмом и индивидуальным утверждением, полагая, что коллективный разум и индивидуальный разум не могут быть разделены. Для него история португальской нации была «чередой добровольных действий, планов государственных деятелей»; однако действия этих людей были подчинены идеальной системе определяющих принципов и законов, разделяющих идею о том, что человеческие действия являются инструментом судьбы. Оливейра Мартинш скептически относился к «универсальной истории», отрицая существование законов в истории и предпочитая преподавание хронологии и философии истории. Он также скептически относился к историческому любовному роману, который считал «гибридным и ложным жанром», поэтому предпочел повествовательную историю. Тезис Мартинша оказался противоречивым в контексте второй половины XIX века, когда такие области, как археология, этнология, филология и география, получили большое развитие и когда была тенденция рассматривать историю как дисциплину, основанную на естественном праве.

На Оливейру Мартиншу большое влияние оказали такие авторы, как немецкий историк Теодор Моммсен. В особенности, его идея о том, что, важность, придаваемая герою как человеку, который лучше всего воплощает душу нации, коллективную психологию нации в данный исторический момент, соответствующий ее требованиям и амбициям. В последних работах Мартинша функция личности в истории возрастает, что является признаком его скептицизма в отношении немедленного национального возрождения.

Примечания

Ссылки