Нижне-Волжская студия кинохроники

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Нижне-Волжская студия кинохроники
Тип производственная компания
Основание 1931
Преемник ТПО «Нижне-Волжская студия кинохроники»
Прежние названия Нижне-Волжское отделение «Совкино» (1927—1930)
Нижне-Волжское отделение «Союзкино» (1930—1931)
Саратовская студия «Союзкинохроники» (1931—1938)
Саратовская студия хроникально-документальных фильмов (1938—1941)
Корпункт Куйбышевской студии кинохроники (1941—1942)
Основатели Союзкино
Расположение  Саратов
Флаг России Россия
Ключевые фигуры Арсений Наймушин
(генеральный директор c 2021)
Отрасль кинопроизводство
Продукция неигровое кино
кинохроника
Число сотрудников 3 (по сост. на 2021)[1]
Материнская компания «Союзкинохроника»

Ни́жне-Во́лжская сту́дия кинохро́никисоветская, затем российская киностудия хроникального и документального кино, базировавшаяся в Саратове. Получила самостоятельность в 1931 году, её деятельность охватывала весь Нижне-Волжский край, а позже и Тамбовскую область с Калмыкией.

История

С 1920 года в Саратове работала фотокиноинспекция по прокату фильмов, съёмка собственной кинохроники стала возможной с открытием в 1924 году отделения кинофабрики «Пролеткино»[2]. Первоначально учреждение занимало часть здания народной аудитории на улице Кооперативной, 40, где также работал кинотеатр «Первое общедоступное кино»[3].

Здание народной аудитории,
фото 2012 года

В связи с громким разбирательством о транжирстве денежных средств в головном офисе «Пролеткино» и судом (так называемое «Дело шестнадцати»), банкротством и последовавшей за этим ликвидацией[4], Нижне-Волжское отделение кинофабрики с 1927 года было передано «Совкино» (преобразованного в «Союзкино» в 1930 году), тогда же вышел первый номер журнала кинохроники[5].

На основе существующей базы «Союзкино» в 1931 году была сформирована Саратовская студия «Союзкинохроники», её разместили на улице Республики в доме № 5 (ныне — проспект имени Петра Столыпина)[6][7][комм. 1].

Дом № 5, фото 2019 года

В хорошую погоду молодые крепкие парни вытаскивали во двор тяжёлые неуклюжие кинокамеры на деревянных треногах, подзывали кого-нибудь из нас, мальчишек, говорили: «Стой, не вертись!» Наводили объектив — и медленно, плавно крутили ручку (моторов у аппаратов тогда не было). Теперь я знаю — это готовились пробы плёнки, перед съёмками.— из воспоминаний жившего по соседству кинорежиссёра Юрия Чибрякова, «Новая жизнь» 2014[7]

Начиная с 1932 года стал регулярно выходить киножурнал «Нижнее Поволжье». В 1934 году журнал переименовывали в «Саратовский край»[2][комм. 2], в 1936 году вернули прежнее название.

С начала войны студия существовала как корпункт Куйбышевской студии кинохроники, в 1942 году её работа была прервана, студию законсервировали, кто-то ушёл на фронт[2][комм. 3], а часть коллектива откомандировали на эвакуированную в Куйбышев из Москвы Центральную студию кинохроники[3].

Студия воссоздана приказом Министерства кинематографии СССР № 4621-р от 6 апреля 1946 года «О реорганизации корреспондентского пункта Куйбышевской студии кинохроники», и получила название — Нижне-Волжская студия кинохроники. Кроме Саратовской области в сферу её обслуживания включили Астраханскую и Сталинградскую области[9]. В дальнейшем помимо Астрахани с Волгоградом корпункты студии работали в Тамбове, Элисте и Энгельсе[10].

Здания студии по Октябрьской улице

дом № 41, фото 2021 года
дом № 43, фото 2019 года

На углу улиц Октябрьской и Челюскинцев реконструируется здание, в котором разместится крупнейшая в России Нижневолжская студия кинохроники. В ней будет 15 цехов, оборудованные по последнему слову техники.

— «Коммунист» 22 июня 1948[9]

Исполком Саратовского городского Совета депутатов трудящихся отвёл под студию трёхэтажное здание по Октябрьской улице, 43 (прежде — Дом народного творчества) и часть дома № 41 (спортивный зал)[9][6][11].

Обновлённая техническая база позволяла производить чёрно-белые фильмы обычного и широкоэкранного формата, а позже и цветные. Кроме фильмов за один год на студии выпускалось 36 номеров киножурнала «Нижнее Поволжье»[12]. В 1971—1972 годах журнал выходил под названием «Волжские огни», новое название окончательно прижилось в 1981 году[3].

В 1990-е годы выпуск фильмов значительно сократился, часть коллектива перешла работать на телевидение[10]. С 2004 года из-за практически полного отсутствия заказов деятельность студии оказалась ограничена работой созданного Дома кино и проведением ежегодного международного телекинофестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания»[13].

В 2002 году стартовал процесс приватизации[6]. В 2010 году было зарегистрировано «ТПО „Нижне-Волжская студия кинохроники“»[14]. Помещения студии оказались в руках у разных владельцев и из-за банкротства в 2016 году часть из них были выставлены на продажу[15][16].

Государство отказалось от нас 10 лет назад. Когда государство уходит, начинается поле для частного бизнеса. Не знаю, что дальше будет, всё зависит от нового владельца. Если договоримся и придём к общему мнению, то ничего не изменится и всё будет хорошо.

Андрей Наймушин, директор студии, июнь 2016[15]

Череда скандалов, грозящая изменению профиля предприятия, не прекращается уже много лет[17][18][19].

Здание № 41, — бывший Храм в честь Страстей Господних (Киновия), часть помещений которого занимала студия, в 2012 году возвращено Саратовской епархии[20] и с июня 2014 года в нём возобновлены богослужения[21].

Полнометражный фильм «Ключ для заводного апельсина» (2014), созданный совместно со студией August 26th studio (Саратов), в том же году стал финалистом XV Национальной премии в области неигрового кино и телевидения «Лавровая ветвь»[22].

Киноархив студии

«Фильмофонд Нижневолжской студии кинохроники» создавался в регионе, он и должен остаться в регионе. Региону интересен этот фонд.
…это бывает нужно местным заказчикам, и в Саратове это найдёт применение, не говоря уже про сохранение исторической памяти малой родины.

— Андрей Наймушин, директор, «Свободные новости» № 49 2012[23]

В 2003 году в ходе реализации программы приватизации киноотрасли Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом фильмофонд студии был отделён от её производственных мощностей и выделен в ФГУП «Фильмофонд Нижневолжской студии кинохроники». В него попали все киноматериалы (порядка шести тысяч), произведённые на студии с 1934 по 2003 год[24][25].

Затем какое-то время киноархив числился филиалом фильмофонда РЦСДФ, далее был отнесён к «Союзмультфильму», при этом оставался в Саратове. Наконец, созданное в 2012 году ФГУП «Объединенная государственная киноколлекция» вознамерилось вывезти весь фильмофонд студии в Москву[24].
В настоящее время все права на саратовский фильмофонд принадлежат Госфильмофонду Российской Федерации[25].

Хронология фильмов

(Подробнее…)

Руководство

  • Мичурин, Георгий Георгиевич — директор студии в 1937—1942, 1946—1967 годах[26][27];
  • Наймушин, Андрей Олегович — генеральный директор студии в 2003—2020 годах[28];
  • Наймушин, Арсений Андреевич — генеральный директор студии с марта 2021 года[14].

Сотрудники

На студии работали, а также сотрудничали многие известные кинематографисты[12][29]. На здании студии установлены мемориальные доски студийцам-фронтовикам Великой Отечественной войны[6].

Комментарии

  1. По версии Антона Морвана, журналиста саратовского издания «Общественное мнение», студия располагалась в доме № 7, ныне известном как «Дом Эрфурта»[8].
  2. Смену названий киножурнала связывают с реформированием в 1934 году Саратовского края — разделением Нижне-Волжского края на Саратовскую область и Автономную Социалистическую Советскую Республику Немцев Поволжья[3].
  3. Несколько операторов студии стали фронтовыми операторами Великой Отечественной войны: Сергей Авлошенко, Давид Ибрагимов, Владислав Микоша, Авенир Софьин.

Примечания

  1. ТПО «Нижне-Волжская студия кинохроники», ООО. СБИС — экосистема для бизнеса (2021). Дата обращения: 15 ноября 2022.
  2. 2,0 2,1 2,2 Энциклопедия Саратовского края, 2002, с. 474.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 История кино в Саратове. Поволжский виртуальный музей кино. Дата обращения: 15 ноября 2022.
  4. История киноотрасли в России: управление, кинопроизводство, прокат / сост. В. И. Фомин и др. — М.: ВГИК, 2012. — С. 329—331. — 2759 с.
  5. Летопись российского кино / авт. и рук. проекта В. И. Фомин; сост.: В. Е. Вишневский и др.. — М.: Материк, 2004. — С. 584. — ISBN 5-85646-086-3.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 Козловский И. Нижне-Волжская студия кинохроники. Большая Саратовская Энциклопедия (6 августа 2012). Дата обращения: 15 ноября 2022.
  7. 7,0 7,1 Марянин Николай. Оператор «Сталинграда» // Новая жизнь : газета. — 2014. — 12 декабря.
  8. Морван Антон. Отец ТЮЗа и Дома кино // Общественное мнение : журнал. — 2013. — Декабрь (№ 12 (171)). — С. 37. — ISSN 2308-6688.
  9. 9,0 9,1 9,2 Давыдов В. И. Храм во имя Страстей Господних (Киновия). Религия и СМИ (21 сентября 2011). Дата обращения: 15 ноября 2022.
  10. 10,0 10,1 Энциклопедия Саратовского края, 2002, с. 475.
  11. Козловский И. Храм во имя Страстей Господних (Киновия). Большая Саратовская Энциклопедия (6 августа 2012). Дата обращения: 15 ноября 2022.
  12. 12,0 12,1 Кино. Энциклопедический словарь Юткевича, 1987, с. 298.
  13. Приют-школа при Храме Страстей Господних (Дом кино). Туристический Саратов (2 февраля 2021). Дата обращения: 15 ноября 2022.
  14. 14,0 14,1 Организация ООО «ТПО „Нижне-Волжская Студия Кинохроники“». List-Org (2010). Дата обращения: 15 ноября 2022.
  15. 15,0 15,1 Руководителя «Нижне-Волжской студии кинохроники» не беспокоит продажа Дома кино. Новости Саратова (20 июня 2016). Дата обращения: 15 ноября 2022.
  16. На «Авито» продаётся здание саратовского Дома кино. Новости Саратова (20 июня 2016). Дата обращения: 15 ноября 2022.
  17. Шипилова Алёна. Фонд спасения кино. Новые времена в Саратове» (18 мая 2012). Дата обращения: 15 ноября 2022.
  18. Расследование. Как бывший государственный Дом кино оказался в залоге у банка. Новости Саратова и области (28 июня 2016). Дата обращения: 15 ноября 2022.
  19. Алексашина Мария. Кино в Саратове медленно остаётся без дома, а правительство обеспокоено «Пионером», «Победой» и «Саратовом». Новости Саратова сегодня (6 декабря 2021). Дата обращения: 15 ноября 2022.
  20. В Саратове на здании бывшей студии кинохроники установили крест и купол. Новости Саратова — Регион 64 (7 июня 2018). Дата обращения: 15 ноября 2022.
  21. Храм в честь Страстей Господних (Киновия) г. Саратова. Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии «Православное Поволжье». Дата обращения: 15 ноября 2022.
  22. Ключ для заводного апельсина. Национальная премия Лавровая ветвь в области неигрового кино и телевидения (декабрь 2014). Дата обращения: 4 декабря 2022.
  23. Цыпленков Павел. За линией фронта // Лесгафтовец : газета. — 2015. — Апрель (№ 4 (1671)). — С. 4. — ISSN 2226-7441.
  24. 24,0 24,1 Сергеев Андрей. «Стоп-кадр» для кинохроники // Свободные новости : газета. — 2012. — 25 декабря (№ 49 (228)).
  25. 25,0 25,1 Киностудии / Н. Нижне-Волжская студия кинохроники (1924). Музей ЦСДФ. Дата обращения: 15 ноября 2022.
  26. Энциклопедия Саратовского края, 2002, с. 474, 477.
  27. Дерябин А. С. Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник. — М.: Госфильмофонд, 2016. — С. 566. — 1032 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-905352-09-6.
  28. Каминская Валерия. Скончался Андрей Наймушин (12 декабря 2020). Дата обращения: 15 ноября 2022.
  29. Энциклопедия Саратовского края, 2002, с. 475—478.

Литература

  • Кино. Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — С. 519. — 640 с. — 100 000 экз.
  • Энциклопедия Саратовского края // В очерках, событиях, фактах, именах / Редкол.: А. И. Аврус и др.. — Саратов: Приволжское книжное издательство, 2002. — 687 с. — ISBN 5-7633-0912-X.

Ссылки