Амфитеатров, Александр Валентинович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Александр Валентинович Амфитеатров
Псевдонимы Old Gentleman, Московский Фауст
Место рождения Калуга, Российская империя
Место смерти Леванто, Италия
Род деятельности прозаик, публицист, журналист, фельетонист, драматург, литературный критик, переводчик
Жанр проза, рассказ, очерк, роман
Язык произведений русский
Произведения на сайте Lib.ru

Алекса́ндр Валенти́нович Амфитеа́тров (14 [26] декабря 1862, Калуга — 26 февраля 1938, Леванто, Италия) — русский прозаик, публицист, фельетонист, литературный и театральный критик, драматург, автор сатирических стихотворений (псевдонимы Old Gentleman, Московский Фауст и др.).

Биография

Отец — Валентин Николаевич Амфитеатров, протоиерей, настоятель Архангельского собора Московского Кремля, автор получивших широкую известность «Очерков библейской истории Ветхого завета», мать — Елизавета Ивановна (урождённая Чупрова), дочь мосальского протоиерея Иоанна Филипповича Чупрова, сестра профессора А. Чупрова.

Окончил 6-ю Московскую гимназию (1881) и юридический факультет Императорского Московского университета (1885)[1]. В университете слушал лекции А. И. Чупрова, В. О. Ключевского, С. А. Муромцева и М. М. Ковалевского; лекции последнего особо впечатлили Амфитеатрова. В годы учёбы брал уроки пения у московской знаменитой певицы Александровой-Кочетовой.

С 1882 года сотрудничал в журналах «Будильник», «Осколки», где познакомился с А. П. Чеховым, в газете «Русские ведомости». Выступал как оперный певец (баритон), был зачислен в труппу Мариинского театра, учился пению в Италии, пел вторым баритоном два сезона в Тифлисе и Казани. В 1889 году оставил оперную карьеру, посвятив себя литературе и журналистике. Работал в газете «Новое обозрение» (Тифлис), где писал фельетоны, рассказы, стихотворения, библиографические и театральные рецензии под псевдонимами Ал. Амфи и S. F.[2]

С 1891 года жил в Москве, некоторое время писал в либеральных «Русских новостях», а затем сотрудничал с газетой «Новое время» (1892—1899), где вёл популярные рубрики «Московский фельетон» и «Воскресный фельетон». В 1892 году опубликовал в бакинской газете Каспий (№ 15) статью «Антон Чехов „Дуэль“» за подписью «А. А-и»; был московским корреспондентом газеты и публиковал в ней очерки о Чехове и статьи по сравнительной мифологии славянских и мусульманских народов[3].

В марте 1899 года вместе с популярным журналистом В. М. Дорошевичем на деньги Мамонтова и Морозова создал газету «Россия», с 1899 по 1901 год был её фактическим редактором (формально газету возглавлял бывший сотрудник «Нового Времени» экономист Г. П. Сазонов). 13 января 1902 года в газете была опубликована первая глава романа-фельетона «Господа Обмановы» за подписью «Old Gentleman» — сатиры на царскую семью, а 14 января Амфитеатров был сослан на 5 лет в Минусинск, но к концу года, «во внимание к заслугам его престарелого отца», был переведён в Вологду и вскоре возвращён в Петербург[1]. В ссылке продолжал под псевдонимами сотрудничать в «Санкт-Петербургских ведомостях», «Руси», «Русском слове» и других газетах, а вернувшись в Петербург, работал в газете «Русь».

В 1904 году вновь был сослан в Вологду с запретом всякой литературной деятельности, на этот раз за статью «Листки» в газете «Русь», направленную против обвинений студентов Горного института в прояпонских настроениях, но в том же году «по состоянию здоровья» выехал за границу. В 1905 году стал масоном. Был посвящён 16 мая 1905 года в парижскую масонскую ложу «Космос» № 288, находившуюся под эгидой Великой ложи Франции. Возведён во 2-ю и 3-ю степени 30 января 1906 года. Член ложи по 1908 год[4].

До 1916 года находился в эмиграции (Франция, Италия), издавал журнал «Красное Знамя». В 1906—1907 годах был корреспондентом «Русского слова» и других газет, редактировал журнал «Современник», работал над историческими романами.

