Фламель, Николя
Николя Фламель | |
---|---|
фр. Nicolas Flamel | |
Николя́ (Николас) Фламе́ль (фр. Nicolas Flamel, 1330 — 22 марта 1418) — французский алхимик[источник не указан 1675 дней], исследовавший возможности получения философского камня и эликсира жизни.
Биография
Николя Фламель родился в 1330 году в окрестностях Понтуаза в бедной семье. Считается, что его родители умерли, когда он был молодым, после их смерти Николя переехал в Париж и стал общественным писарем. После женитьбы на Пернель, женщине зрелых лет и дважды вдове, Фламель арендовал две мастерских, одну для себя, другую — для своих подмастерьев и копировальщиков. Всё имущество супругов перешло в совместное владение.
В 1357 году Фламель, будучи владельцем небольшой книжной лавки, приобрёл для неё папирус, известный как «Книга Иудея Авраама». В течение 20 лет он пытался разгадать «тайный смысл» книги, часть которой была написана на арамейском языке. Для перевода этой части книги он под видом паломничества посетил еврейские общины Испании (в то время евреям запрещалось жить во Франции), после чего возник миф о том, что Фламелю якобы удалось раскрыть секрет философского камня. Миф укрепился в связи с долгой жизнью Фламеля.
В 1382 году Фламель в течение нескольких месяцев стал собственником около 30 домов и участков земли. В старости он занимался меценатством, учредил несколько фондов, вкладывал деньги в развитие искусства, финансировал постройки часовен и больниц.
В 1402 году умерла Пернель, жена Николя. Сам Фламель умер предположительно в 1418 году, предварительно купив себе место для погребения в церкви Сен-Жак-ля-Бушери. Поскольку у него не было детей, почти всё своё имущество он завещал этой церкви. При жизни Фламель сделал около 40 значительных пожертвований в пользу госпиталя, который до 1789 года ежегодно проводил процессию в Сен-Жак-ля-Бушери, чтобы помолиться о душе Николя Фламеля.
Останки Фламеля и его жены Пернель после вскрытия могилы были перенесены в катакомбы[1].
Сохранился дом Фламеля, построенный в 1407 году, который считается старейшим в Париже (3-й округ, улица Монморанси, 51).
В 1624 году вышел в свет английский перевод его трудов «Тайное описание благословенного камня, именуемого философским».
Появления после смерти
После смерти Фламеля и его супруги возникла легенда, что якобы Фламель предсказывал свою смерть и тщательно к ней готовился, что якобы на самом деле похороны были инсценированы, а Фламель со своей женой скрылся. Появились сообщения о его появлении в общественных местах после смерти.
Путешественник XVII века Поль Люка рассказывал о странном случае, произошедшем с ним. Однажды он гулял по саду возле мечети в городе Брусса (территория нынешней Турции). Во время своей прогулки он познакомился с человеком, который утверждал, что он является одним из лучших друзей Николя Фламеля и его жены, с которыми он расстался в Индии не более 3 месяцев назад. По словам этого человека, Фламель с женой инсценировали смерть и бежали в Швейцарию. Если бы его слова были правдой, то возраст Фламеля на тот момент составлял бы около 300 лет.
В XVIII веке старый священнослужитель Сир Морсель утверждал, что видел Николя Фламеля за работой в подземной лаборатории в центре Парижа. По его словам, лаборатория была отделена от внешнего мира семью дверями.
В 1761 году Фламеля с женой «заметили» в парижской опере. На этот раз их сопровождал сын, который, по слухам, был ими рождён в Индии.
В 1818 году по Парижу бродил человек, называвший себя Николя Фламелем, который за 300 000 франков предлагал продать философский камень и эликсир жизни.
Примечательно, что в середине XIX века у одного бакалейщика нашли надгробную плиту Николя Фламеля. Бакалейщик использовал её в качестве доски для резки. Сейчас плита находится в музее Клюни. В верхней части плиты изображены Пётр с ключом, Павел с мечом и Христос. Между ними располагаются фигуры Солнца и Луны. Ниже следует эпитафия благотворительной деятельности Фламеля, затем надпись на латыни «Господь Всевышний, на Твоё милосердие уповаю», изображение мёртвого тела и надпись на французском «Я вышел из праха и возвращаюсь в прах. Направляю душу к Тебе, Иисус Спаситель человечества, Прощающий грехи».
