Государственный заказ в Российской Федерации

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Государственный заказ в Российской Федерации — заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных фондов, направленный на удовлетворение потребностей Российской Федерации, её субъектов или муниципальных образований для осуществления необходимых функций и полномочий.

Определение

В узком смысле — это оферта государственного заказчика поставщику[1] в предусмотренных законом случаях[2].

В широком смысле — основание заключения государственного контракта, односторонняя сделка по предоставлению заказчиком права удовлетворить публичные нужды посредством заключения контракта[2].

История

Регулирование закупок для государственных нужд появилось достаточно давно. Уже в XVIII веке действовали соответствующие нормативные акты, причем их характер с того времени мало изменился[3].

Например, в Российской империи строго соблюдался принцип экономии: в 1758 г. был принят регул, требующий от Провиантского правления непременной рассылки объявлений о подряде всем поставщикам - потенциальным участникам конкурса, чтобы устранить гипотетическую вероятность их сговора.Кошелюк Б. Е., 2017

Концепции, принципы, функции и механизмы размещения заказов в разные периоды российской истории значительно отличаются.

В административно-командной системе экономического устройства СССР центральное место было отведено государственному заказу, поскольку экономический сектор преимущественно был государственным.

Существенные изменения концепции и роли государственного заказа произошли при переходе к рыночной экономике в 1990-х годах. В условиях развития свободного рынка и отхода от централизованного планирования государственный заказ перестал играть определяющую роль в развитии экономики России.

В рамках реформирования института возникла проблема неэффективной законодательной базы[4].

Функции

Основная функция — удовлетворение государственных нужд. Вторичные же функции института государственного заказа включают:

  • стимулирование и стабилизацию экономической системы в целом и в разрезе отраслей, регионов;
  • Ценовое регулирование;
  • Поддержка и стимулирование национальных производителей;
  • Реализация социально-экономической политики государства;
    • в том числе привлечение частного предпринимательства к решению актуальных социально-экономических задач;
  • Стимулирование инноваций за счет соответствующих закупок.

Нормативно-правовая база

Сферу закупок регулируют два закона:

  • Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  • Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Законодательство, регулирующее порядок формирования, механизмы размещения государственного заказа в РФ, основывается также на Гражданском и Бюджетном кодексах Российской Федерации, Постановлениях Правительства РФ и целом ряде федеральных законов, в том числе Федеральном законе № 135-ФЗ «О защите конкуренции»[5], Федеральном законе № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»[6]. Предполагается, что рынок закупок уже готов к тому, чтобы все виды закупок проходили в электронном виде.

Процедуры размещения заказа

Законодательство РФ предусматривает 2 типа процедур:

  • конкурентные способы определения поставщиков
  • закупки у единственного поставщика

Конкурентными способами определения поставщиков являются:

  • конкурсы:
    • открытый конкурс;
    • конкурс с ограниченным участием;
    • двухэтапный конкурс;
    • закрытый конкурс;
    • закрытый конкурс с ограниченным участием;
    • закрытый двухэтапный конкурс;
  • аукционы:
    • аукцион в электронной форме;
    • закрытый аукцион;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений.

Размещение заказа путём проведения конкурса предполагает проведение торгов, победителем которых признаётся участник, предложивший лучшие условия выполнения заказа. Участники торгов оцениваются по ряду критериев, помимо непосредственно стоимости контракта и качественным характеристикам товара, в том числе оценивается деловая репутация участника, наличие опыта, сроки поставки товара и т. д. Конкурс проводится в открытой форме во всех случаях, кроме тех, что связаны с товарами или услугами, составляющими государственную тайну, с оказанием услуг "по страхованию, транспортировке и охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение[6].

Размещение заказа путём проведения аукциона предполагает торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта. Аукцион, как и конкурс, может проводиться в открытой или закрытой форме. Особенностью аукциона является обязательное составление протокола аукциона.

Размещение заказа путём проведения открытого аукциона в электронной форме предполагает аукцион, «проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“»[7].

Размещение заказов путём запроса котировок предполагает «способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчиков сообщается неограниченному кругу лиц путём размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта»[8]. Особенностью запроса котировок является обязательная видео- или аудиозапись и составление протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок.

Размещение заказа путём запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера предполагает запрос котировок у поставщиков, прошедших предварительный отбор, «квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые могут в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг»[9].

Запрос предложений. Способ определения поставщика, при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд в товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путём размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений и победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге.

К не конкурентным процедурам относится размещение заказа у единственного поставщика (см. пар. 6. № 44-ФЗ). Например, размещение заказа у единственного поставщика осуществляется в случае, если выполнение государственного заказа относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий, если в рамках государственного заказа осуществляются поставки культурных ценностей, предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофонда и аналогичных фондов; если выполняются работы по мобилизационной подготовке в Российской Федерации и т. д.