В 1916 году вернулся в Россию и возглавил отдел публицистики газеты «Русская воля», сотрудничал в газете «Петербургский листок», журналах «Нива», «Огонёк», редактировал журнал «Бич».

В феврале 1917 года за публикацию в «Русской воле» фельетона в цикле «Этюды» с криптограммой, читавшейся по первым буквам каждого слова и содержавшей жалобы на цензуру и обличение министра внутренних дел А. Д. Протопопова («усердный холоп реакции», «его власть… провокация революционного урагана»), был выслан в Иркутск[1], но благодаря Февральской революции не доехал до места назначения и вернулся в Петроград.

В конце 1917 года редактировал газету Совета союза казачьих войск «Вольность», в 1917—1918 годах печатал статьи, направленные против большевиков, в газетах «Петроградский голос», «Петроградское эхо», «Новые Ведомости». С ликвидацией свободной печати преподавал литературу в Педагогическом институте, в женской гимназии, переводил с итальянского для издательства «Всемирная литература». 23 августа 1921 года бежал на лодке с семьёй из Петрограда в Финляндию.

С ноября 1921 года по весну 1922 года жил в Праге, затем в Италии. Сотрудничал во многих периодических изданиях русской эмиграции: «Новая русская жизнь» (Гельсингфорс), «Руль» и его приложение «Наш мир» (Берлин), «За Свободу!», «Меч» (Варшава), «Понедельник», «Слово», «Сегодня» (Рига), «Новое Время» (Белград), «Время» (Шанхай), «Возрождение» (Париж).

Умер 26 февраля 1938 года в Леванто. Похоронен на местном коммунальном кладбище.

Первый раз был женат на оперной певице Александре Николаевне Левицкой (1858—1947). От этого брака 26.08.1889 (или 1888) года в местечке Смела Черкасского уезда Киевской губернии родился сын Владимир (умер в Италии, в Леванто, 23 февраля 1942 года)[5]. От второго брака (с 1897), с дочерью В. Т. Соколова — Иларией Владимировной Соколовой (1871—1949) — певицей Иларией Райской, он имел сыновей: композитора и дирижёра Даниила Амфитеатрова (1901—1983), музыкантов Максима (1907—1990) и Романа (1907—?) Амфитеатровых[6].

Литературная деятельность

«Общее количество романов, по неполным подсчётам <…> приближается к трём десяткам, а счёт публикаций в газетах и журналах идёт на сотни. <…> Рассеяны и до сих пор не собраны мемуарные очерки Амфитеатрова, содержащие ценнейшие сведения о литературной и артистической жизни <…> России»[7].

В начале журналистской и писательской деятельности опубликовал романы «Людмила Верховская» (1890; после переработки «Отравленная совесть», 1895, экранизирована в 1917 и 1995 годах), историческую драму «Полоцкое разорение» (1892), сборники рассказов «Психопаты» (1893).

Автор

  • исторических романов «Восьмидесятники» (т. 1-2, Санкт-Петербург, 1907), «Девятидесятники» (т. 1-2. Санкт-Петербург, 1910—1911), «Закат старого века» (т. 1-2, Санкт-Петербург, 1910), «Дрогнувшая ночь» (Санкт-Петербург, 1914), видевшихся хроникой о судьбах русского общества,
  • романов «Марья Лусьева» (1903), «Виктория Павловна» (1903), «Марья Лусьева за границей» (1904, 1908), «Дочь Виктории Павловны» (1914—1915), «мыльных опер» из жизни проституток и бандерш.
  • сборников рассказов «В моих скитаниях» (1903), «Литературный альбом» (1904 и 1907), «Житейская накипь» (1904), «Сибирские рассказы» (1904), «Курганы» (1905), «Контуры» (1906), «Сказочные были» (1907), «Сказания времени» (1907), «Бабы и дамы» (1908), «Издали» (1908), «Красивые сказки» (1908), «Женское нестроение» (1908), «Притчи скептика» (1908), «Современники» (1908), «Фантастические правды» (1908), «Пять пьес» (1908), «Антики» (1908), «Сумерки божков» (1909),
  • оккультного романа «Жар-цвет» (1895), ставшего бестселлером, художественно-исторических произведений «Покаяние Филиберта» (1907), «Зверь из бездны» (1911);
  • историко-литературоведческого исследования «Дьявол в быту, легенде и в литературе Средних веков» (1911), написанного по материалам труда Артуро Графа (Arturo Graf) «Il Diavolo»[8].
  • путевых очерков о Балканах, печатавшихся в 1894—1895 гг. в «Новом времени», которые он отправлял в письмах из своих путешествий по Болгарии, Сербии и Черногории; «Македонские евреи» (1907), «Страна раздора. Балканские впечатления» (1907).
  • литературно-критических статей, воспоминаний о театральных и литературных деятелях — «Легенды публициста» (1905), «Против течения. Литературные статьи» (1908).

