Н. В. Гоголь (пароход)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Н. В. Гоголь

Пароход «Н. В. Гоголь». 2009 год  Объект культурного наследия РФПароход «Н. В. Гоголь». 2009 год

Герб Объект культурного наследия РФ
 Россия
Класс и тип судна Пассажирский речной колёсный пароход
Порт приписки Северодвинск
Организация Центр судоремонта «Звёздочка»
Изготовитель Сормовский завод
Спущен на воду 1911 год
Статус В эксплуатации
Основные характеристики
Длина 70,7 м
Ширина 14 м
Осадка 1,4 м
Двигатели Два огнетрубных пролётных котла с площадью нагрева 83,4 м², одна наклонная паровая машина тройного расширения, 380 л. с.
Мощность 380 л. с.
Движитель 2 боковых гребных колеса
Скорость хода 18 км/ч
Автономность плавания 62 т мазута на 6 ходовых суток
Пассажировместимость До реконструкции 695 (включая палубных пассажиров),
сейчас 140 чел

«Н. В. Гоголь» — двухпалубный круизный пассажирский речной колёсный пароход. Самые старые части судна относятся к 1911 году, поэтому «Н. В. Гоголь» является самым старым пассажирским судном России, всё ещё находящимся в регулярной эксплуатации[1]. Это также одно из крупнейших пассажирских колёсных судов России. «Гоголь» работает на Северной Двине.

История

Два однотипных судна, «Н. В. Гоголь» и «Генерал Кондратенко» (позднее переименован в «А. И. Желябов») были построены в 1910—1911 году в Нижнем Новгороде на Сормовском заводе по заказу Северного пароходного общества «Котлас — Архангельск — Мурман». Пароходы были оборудованы по последнему слову техники того времени. Стоимость каждого судна составляла 140 тыс. рублей.

Пароходы перегонялись к месту службы по Волге, Шексне, Северно-Двинской системе через Кубенское озеро и по Сухоне. Так как габарит шлюзов на Северо-Двинской системе был слишком мал, суда пришлось разделить на три части: носовую, среднюю и кормовую. Пароходы были заново собраны в Михайловских мастерских Северного пароходного общества в Великом Устюге.

С 1911 года пароход работал на линии ВологдаАрхангельск. Путь из Вологды в Архангельск занимал трое суток и девять часов, обратный путь длился четверо суток и девятнадцать часов. Пароход пользовался популярностью у пассажиров благодаря хорошей библиотеке и буфету с большим ассортиментом блюд.

Во время Гражданской войны «Гоголь» использовался как госпитальное судно и военный транспорт.

Осенью 1919 года пароход в разобранном виде был перевезён по железной дороге в Петроград для ремонта. Ремонт продлился два года, после чего пароход вернулся на линию Архангельск-Вологда. Через двадцать лет, в 1939—1941 годах, пароход прошёл капитальный ремонт. При этом пароходу был заменён корпус, то есть фактически от судна 1911 года постройки остались только паровая машина и паровые котлы, которые были размещены в новом корпусе. Старый корпус ещё несколько лет использовался как гостиница.

В годы Великой Отечественной войны пароход работал на линии Великий Устюг — Архангельск.

В 1958—1959 году пароход опять прошёл капитальный ремонт, в ходе которого котлы были переведены с дровяного-угольного на нефтяное питание (мазут).

В 1972 году «Гоголь» стал плавучей базой отдыха ФГУП «Звёздочка» в городе Северодвинске. Именно поэтому он не был сдан на слом, в отличие от других пароходов той же эпохи. В 1972—1973 году пароход проходил переоборудование. С 1973 года «Гоголь» совершает рейсы-круизы по Северной Двине для работников завода «Звёздочка».

В 1994—1996 годах пароход прошёл очередную реконструкцию. При сохранении исторического внешнего облика судна внутренние помещения были переоборудованы для соответствия современным требованиям, предъявляемым к круизным судам. После чего «Н. В. Гоголь» продолжил использоваться на Северной Двине в роли круизного ретро-судна по маршруту Северодвинск (с 2019 года Архангельск) — Сия[2].

Галерея

Примечания

  1. Козичев Е. Что плавает по рекам России // Коммерсантъ ВЛАСТЬ. — 2011. — № 28 (932). — С. 16.
  2. Россия может потерять «Николая Гоголя». Дата обращения: 17 марта 2021. Архивировано 26 января 2021 года.

Литература

  • Кологриев В. Ф., Бобрецов А. С. История северодвинского речного парохода «Н. В. Гоголь» // Судостроение. — 1993. — № 4.
  • Попов А. На гребных колесах — в XXI век // Военно-промышленный курьер. — 2004. — № 6 (23). (недоступная ссылка)
  • Коростель Е. Третье дыхание «дедушки» // Северный рабочий. — 7 сентября 2006.
  • Сорокин К., Берзин А. Переплыть Rubicon // Авторевю. — 2009. — № 15 (431).