Завещание Николя Фламеля
Завещание написано предположительно во второй половине XVIII века тайным последователем Николя Фламеля. Согласно легенде первая версия завещания была записана Фламелем в виде шифра на полях карманной псалтыри. Ключ от шифра Николя передал своему племяннику. У каждой буквы шифра было четыре варианта написания, а общее количество знаков в коде составляло 96. В 1758 году обладатели копий текста Антуан Жозеф Пернети и Сен-Марк вместе расшифровали завещание, потратив на это много времени. В 1762 году Пернети в «Литературном ежегоднике» сообщил о существовании неизвестного произведения Фламеля. Но оригиналы текста завещания были утрачены. В 1806 году появляется английский перевод завещания, значительно сокращённый и содержащий некоторые неточности. Однако, в 1958 году Эженом Канселье в Национальной библиотеке в Париже была обнаружена рукопись завещания, составленная Дени Молинье.
В завещании Фламель описывает этапы приготовления философского камня. Данное завещание с рецептом можно найти в открытом доступе в интернете. Само завещание обращено к племяннику Николя. Фламель говорит, что он унесёт рецепт приготовления камня в могилу и просит так же поступить своего племянника.
Труды, приписываемые Фламелю
- Le sommaire philosophique (Философское резюме). Первый раз изданное в: De la transformation métallique (Paris: Guillaume Guillard, 1561).
- Le Livre des figures hiéroglyphiques (Книга иероглифических фигур). Первый раз изданное в: Trois traictez de la philosophie naturelle (Paris: Veuve Guillemot, 1612).
- Le Livre des laveures (Книга Прачек), рукопись BnF (MS. Français 19978).
- Le Bréviaire de Flamel (Требник Фламеля), рукопись BnF (MS. Français 14765).
Литературный образ
Легенды об изобретении Фламелем философского камня и его долгой жизни получили своё второе рождение в фантастической литературе. В частности, Фламель упоминается в следующих книгах:
- Виктор Гюго, «Собор Парижской Богоматери»;
- Густав Майринк, «Белый доминиканец»;
- Герман Гессе, «Нарцисс и Гольмунд»;
- Дэн Браун, «Код да Винчи»;
- Майкл Скотт, цикл новелл «Секреты бессмертного Николаса Фламеля»;
- Андрей Лазарчук, Михаил Успенский «Посмотри в глаза чудовищ»;
- Александр Дюма, «Жозеф Бальзамо»;
- Аракава Хирому, «Стальной алхимик»;
- Полина Дашкова, «Источник счастья»;
- Татьяна Полякова, «Мое второе я»;
- Джоан Роулинг, «Гарри Поттер и философский камень»;
- Анджей Сапковский, «Божьи воины»;
- Антонио Родригес Хименес, «Алхимия единорога»;
- Пронин Игорь Евгеньевич, «Пираты. Охота на дельфина»;
- Майкл Скотт, «Алхимик»;
- Том Харпер, «Книга тайн»;
- Валерий Петров, Михаил Лоов, «Человек качественного поколения»;
- Эрик Джиаккометти, Жак Равенн, «Братство смерти»;
- Сергей Пономаренко, «Ключ к бессмертию»;
- Надежда Попова, «Тьма века сего» (цикл «Конгрегация»);
- Элиезер Юдковский, «Гарри Поттер и методы рационального мышления»;
- Роберт Шекли и Роджер Желязны, «Коль в роли Фауста тебе не преуспеть»;
- Сергей Изуграфов «Пропавший алхимик»;
Кинематограф
- «Гарри Поттер и философский камень» (2001)
- «Стальной алхимик» (2003)
- «Стальной алхимик: Братство» (2009)
- «Париж. Город мёртвых» (2014)
- «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда» (2018)
- «Улисс: Жанна Д'Арк и рыцарь-алхимик» (2018)
Примечания
- ↑ Philippe Lefrançois, Paris souterrain, coll. Encyclopédie pittoresque, Les Éditions internationales, 1950, P..