Нарушения при размещении госзаказа

Среди основных видов нарушений выделяют[10]:

  • Ошибки в тексте объявлений о размещении госзаказа. Написание информации о госзаказе на интернет-сайтах закупок с орфографическими ошибками или латинскими буквами.
  • Указание в конкурсной документации конкретных торговых марок или наименований производителя товаров и услуг без предоставления возможности участникам государственного заказа поставить товар аналогичного качества или свойства.
  • Требования в конкурсной документации по поставке товара с указанием большого количества точных технологических характеристик, в результате которых может быть поставлен товар лишь одного производителя, при наличии на рынке достаточного количества аналогичных товаров.
  • Содержание в конкурсной документации нереальных сроков выполнения работ, услуг или поставки товаров.
  • Отсутствие в конкурсной документации критериев оценки заявок. Конкурсная документация очень часто не содержит четких критериев оценки заявок, что затрудняет участие в госзаказе всех заинтересованных лиц и приводит к победе в торгах компаний, которые обладают инсайдерской информацией о госзаказе.
  • Аффилированность госзаказчика и участника торгов.
  • Невозможность зарегистрироваться на электронной площадке.
  • Включение в один лот государственного заказа требований о поставке продукции не связанной между собой.
  • Размещение информации о государственном заказе в нечитаемом виде.

Раздельный учёт

Организации, выполняющие государственный заказ за счёт средств федерального бюджета (кроме ГОЗ), применяют раздельный учёт результатов финансово-хозяйственной деятельности независимо от применяемых ими порядка и способов ведения бухгалтерского учёта[11].

Организации, выполняющие государственный заказ за счёт средств федерального бюджета (за исключением ГОЗ), осуществляют учёт затрат, связанных с его выполнением, отдельно по каждому государственному заказу.

Первичные учётные документы (лимитные карты, требования, рабочие наряды и др.) оформляются на предусмотренные в государственном заказе отдельное изделие, группу изделий, работу, услугу.

Финансовый результат ― разница между ценой реализации и фактическими затратами в государственном заказе.

Фактические затраты группируются в регистрах аналитического учёта (карточке фактических затрат по калькуляционным статьям затрат, ведомости затрат на производство и др.) в следующем порядке[12]:

  • прямые затраты (материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, услуги производственного характера, расходы на оплату труда непосредственных исполнителей, отчисления на социальные нужды и др.) включаются непосредственно в себестоимость определенного вида выпускаемой по государственному заказу продукции;
  • накладные расходы (расходы по обслуживанию основного и вспомогательных производств, административно-управленческие расходы, расходы по содержанию общехозяйственного персонала и др.) включаются в себестоимость пропорционально прямым затратам, количеству продукции и другим показателям, характеризующим продукцию, выполняемую по государственному заказу, и иную продукцию, выпускаемую организацией;
  • коммерческие расходы (расходы, связанные с реализацией продукции) включаются в себестоимость пропорционально производственной себестоимости продукции (прямые и накладные расходы), выпускаемой по государственному заказу, и иной продукции, выпускаемой организацией.

См. также

Источники

  1. здесь и далее подразумеваются: поставщики, подрядчики и исполнители госзаказа
  2. 2,0 2,1 Паршуков Н.в. Доктринальный анализ понятия «Государственный заказ» // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. — 2013. — Вып. 6. — ISSN 1819-4036. Архивировано 7 апреля 2019 года.
  3. Кошелюк Богдан Евгеньевич. Российский опыт государственных заказов в век Просвещения // Прикладная юридическая психология. — 2017. — Вып. 4. — ISSN 2072-8336. Архивировано 7 апреля 2019 года.
  4. Юнусова Патимат Сулеймановна. Государственный заказ в экономической деятельности региона // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2010. — Вып. 3. — ISSN 1812-7096. Архивировано 7 апреля 2019 года.
  5. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (с изменениями и дополнениями). base.garant.ru. Дата обращения: 7 апреля 2019. Архивировано 10 апреля 2019 года.
  6. 6,0 6,1 Федеральный закон от 13.12.1994 N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (с изменениями и дополнениями) | ГАРАНТ. base.garant.ru. Дата обращения: 7 апреля 2019. Архивировано 10 апреля 2019 года.
  7. Глава 3.1. Размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме (ст.ст. 41.1 - 41.12) | ГАРАНТ. base.garant.ru. Дата обращения: 7 апреля 2019. Архивировано 7 апреля 2019 года.
  8. Глава 4. Размещение заказов путем запроса котировок (ст.ст. 42 - 47) | ГАРАНТ. base.garant.ru. Дата обращения: 7 апреля 2019. Архивировано 7 апреля 2019 года.
  9. Глава 5. Размещение заказа путем запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (ст.ст. 48 - 54) | ГАРАНТ. base.garant.ru. Дата обращения: 7 апреля 2019. Архивировано 7 апреля 2019 года.
  10. Рейтинг нарушений при размещении государственного заказа. www.lawmix.ru. Дата обращения: 7 апреля 2019.
  11. статья 2//Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 47 (ред. от 15.07.2022) "О Правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности"
  12. Правила ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета (за исключением организаций, выполняющих государственный оборонный заказ), раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности//Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 47 (ред. от 15.07.2022) "О Правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности"