Одзу, Ясудзиро

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ясудзиро Одзу
小津 安二郎
Профессия кинорежиссёр
Карьера 1927—1962

Ясудзи́ро О́дзу (яп. 小津 安二郎 Одзу Ясудзиро:, 12 декабря 1903 года, Токио12 декабря 1963 года, там же) — один из общепризнанных классиков японской и мировой кинорежиссуры[1][2].

Биография

Родился в семье торговца удобрениями; родители расстались, когда мальчику было 9 лет. Воспитывался в провинции. В школьные годы любил смотреть голливудские фильмы, особенно с участием Чаплина, Ллойда и Инграма. Некоторое время работал учителем в школе.

Одзу пришёл в киноискусство в 1923 году, начинал как помощник оператора при режиссёре Тадамото Окубе на киностудии «Сётику». Окуба стал учителем Одзу, оказав заметное влияние на его творчество, особенно на комедии. В 1926 году, отслужив год в армии, Одзу вернулся на «Сётику» уже как ассистент режиссёра. Дебютировал в немом кино самурайской драмой «Меч покаяния» (1927). В 1936 году одним из последних японских кинорежиссёров начал использовать звук. Участвовал в японско-китайской и Второй мировой войнах, в 1945 году шесть месяцев провёл в британском лагере для военнопленных.

После войны режиссёрский почерк Одзу претерпевает слом, он отходит от комедийных и криминальных сюжетов и вообще от драматизации событий в сторону изображения повседневного семейного быта, избегая прямого комментария, вытесняя многое в подтекст. Как пишет Дж. Розенбаум, действующие лица фильмов Одзу заняты, на первый взгляд, ничем не примечательными домашними занятиями, однако режиссёр фиксирует их с такой значительностью, как если бы то были религиозные обряды[3].

На могилу Ясудзиро Одзу поклонники приносят его любимый напиток — саке

Ясудзиро Одзу вёл холостяцкий образ жизни в доме матери, иногда посещал дома терпимости, любил выпить с друзьями[4]. Предпочитал работать с одними и теми же актёрами, такими как Тисю Рю и Сэцуко Хара. Умер в день своего 60-летия. Похоронен при храме Энгаку-дзи в Камакуре; на надгробье режиссёра начертан символ Му.

Характеристика творчества

Одзу черпал сюжеты своих фильмов из повседневной жизни японской семьи в эпоху послевоенной трансформации (вестернизации) традиционного общества. В отличие от А. П. Чехова и Джейн Остин, с которыми его иногда сравнивают[5], картина мира и способ её представления на экране у Одзу завязаны на специфической культурной традиции, восходящей к буддизму и синтоизму.[4] Отношения между близкими людьми показаны с тонким психологизмом, без критических оценок и сентиментальности[3].

В послевоенные годы Одзу выработал уникальную режиссёрскую технику со следующими отличительными чертами:

  • Крайняя низкая точка съёмки, словно бы с точки зрения человека, который сидит на циновке, при практически полной неподвижности камеры. У зрителя создаётся впечатление, что он находится в одной комнате с персонажами.
  • Переходы между сценами решаются не традиционными наплывами и затемнениями, а за счёт демонстрации мест действия до и после появления в них действующих лиц. Музыка, если и звучит, то лишь во время этих переходов.
  • Лаконизм повествования приводит к тому, что из него выпускаются драматические события (свадебная церемония, приступ тяжёлой болезни), которые могли бы вызвать у зрителя всплеск эмоций.

С другим классиком японского кино, Кэндзи Мидзогути, Одзу сближает бесстрастная фиксация кинокамерой незначительных, на первый взгляд, происшествий, а также сведение к минимуму роли монтажа[6].

Признание

Одзу на съёмках фильма Токийская повесть

В 1954 году Одзу был избран председателем Ассоциации японских кинорежиссёров, в 1958 году награждён орденом «Мурасаки дзю хосе». За пределами Японии до 1970-х гг. был практически неизвестен. Местные киностудии старались не показывать фильмы «бога кино» за рубежом из опасений, что они не будут поняты, ибо запечатлевают «домашний» образ Японии, уклад повседневной жизни. На Западе известность к Одзу пришла посмертно, после публикации в 1972 г. монографии Пола Шредера.

К 1992 году международная репутация Одзу выросла до такой степени, что по результатам глобального опроса кинокритиков, проведённого британским изданием Sight & Sound, картина Одзу «Токийская повесть» 1953 года вошла в тройку величайших фильмов в истории кинематографа — наряду с «Гражданином Кейном» и «Правилами игры»[7].

В 1985 году немецкий режиссёр Вим Вендерс снял фильм «Токио-га» о поисках японской столицы, какой она предстала ему в фильмах Ясудзиро Одзу. Ему же он посвятил (наряду с Тарковским и Трюффо) свой фильм «Небо над Берлином»[4]. Вендерс называет творчество японца «продолжительной истиной, которая длилась от первого до последнего кадра»:

Такого представления действительности, такого искусства в кино больше нет. Это было однажды[2].

Фильмография

Фильмография Ясудзиро Одзу
Год Название Оригинальное название Название на ромадзи Примечания
Немые фильмы
1927 Клинок покаяния 懺悔の刃 Zange no yaiba единственный фильм Одзу в жанре дзидайгэки; утерян
1928 Мечты юности 若人の夢 Wakodo no yume утерян
Пропавшая жена 女房紛失 Nyobo funshitsu утерян
Тыква カボチャ Kabocha утерян
Пара в разъезде 引越し夫婦 Hikkoshi fufu утерян
Красивое тело 肉体美 Nikutaibi утерян
1929 Гора сокровищ 宝の山 Takara no yama утерян
Дни юности 学生ロマンス 若き日 Wakaki hi самый ранний из сохранившихся фильмов Одзу
Дерущиеся друзья 和製喧嘩友達 Wasei kenka tomodachi сохранилось 14 минут
Университет-то я окончил… 大学は出たけれど Daigaku wa detakereda сохранилось 10 минут
Жизнь служащего 会社員生活 Kaishain seikatsu утерян
Непосредственный мальчик 突貫小僧 Tokkan kozô короткометражный
1930 Курс супружеской жизни 結婚学入門 Kekkongaku nyûmon утерян
Бодро шагая 朗かに歩め Hogaraka ni ayume
На экзамене-то я провалился… 落第はしたけれど Rakudai wa shitakeredo
Этой ночи жена その夜の妻 Sono yo no tsuma
Мстительный призрак Эроса エロ神の怨霊 Eroshin no onryo утерян
Упущенная удача 足に触った幸運 Ashi ni sawatta koun утерян
Молодая дама お嬢さん Ojosan утерян
1931 Девушка и борода 淑女と髭 Shukujo to hige
Печали красавицы 美人と哀愁 Bijin aishu утерян
Токийский хор 東京の合唱 Tôkyô no kôrasu
1932 Весну приводят девушки 春は御婦人から Haru wa gofujin kara утерян
Родиться-то я родился… 大人の見る繪本 生れてはみたけれど Umarete wa mita keredo
Где же мечты юности? 靑春の夢いまいづこ Seishun no yume imaizuko
До новой встречи また逢ふ日まで Mata au hi made утерян
1933 Женщина из Токио 東京の女 Tôkyô no onna
Подставная девушка 非常線の女 Hijosen no onna
Каприз 出来ごころ Dekigokoro
1934 Маму нужно любить 母を恋はずや Haha wo kowazuya
История о плывущих водорослях 浮草物語 Ukigusa monogatari
1935 Невинная девушка 箱入娘 Hakoiri musume утерян
Танец льва 菊五郎の鏡獅子 Kagamijishi первый звуковой фильм Одзу; документальный
Токийская ночлежка 東京の宿 Tôkyô no yado
1936 Колледж — хорошее место 大学よいとこ Daigaku yoitoko утерян
Звуковые, чёрно-белые фильмы
1936 Единственный сын ひとり息子 Hitori musuko первый звуковой художественный фильм Одзу
1937 Что забыла дама? 淑女は何を忘れたか Shukujo wa nani o wasureta ka
1941 Братья и сёстры семьи Тода 戸田家の兄妹 Todake no kyodai
1942 Был отец 父ありき Chichi ariki
1947 Рассказ домовладельца 長屋紳士録 Nagaya shinshiroku
1948 Курица на ветру 風の中の牝鶏 Kaze no naka no mendori
1949 Поздняя весна 晩春 Banshun первый фильм Одзу с Сэцуко Харой
1950 Сёстры Мунэката 宗方姉妹 Munekata kyoudai
1951 Раннее лето 麥秋 Bakushû
1952 Вкус риса с зелёным чаем お茶漬けの味 Ochazuke no aji на основе отвергнутого сценария 1939 года
1953 Токийская повесть 東京物語 Tôkyô monogatari
1956 Ранняя весна 早春 Sôshun
1957 Токийские сумерки 東京暮色 Tôkyô boshoku
Цветные фильмы
1958 Цветы праздника Хиган 彼岸花 Higanbana первый цветной фильм Одзу
1959 Доброе утро お早よう Ohayô ремейк фильма «Родиться-то я родился…»
Плывущие водоросли 浮草 Ukigusa ремейк фильма «История о плывущих водорослях»
1960 Поздняя осень 秋日和 Akibiyori
1961 Осень в семье Кохаягава 小早川家の秋 Kohayagawa-ke no aki
1962 Вкус сайры 秋刀魚の味 Sanma no aji последний фильм Одзу

Примечания

  1. BFI | Sight & Sound | Top Ten Poll 2002 — The Critics' Top Ten Directors. Дата обращения: 21 декабря 2010. Архивировано 23 июня 2011 года.
  2. 2,0 2,1 Ъ-Газета — Ведомости
  3. 3,0 3,1 JonathanRosenbaum.com " Blog Archive " On Ozu (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 декабря 2010. Архивировано 4 ноября 2011 года.
  4. 4,0 4,1 4,2 Ъ-Weekend — Дети любых возрастов (недоступная ссылка)
  5. Эссе Д. Бордуэлла Архивная копия от 11 января 2011 на Wayback Machine на диске Criterion Collection
  6. Tokyo Story :: rogerebert.com :: Reviews. Дата обращения: 16 марта 2022. Архивировано 3 ноября 2012 года.
  7. BFI | Sight & Sound | Top ten | Archive Архивировано 9 марта 2012 года.

Литература

  • Одзу Ясудзиро // Кино: Энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1986. — С. 304.
  • Ричи Д. Одзу / Пер. с англ. М. Л. Теракопян. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 264 с.: ил. (Кинотексты) ISBN 978-5-4448-0159-8
  • Bordwell D. Ozu and the Poetics Of Cinema. London: BFI; Princeton: Princeton UP, 1988.
  • Joo W. The Cinema of Ozu Yasujiro: Histories of the Everyday : [англ.]. — Edinburgh University Press, 2017. — 224 p. — (Edinburgh Studies in East Asian Film). — ISBN 978-0-7486-9632-1.
  • Richie D. Ozu. Berkeley: University Of California Press, 1974.
  • Schrader P. Transcendental Style In Film: Ozu, Bresson, Dreyer. Berkeley: University of California Press, 1972.
  • Yasujiro Ozu: a critical anthology / John Gillett, David Wilson, eds. London: British Film Institute, 1976.

Ссылки