Перейти к содержанию

Обама — чмо!

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

«Оба́ма — чмо!» — инвектива[1]:119, акт вернакулярной символической агрессии[1]:119 и интернет-мем[2]:212, получивший популярность в России с 2014 года. Представлял собой инвективную адресацию в публичном пространстве 44-му президенту Соединённых Штатов Америки Бараку Обаме (годы президентства — 2009—2017) в рамках ответа на санкции против России в 2014 году.

История возникновения

Исследователи феномена символической агрессии против Барака Обамы с филолого-культурологических позиций Александра Архипова, Дарья Радченко и Алексей Титков отмечали, что выражение приобрело «необычайную популярность»[1] в январе 2015 года в связи с видеороликом, в котором сатирик Михаил Задорнов, воспринимаемый российской аудиторией как «специалист по высмеиванию всего американского», исполнил рэп со словами «Обама чмо»[1]:120. Однако, пишут авторы, факт массового распространения оскорбительных надписей и наклеек с Обамой произошёл за несколько месяцев до этого, и машины с такими надписями включены в видеоряд клипа[1]:121. Звуковая версия инвективы «Обама чмо», выраженная в клипе, не получила в дальнейшем большого распространения[1]:121, но первые комментарии под клипом (по мнению исследователей, с некоторой вероятностью, от организованных платных комментаторов) звучали: «Надо у себя на машине тоже наклеить „Обама чмо“», «Надо по всей России такую акцию провести, чтобы как можно больше людей наклеили»[1]:120.

Наклейки на автомобилях

Согласно результатам изучения исследователей А. С. Архиповой, Д. А. Радченко, А. С. Титкова, в 2014 году упоминаний в СМИ о наклейках «Обама чмо» (совместно с аналогичными по смыслу[3]) встречается мало (7 % от общего числа упоминаний наклеек на машину в прессе с 1 января 2014 года по 1 июня 2016 года), большинство из них фиксируется в региональной прессе осенью 2014 года и представляют собой описание нетривиальной практики «вернакулярного патриотизма». Тон заметок демонстрирует, что подобная практика скорее новая и ещё носит характер разовой, а негативная реакция на неё пока не представлена. На 2015 год приходится 80 % упоминаний (412 единиц) о наклейках в СМИ, тон упоминаний при этом меняется. Публичность и этическая неоднозначность этой практики делают её предметом интенсивного обсуждения в интернете и прессе. Социальные сети активно публикуют фотографии таких автомобилей с комментариями, выражающими как одобрение, так и неодобрение данной практики. Во многих случаях наклейка «Обама-чмо» практически перестает быть «шуточным ответом на санкции» или «проявлением патриотизма горожан», о ней пишут резко и в негативном ключе[1]:119.

Зарубежные СМИ писали в 2020 году, что хотя Барака Обаму на посту президента США ещё в январе 2017 года сменил Дональд Трамп, наклейки со слоганом «Обама чмо» до сих пор предлагают многие российские интернет-магазины[4].

В феврале 2020 года разгорелся скандал, когда СМИ сообщили, что ФГУП «Ведомственная охрана» Министерства энергетики России для своего северо-кавказского филиала планировала закупить по государственному контракту наклейки «Обама чмо»[5]. В ведомстве позже сообщили, что наклейка оказалась в списке закупок из-за технической ошибки или «ошибки текстового редактора вроде Т9» и отменили тендер должностные лица понесли наказание[6].

Философский анализ

Белорусский философ и публицист, кандитат философских наук Павел Барковский пишет, что эффекты постидеологии, «в том числе завязанные на искажении картины реальности в синкретическом образе мира, разрушение границы между правдой и ложью, насилием и миром, реальным и нереальным», оказываются легко и повсеместно внедряемыми средствами пропаганды и информационной войны. При этом они оказывают эффект «не только на уровне государственной пропаганды, но и на низовом уровне вернакулярной коммуникации», путём влияния политической риторики на образы мышления и действия российских обывателей[7]:78. А. С. Архипова, Д. А. Радченко и А. С. Титков отмечают, что ими в результате исследования не были обнаружены простые «отражения» или «отпечатки» государственной пропаганды в распространении данной инвективы. «Российские государственные телеканалы и газеты 2014—2015 годов не учили граждан размещать объявления „Обаме вход запрещен“ на торговых палатках и не призывали наклеивать надписи „Обама чмо“ на автомобилях» — отмечают авторы[1]:114.

Лингвистический анализ

Выражение «Обама чмо» представляет собой тип вернакулярной символической агрессии — прямую или непрямую инвективную адресацию. Она подразумевает другой режим вовлеченности, при котором высказывание, балансирующее между оскорблением и осмеянием, размещается на границе личного и публичного пространства, например, в виде наклейки на личной машине с надписью «Обама чмо»[1]:119. Тот факт, что надписи сделаны на личном транспорте, позволяет сохранить характер личного высказывания, при этом у послания хоть и есть неявный, но все же — адресант[1]:119. Размещая такую «острую» надпись на своем автомобиле, водители приобретают дополнительный статус публичности, а послание читается как демонстрация принадлежности к определённой группе и публичное выражение своей личной политической позиции[1]:119. Определяющим каналом для распространения явления выступает вернакулярная коммуникация[1]:114[7]:78-79.

