Оленев, Михаил Фёдорович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Оленев Михаил Фёдорович
Дата рождения 1907(1907)
Место рождения Москва, Российская империя
Дата смерти 1953(1953)
Место смерти Москва, СССР
Страна  Российская империя СССР
Род деятельности архитектор, художник

Михаил Фёдорович Оленев (4 ноября 19071953) — советский архитектор и художник. Преподаватель Московского архитектурного института.

Биография

Родился в Москве, сын мастера по художественной обработке стекла Федора Ивановича Оленева (1870 - 1943). Учился во ВХУТЕИНе у А. А. Веснина (вместе с другими учениками принимал участие в разработке проекта Дворца Советов братьев Весниных), далее в аспирантуре Всесоюзной академии архитектуры у Г. П. Гольца[1]. Работал в мастерской учителя Гольца — И. В. Жолтовского.

Автор проектов Велозаводского рынка (1932, совместно с Ю. С. Гриневицким), павильона ВДНХ «Башкирская АССР» (1938, перестроен им же в начале 1950-х годов, разобран в 1966 году)[2][3], Пантеона партизан Великой Отечественной войны (1943)[4], административно-жилого дома Шинного завода на Шарикоподшипниковской улице (1951—1953 гг.) и др. Подавляющее большинство проектов Оленева не были реализованы или не сохранились, многое осталось в эскизах. Анализируя эскизы Оленева, К. Г. Зайцев выделял поэтичность их формы и содержания и отмечал, что «в некоторых эскизных предложениях заметно влияние народных традиций русского деревянного зодчества, народного искусства в области малых форм»[5]. Кроме того, автор серии проектов люстр и настольных ламп.

Воспоминания современников

Многие годы преподавал на кафедре проектирования МАрхИ, среди учеников М. Ф. Оленева — архитекторы В. С. Кубасов, Г. А. Балашова[6], а также режиссёр Г. Н. Данелия.

«В нашей группе было два мастера — Юрий Николаевич Шевердяев и Михаил Фёдорович Оленев. Шевердяев — элегантный, спортивный, ведущий архитектор <…> — был очень занят и появлялся у нас нечасто. А Оленев — скромный, похожий на сельского учителя — был всё время с нами.

Михаил Фёдорович Оленев был очень болен, и мы старались не задерживать его долго у своих подрамников, чтобы он не уставал. Но он всё равно каждый раз засиживался с нами допоздна — увлекался. Он накладывал на чертёж кальку, брал свой любимый мягкий цанговый карандаш „Кохинор 6В“, думал, а потом по кальке правил проект… А потом рисовал возле здания для масштаба что-нибудь забавное: бородатого старика на самокате, пожарника на качелях, афишную тумбу, на которую задрала ногу собачка… <…>

Михаил Фёдорович умер. Гроб стоял в институте, в большой пустой комнате. <…> На стене висела картина Михаила Фёдоровича: открытое окно, на подоконнике глиняный горшок, в горшке — цветок, за окном ровное небо. Всё скупо и просто… Но там, за окном, было столько воздуха и столько радости, что я заплакал».

Данелия Г. Н. Безбилетный пассажир : маленькие истории, байки кинорежиссёра. - М. : Эксмо, 2005. - ISBN 5-699-12714-3

Литература

  • Ржехина О. И., Александрова М. М. Оленев. — Горки: Просперус, 1996—192 с.: ил. — ISBN 985-410-026-X.
  • Лысова Т. В., Трошина М. В. Возвращаясь к Настоящему. Михаил Оленев. Архитектура, графика, живопись. — М.: Объединённые проекты, 2015 − 60 с. — ISBN 978-5-9906064-2-5.
  • Лысова Т.В. Архитектор Михаил Фёдорович Оленев — забытый гений XX века. // Московское наследие. — 2020. — №6 (72). — С. 36-45.

Примечания

Ссылки