Не пой, красавица, при мне…

«Не пой, красавица, при мне…» — стихотворение Александра Пушкина, написанное в 1828 году, и «восточные романсы» на его основе, написанные различными композиторами (М. Глинкой, М. Балакиревым, С. Рахманиновым, Н. Римским-Корсаковым). По оценке музыковеда Юрия Келдыша, романс «Не пой, красавица» на музыку Сергея Рахманинова (1893) заслуженно получил наибольшую популярность[1].
История написания стихотворения

О. А. Кипренского (1828)

Пушкин написал стихотворение «Не пой, красавица, при мне…» 12 июня 1828 года. Стимулом к его написанию стала грузинская мелодия, которую Пушкин услышал в Москве в исполнении Анны Олениной (возлюбленной Пушкина в 1828-29 годах), когда она брала уроки музыки у Михаила Глинки.
Предположительно, строчки стихотворения о «бедной деве» отсылают к поездке Пушкина на Северный Кавказ в 1820 году вместе с семьёй Марии Раевской. В 1826 году она поехала в Сибирь следом за своим мужем, декабристом Сергеем Волконским, приговорённым к 20 годам каторги.
Впервые стихотворение было опубликовано в 1828 году в альманахе «Северные цветы на 1829 год» (стр.148).
Текст стихотворения
Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне онe
Другую жизнь и берег дальный.
Увы! напоминают мне
Твои жестокие напевы
И степь, и ночь — и при луне
Черты далёкой, бедной девы!..
Я призрак милый, роковой,
Тебя увидев, забываю;
Но ты поёшь — и предо мной
Его я вновь воображаю.
Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне оне
Другую жизнь и берег дальный.
В рукописи стихотворения за первой строфой шла ещё одна:
Напоминают мне оне
Кавказа гордые вершины,
Лихих чеченцев на коне
И закубанские равнины.
Романс «Не пой, красавица, при мне…»
На музыку Глинки
Мелодию, вдохновившую Пушкина на написание стихотворения, Михаилу Глинке передал Александр Грибоедов, услышавший её на Кавказе. В дальнейшем Глинка использовал её для написания романса на пушкинские стихи.
Среди исполнителей романса «Не пой, красавица, при мне…» на музыку Глинки были:
- Сергей Лемешев,
- Олег Погудин,
- Нуржамал Усенбаева
- и другие исполнители.
На музыку Балакирева
Милий Балакирев написал романс «Грузинская песня» (оригинальная редакция романса была сделана для голоса с оркестром) на стихи Пушкина в 1863 году. Музыковед Владимир Музалевский высоко оценил работу композитора:[2]
«Грузинская песня» на слова Пушкина — выдающийся образец балакиревского ориентализма в форме песни <…> Зрелое мастерство, темперамент и страстность раскрываются в звучании этой популярной пьесы. Широкое мелодическое дыхание, рельефность воплощаемых в музыке настроений и настоящий виртуозный размах в самой композиции музыкального материала — всё это выделяет «Грузинскую песню» из ряда других романсов восточного стиля.
На музыку Рахманинова
Сергей Рахманинов написал «восточный романс» на пушкинские стихи в 1893 году, когда ему было 20 лет. Сочинение «Не пой, красавица» вошло в один из трёх вокальных опусов, написанных Рахманиновым после окончания им консерватории[1].
Музыковед Юрий Келдыш высоко оценил романс Рахманинова:[1]
Вступая в «соревнование» с такими мастерами, как Балакирев и Римский-Корсаков, юный Рахманинов создал произведение не только не уступающее их музыкальному истолкованию того же поэтического текста, но во многом более глубокое, яркое и сильное по выражению. Среди разных музыкальных сочинений на слова этого пушкинского стихотворения романс Рахманинова вполне заслуженно пользуется наибольшей популярностью.
Среди исполнителей романса «Не пой, красавица, при мне…» на музыку Рахманинова были:
- Муслим Магомаев
- Зураб Соткилава
- Евгений Нестеренко
- Юрий Гуляев
- Владимир Розинг
- Ирина Архипова
- Зара Долуханова
- Анна Нетребко (третий трек на «Русском альбоме»)
- и многие другие исполнители.
На музыку Римского-Корсакова
Николай Римский-Корсаков написал романс «Не пой, красавица, при мне» на стихи Пушкина в 1897 году. Сочинение было посвящено Антону Секару-Рожанскому.
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 Келдыш Ю. Рахманинов. Романсы, Op. 4 .
- ↑ В. Музалевский Глава IV. Песенное творчество // М. А. Балакирев. Критико-биографический очерк. — «Музыка», 1938.
Литература
- Антипина К. С., Прохоренкова С. А. Моделирование творческой языковой личности на материале романсов на стизотворение А. С. Пушкина «Не пой, красавица, при мне…» // Преподаватель ХХI век, 2020.