Межрабпом-Русь

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Акционерное общество
«Межрабпом-Русь»
Тип товарищество,
акционерное общество
Основание 1923
Упразднена 1928
Преемник Межрабпомфильм
Основатели М. Н. Алейников
Расположение Флаг СССР СССР, Москва,
1-я Тверская-Ямская улица, дом 3
Ключевые фигуры Б. Ф. Малкин
Ю. А. Желябужский
Отрасль кинематограф
Продукция кинофильмы
Материнская компания Торговый дом «Русь»

Акционерное общество «Межрабпо́м-Русь» — советская кинокомпания (акционерное общество со смешанным капиталом), созданная в 1923 году в Москве на базе двух организаций: «Международной Рабочей Помощи» (Межрабпом) и Художественного коллектива киноателье «Русь»[комм. 1].

История

В конце июля 1923 года произошло объединение Художественного коллектива киноателье «Русь» и кинобюро Межрабпома[1], 4 ноября 1923 на базе объединения Художественного коллектива киноателье «Русь» с кинобюро Межрабпома было организовано кинотоварищество «Межрабпом-Русь»[2][3]. Основателем кинокомпании был М. Н. Алейников[4][5].

Производственные работы товарищества «Межрабпом-Русь» начались с осени 1923 года. Этму предшествовал период подготовки (ремонт и оборудование фабрики: ателье и лаборатории). Работа началась съёмкой художественных картин, попутно шло дооборудование фабрики. В мае 1924 года был организован научно-производственный отдел, в задачи которого входила съёмка агитационных и просветительских лент[6].

1 августа 1924 года состоялось утверждение паевого кинооварищества «Межрабпом-Русь»[7], был подписан договор между Художественным коллективом «Русь» и российским отделением Торгово-промышленного акционерного общества Aufbau Industrie und Handels AG (бывшим Межрабпомом) об организации Кинотоварищества «Межрабпом-Русь» для «совместного производства кинематографических картин, а равно и для совместной эксплуатации кинокартин как своего, так и чужого производства путём продажи и проката». Договор был подписан со стороны Торгово-промышленного акционерного общества — Ф. Мизиано, со стороны  Художественного коллектива «Русь» — Ю. А. Желябужским[8][9]. Директором кинофабрики «Межрабпом-Русь» был назначен З. Ю. Даревский[10]. Помимо Москвы, кинокомпания «Межрабпом-Русь» имело своё представительство в Тифлисе[11].

Деятельность

15 октября 1924 года в кинокомиссии ГАХНа состоялся диспут о фильме «Аэлита» со вступительным докладом В. К. Туркина. 3 декабря на заседании комиссии ЦК ВКП(б) по политическому руководству работой киноорганизаций компании «Межрабпом-Русь» было отказано в ходатайстве о вывозе фильма «Аэлита» за границу для демонстрации[12].

В 1925—1926 году кинокомпания при полной нагрузке могла выпускать до 15 художественных фильмов в год. По мере роста производства увеличивался капитал кинокомпании, валовый оборот на конец 1924 года составлял 223 тыс. рублей, на конец 1925 года — 1210 тыс. рублей. Помимо производственной деятельности кинокомпания занималась вывозом и продажей советских картин за границей. 1 ноября 1926 года на кинофабрике (улица Верхняя Масловка, дом 65) произошёл пожар, последствия которого удалось ликвидировать в короткие сроки[13][14][15][16].

В конце 1926 года товарищество «Межрабпом-Русь» было преобразовано в акционерное общество, основными акционерами которого стали Торгово-промышленный банк СССР, Центральный комитет Межрабпома и кинематографическое товарищество Художественный коллектив «Русь»[17]. 20 ноября 1926 года Экономическим совещанием РСФСР был утверждён устав акционерного общества. Согласно уставу АО основной его целью являлось «обслуживание культурно-просветительных потребностей населения путём производства и продажи кинематографических картин и аппаратуры, фотокиносырья и химикалий». 30 декабря 1926 года на учредительном собрании акционеров председателем правления был избран Б. Ф. Малкин[18], членами правления: М. Н. Алейников, Н. М. Зубков, Г. К. Власов, Е. М. Шалыто (по другим сведениям А. М. Шалыто[19]). Членами совета стали: А. В. Луначарский, Н. А. Семашко, В. Н. Александров, А. Е. Аксельрод, Ф. Мизиано, Г. Л. Наглер[20].

По затратам на кинопроизводство в 1926—1927 годах кинокомпания уступала лишь АО «Совкино», в кинокомпании работало 11 режиссёров, производственный план на 1927—1928 год предусматривал создание 24 художественных и 10 научно-популярных картин[21]. Кинокомпания активно привлекала для работы молодых киноработников[22]. В феврале 1927 года в кинокомпании была организована группа детского кино[23].

В 1928 году члены Художественного совета кинокомпании были обвинены в формализме и в создании мещанских сценариев на киностудии[24][25].

По оценке киноведа В. И. Фомина, за несколько лет существования кинокомпания «Межрабпом-Русь»:

превратилась в самую продвинутую и быстро растущую киноорганизацию. Там были собраны едва ли не лучшие кадры молодой советской кинематографии, а сама кинофабрика по своему производственному и техническому оснащению стала самой продвинутой советской киноорганизацией. На ней была и лучшая организация кинопроизводства, основанная на преемственности дореволюционного опыта и на вдумчивом использовании организационных достижений зарубежного кино[26].

В 1928 году АО «Межрабпом-Русь» было преобразовано в киностудию «Межрабпомфильм» (в 1936 году преобразована в киностудию «Союздетфильм», которая в 1948 году была переименована в Киностудию имени М. Горького)[27].

Фильмы

Игровое кино

Мультипликация

См. также

Комментарии

  1. До декабря 1926 года — Паевое кинотоварищество «Межрабпом-Русь».

Примечания

  1. Летопись российского кино. 1863—1929, 2004, с. 466.
  2. Кино-справочник, 1929, с. 52.
  3. Летопись российского кино. 1863—1929, 2004, с. 472.
  4. Гращенкова И. Н., Фомин В. И., 2016, с. 232—235.
  5. Косинова М. И. Институт кинопродюсирования в России как феномен отечественной культуры. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук. — М.: Государственный университет управления, 2005. — С. 15. — 26 с. Архивная копия от 12 апреля 2022 на Wayback Machine
  6. Мизиано Ф. Межрабпом-Русь // Советское кино на подъёме. Сборник / под ред. С. Сырцова и А. Курса. — М.: Кинопечать, 1926. — С. 77—82. — 107 с.
  7. Кино-справочник, 1929, с. 55.
  8. Кино: организация управления и власть. 1917—1938 гг. Документы / отв. А. Л. Евстигнеева. — М.: РОССПЭН, 2016. — С. 224—227. — 605 с. — ISBN 978-5-8243-2024-4. Архивная копия от 5 ноября 2020 на Wayback Machine
  9. Ребров В. И снова о «Руси» // Искусство кино : журнал. — 1999. — Апрель (№ 4). Архивировано 22 сентября 2020 года.
  10. Даревский З. Ю. Как мы строим // Советский экран : журнал. — 1925. — № 23 (33). — С. 11.
  11. Мюнценберг В. Кино и революция. — М.: Межрабпом, 1925. — С. 63. — 64 с. Архивная копия от 12 апреля 2022 на Wayback Machine
  12. Соколова М. Советские «Звёздные войны». Как в 1924 году покоряли Марс в фильме «Аэлита». spb.aif.ru, Аргументы и факты — Санкт-Петербург (25 сентября 2018). Дата обращения: 12 апреля 2022. Архивировано 26 ноября 2020 года.
  13. Малкин Б. «Межрабпом-Русь» // Советский экран : журнал. — 1927. — 8 ноября (№ 45). — С. 10—11. Архивировано 12 апреля 2022 года.
  14. Работа идёт // Кино : газета. — 1926. — 4 декабря (№ 49 (169)). — С. 1. Архивировано 12 апреля 2022 года.
  15. Краснова Г. В. Пожар на кинофабрике «Межрабпом-Русь» // Телекинет : журнал. — 2020. — Июль (№ 2 (11)).
  16. Кино-справочник, 1929, с. 120.
  17. Новое акционерное общество // Кино : газета. — 4 декабря (№ 49 (169)). — С. 1. Архивировано 12 апреля 2022 года.
  18. Луначарский А. В. В «Межрабпом–Русь» тов. Малкину. lunacharsky.newgod.su, Наследие Луначарского (3 января 1965). Дата обращения: 12 апреля 2022. Архивировано 16 мая 2021 года.
  19. Вся Москва. Адресная и справочная книга. — М.: МКХ, 1927. — С. 678 (отд III). — 1676 с. Архивная копия от 12 апреля 2022 на Wayback Machine
  20. Кино: организация управления и власть. 1917—1938 гг. Документы / сост. А. Л. Евстигнеева. — М.: РОССПЭН, 2016. — С. 311—324. — 605 с. — ISBN 978-5-8243-2024-4. Архивная копия от 5 ноября 2020 на Wayback Machine
  21. Кино-справочник, 1929, с. 27—28, 30.
  22. Малкин Б. Ф. Наша анкета. Итоги и перспективы // Советское кино : журнал. — 1927. — № 7. — С. 4. Архивировано 12 апреля 2022 года.
  23. Уринов. «Крокодил Крокодилович» // Советский экран : журнал. — 1927. — 19 февраля (№ 8). — С. 3.
  24. Киршон В. М. На кино-посту. — М.Л.: Московский рабочий, 1928. — С. 29. — 158 с. Архивная копия от 12 апреля 2022 на Wayback Machine
  25. Бляхин П. Основные вопросы // Советское кино перед лицом общественности. Сборник дискуссионных статей / под ред. К. Мальцева. — М.: Теакинопечать, 1928. — С. 90—103. — 173 с.
  26. История киноотрасли в России, 2012, с. 224—227.
  27. Дединский С. Н. Новые материалы к истории киностудии «Межрабпомфильм» и биографии её создателя Моисея Алейникова // Театр. Живопись. Кино. Музыка. Ежеквартальный альманах ГИТИС : журнал. — 2019. — № 4. — С. 8—23. Архивировано 12 апреля 2022 года.

Литература

Ссылки