Нормативные затраты
Нормативные затраты (стандартные затраты; нем. Standardkosten) — затраты, устанавливаемые заранее и связанные с оказанием услуг (работ), выпуском продукции. Являются инструментом для формирования стоимости выпуска продукции (работ, услуг) и анализа эффективности деятельности предприятий (учреждений).
Определение
Английский профессор Колин Друри определяет нормативные затраты как затраты, устанавливаемые заранее[1].
Другими словами, нормативные затраты не являются затратами, которые уже были понесены, а планируются как будущие производственные затраты и, следовательно, используются для бизнес-планирования и контроля затрат[2]. Нормативные затраты – это оценочные затраты, необходимые для производства одного или нескольких продуктов в течение определенного периода времени в ближайшем будущем[3]. Они относятся к конкретному продукту и могут быть использованы в качестве основы для всего срока его службы. на длительный период времени по объекту затрат и которые необходимы для будущего производства продукции или услуг.
Нормативные затраты — это плановые затраты, которые относятся к плановой себестоимости товаров, проданных в расчете на один продукт[4]. Согласно МСФО (IAS 2), нормативные затраты являются приемлемым методом оценки запасов. Нормативные затраты соответствуют себестоимости реализованных товаров в случае нормальной занятости[5].
Нормативные затраты vs плановые затраты vs целевые затраты vs обычные затраты
Нормативные затраты – это плановые затраты, относящиеся к нормируемому объекту затрат серийного производства[6]. Конрад Меллерович утверждает, что плановые затраты и нормативные затраты синонимичны, хотя и есть формальное различие[7]. Плановые затраты представляют собой затраты на выполнение работ (в центрах затрат), в то время как нормативные затраты представляют собой плановые затраты на единицу продукции (единицы затрат)[8]. Плановые затраты ― это затраты, для которых количество и цены факторов производства, необходимых для планируемого выпуска продукции, также являются плановыми переменными. Целевые затраты представляют собой спецификации затрат для соответствующей фактической занятости в МВЗ. Плановые и целевые затраты совпадают только в том случае, если фактическая занятость идентична запланированной. Обычные затраты – это элемент затрат, который рассчитывается как средняя себестоимость из фактических затрат предыдущих отчётных периодов.
Описание
Нормативные затраты основаны на допущениях о единой технологии, производственных процессах и постоянного качества продукции, единых производственных затратах, которые были бы понесены в случае нормальной занятости в компании. Нормальная занятость должна рассматриваться как та, которая может быть достигнута с учетом существующих узких мест и неизбежных сбоев в работе[9]. Нормативные затраты пересчитываются на единицу измерения объекта затрат (штука, тонна, литр или метр). Стандартная норма затрат для объектов затрат отдельных МВЗ рассчитывается путем деления плановых затрат каждого МВЗ на количество работ[10].
В учете целевых затрат плановые затраты также называются стандартными прогнозируемыми затратами[11]. При последующем контроле затрат можно определить, отклоняются ли фактические производственные затраты (фактические затраты) от нормативных затрат (плановые затраты), и если да, то в какой степени. В случае положительного отклонения – вмененная прибыль, в случае отрицательного отклонения – вмененный убыток.
Методы определения нормативных затрат
- Нормативный метод предполагает наличие утверждённых нормативов затрат, выраженных в натуральных показателях по каждой статье затрат, в том числе нормативов питания, оснащения инвентарём, медикаментами, норм потребления расходных материалов, нормативов затрат рабочего времени, объёмов снижения потребления энергетических ресурсов в соответствии с требованиями энергетической эффективности или иных натуральных параметров оказания услуги (выпуска продукции). Указанные нормативы затрат, выраженные в натуральных показателях, используются для определения нормативных затрат в целом по оказываемой услуге, выпускаемой продукции или выполняемой работе.
- Структурный метод определения нормативных затрат применяется пропорционально выбранному основанию (например, затратам на оплату труда и начислениям на выплаты по оплате труда персонала, участвующего непосредственно в оказании услуги (выпуске продукции, выполнении работ); численности персонала, непосредственно участвующего в оказании услуги (выпуске продукции, выполнении работ); площади используемого помещения).
- Экспертный метод определения нормативных затрат применяется как правило в отношении соответствующей группы затрат и определяются на основании экспертной оценки доли например, трудозатрат в общем объеме затрат, необходимых для оказания услуги (выпуске продукции, выполнении работ).
Применение
Нормативные затраты используются для планирования затрат (бюджета), контроля затрат, сокращения затрат, оценки запасов и ценообразования[12]. Они также используются в предварительных калькуляциях, а чтобы иметь возможность анализировать фактическое развитие затрат, необходимо составить плановый учёт затрат.
Источники
- ↑ Друри К. Управленческий и производственный учёт. Вводный курс. — М.: Юнити-Дана, 2016. — С. 469. — 735 с. — ISBN 978-5-238-00899-6.
- ↑ Wolfgang Becker/Stefan Lutz, Gabler Kompakt-Lexikon Modernes Rechnungswesen, 2007, S. 211
- ↑ Adolph Matz, Plankosten, Deckungsbeiträge und Budgets, 1975, S. 102
- ↑ Wolfgang Becker/Stefan Lutz, Gabler Kompakt-Lexikon Modernes Rechnungswesen, 2007, S. 210
- ↑ Gerald Preißler/German Figlin, IFRS-Lexikon, 2009, S. 130
- ↑ Wolfgang Hossenfelder/Frank Schreyer, DV-Controlling bei Finanzdienstleistern, 1996, S. 59 f.
- ↑ Konrad Mellerowicz, Kosten und Kostenrechnung: II - Verfahren: Kalkulation und Auswertung der Kostenrechnung und Betriebsabrechnung, 1958, S. 489, FN 1
- ↑ Friedrich Wille, Plan- und Standardkostenrechnung, 1952, S. 16
- ↑ Wolfgang Becker/Stefan Lutz, Gabler Kompakt-Lexikon Modernes Rechnungswesen, 2007, S. 167
- ↑ Wilhelm Kalveram, Industrielles Rechnungswesen, 1970, S. 463
- ↑ Wolfgang Becker/Stefan Lutz, Gabler Kompakt-Lexikon Modernes Rechnungswesen, 2007, S. 217
- ↑ Adolph Matz, Plankosten, Deckungsbeiträge und Budgets, 1975, S. 103