Подобная надпись динамически маркирует публичное пространство как подконтрольную территорию, где оппонент не имеет никакой силы и может быть унижен — хотя бы в символической форме[1]:121. С течением времен эта инвектива преодолевает границы обычного размещения — в личном пространстве или на границе личного и публичного. Данный текст начинают писать на самых разных публичных объектах, включая реликтовые кактусы в заповеднике Ялты или посадочную полосу на российской авиабазе в Сирии. Таким образом, фигура индивидуального адресанта постепенно растворяется, заменяясь анонимным публичным «ответом»[1]:123. Символическая агрессия представляет собой публичный коллективный ответ, посылающий сигнал на чужую, вражескую территорию[1]:126. Этап публичного послания противнику особенно важен тем, что именно здесь происходит переход от вернакулярных форм реакции, индивидуальных или связанных с малыми группами, к организованным коллективным формам[1]:126.

Оценки

Международный обозреватель издательского дома «Коммерсантъ» Сергей Строкань отметил, что стикеры «Обама — чмо» на задних стеклах иномарок среднего класса на московских улицах стали одним из самых ярких символов восприятия Барака Обамы в России в период его президентства в США[8][9]:173.

Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра по изучению межэтнических отношений Института этнологии и антропологии РАН Дмитрий Громов при анализе «антипутинского» и «пропутинского» дискурса определяет, что выражение «Обама чмо» стало мемом в «пропутинском» дискурсе[2]:212

Российский журналист Константин Эггерт в немецком издании Deutsche Welle в 2018 году высказал мнение, что для россиян едва ли не вопрос номер один, что скажет про их страну «метафорический Обама». «Мем „Обама — чмо“ мог появиться, а теперь смениться на „Трамп — чмо“ только в России» — написал журналист[10].

Рейтинги

В 2015 году выражение «Обама чмо» в России стало единицей антиязыка в номинации «Антислово года» (язык пропаганды, вражды) в рамках акции Слово года[11]:200, устроенной порталом snob.ru[1]:122.

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 Архипова А. С., Радченко Д. А., Титков А. С. «Наш ответ Обаме» Архивная копия от 26 ноября 2020 на Wayback Machine: логика символической агрессии // Этнографическое обозрение. — 2017. — № 3. — С. 113—137
  2. 2,0 2,1 Громов Д. В. Два Рунета — два взгляда на социальную реальность Архивная копия от 12 апреля 2021 на Wayback Machine // Медийная индоктринация: антропологические исследования / Отв. ред. В. К. Малькова, В. А. Тишков. М.: ИЭА РАН, 2018. — 278 c. — ISBN 978-5-4211-0210-6. С.202-226.
  3. Авторами в качестве сходных по содержанию упоминаются «Куплю шкуру Обамы», «Обаму в яму, если согласен — просигналь» и прочие.
  4. Структура Минэнерго РФ отозвала заказ на покупку наклеек «Обама чмо» Архивная копия от 8 февраля 2020 на Wayback Machine // DW, 7 февраля 2020
  5. Охрана Минэнерго включила в закупки по ремонту машин наклейку про Обаму. РБК (7 февраля 2020).
  6. Охранное предприятие Минэнерго отменило тендер на закупку наклеек с оскорблениями Обамы. ТАСС (7 февраля 2020).
  7. 7,0 7,1 Барковский П. Постидеологии современности: «гибридные идеологии», или «новые мифологии», как фактор конструирования постсовременного социального поля. // Топос: философско-культурологический журнал. — № 2: Логос и Патос. Гуманитарная рефлексия в условиях войны / трансформации модерна и «новые войны», 2018. — С. 58-86.
  8. Строкань Сергей. Отношения России и США в переводе с языка жестов Архивная копия от 3 октября 2017 на Wayback Machine // Коммерсантъ. — № 239. — 25 декабря 2015
  9. Плахина Е., Белякова И. Бег по кругу: риторика холодной войны в современной российской и американской прессе Архивная копия от 21 мая 2018 на Wayback Machine // Quaestio Rossica. Т. 4. 2016. № 2. С. 159—180.
  10. Константин Эггерт Комментарий: Почему Россия — (пока) не Армения Архивная копия от 2 декабря 2020 на Wayback Machine // DW, 3 мая 2018
  11. Шевченко А. В. Проект «Слово года» как отражение метаязыковой рефлексии носителей языка в эпоху глобализации // Linguistica Juvenis. — № 18. — 2016. — С. 192—201 eISSN: 2588-0349

Литература

Ссылки