Предпринятое в 1911—1916 гг. в Санкт-Петербурге издание собрания сочинений не было закончено, но тем не менее 34 тома были выпущены[1].

В эмиграции издал публицистическую книгу «Горестные заметы» (1922), сборник рассказов «Мечта» (Берлин, 1922), романы «Зачарованная степь» (1921), «Вчерашние предки», «Лиляша» (Рига, 1928), книгу «Литература в изгнании» (1929), сборник «Одержимая Русь. Демонические повести XVII в.» (Берлин, 1929). В повести «Две Надежды» (1936, написана в 1921) изображает, как женщина выходит замуж за комиссара-чекиста, жертвуя собой ради спасения братьев.

Сотрудничал в харбинском журнале «Рубеж», печатал публицистику и рассказы в газете «Шанхайская заря» и др. Автор книг, изданных в Китае: «Рассказы присяжного поверенного», «День надежды» и др.

Список произведений

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Поэзия Московского Университета от Ломоносова и до .... www.poesis.ru. Дата обращения: 2 ноября 2019. Архивировано 30 ноября 2019 года.
  2. К 20-летию издания газеты «Новое обозрение» (1884—1903 гг.): [Краткий ист. обзор: Перечень статей, печатавшихся в «Нов. об.». — Тифлис: электроп. Груз. изд. т-ва, 1903 (обл. 1904). — 160 с.
  3. Р. Г. Кулиева. Творчество А. П.Чехова в азербайджанской русскоязычной прессе (1888—1904). История Азербайджана. Дата обращения: 15 января 2020. Архивировано 4 июня 2020 года.
  4. Париж. Ложа Космос. Дата обращения: 15 ноября 2010. Архивировано 4 марта 2016 года.
  5. Грякалова Н. Ю. Амфитеатров-Кадашев Владимир Александрович Архивная копия от 25 марта 2022 на Wayback Machine // Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь: в 3 томах. — М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005.
  6. Талалай М. Г. Российский некрополь в Италии / Под ред. и с доп. А. А. Шумкова. — М.: Старая Басманная, 2014. — С. 54—55. — 908 с. — (Российский некрополь; вып. 21). — ISBN ISBN 978-5-906470-18-8.
  7. Амфитеатров А. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 1. Предисловие И. Владимирова. — М.: Книговек, 2010. — С. 7—8.
  8. Переиздана в 2010 г. в Петербурге издательством «Азбука-классика»

Литература

  • Грякалова Н. Ю. Амфитеатров Александр Валентинович // Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь: в 3 томах. — М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005.
  • Грякалова Н. Амфитеатров Александр Валентинович // Литературный Санкт-Петербург. XX век: прозаики, поэты, драматурги, переводчики : энциклопедический словарь : в 2 т. / Санкт-Петербургский гос. ун-т; [гл. ред. и сост. О. В. Богданова]. — Санкт-Петербург : Филологический фак. СПбГУ, 2011. — Т. 1: А-К. — 2011. — 638 с. — ISBN 978-5-8465-1103-3. — C. 38-40
  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.
  • Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь / Пружанский А. М. — 1-е изд. — М.: Советский композитор, 1991. — Т. 1. — С. 23.
  • Рейтблат А. И. АМФИТЕА́ТРОВ Александр Валентинович // Русские писатели, 1800—1917 : Биографический словарь / гл. ред. П. А. Николаев. — М. : Сов. энциклопедия, 1989. — Т. 1 : А—Г. — С. 60—62. — 672 с. — (Сер. биогр. словарей: Русские писатели. 11—20 вв.). — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-011-8.

Ссылки