Необычное литературоведение

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Необычное литературоведение
Автор Сергей Сергеевич Наровчатов
Жанр научно-популярная литература
Язык оригинала русский
Серия Эврика
Издатель Молодая гвардия
Страниц 336

Необычное литературоведение — научно-популярная книга советского поэта, критика и журналиста С. С. Наровчатова. В книге затрагиваются основные понятия литературоведения, писатель рассматривает зарождение и развитие искусства слова от песенно-молитвенного модуса, присущего ранним формам религии, до оформившегося литературного процесса новейшего времени.

Об авторе

Сергей Сергеевич Наровчатов — советский поэт и публицист, кандидат филологических наук. Участник Великой Отечественной войны, военный корреспондент. В 1974—1981 годах занимал пост главного редактора журнала «Новый мир»[1].

Содержание

  • Танец Атыка

На примере праздника кита, справляемого чукчами после успешной охоты, писатель рассматривает самую раннюю стадию формирования единого нерасчлененного искусства танца, музыки и слова. Движения и жесты танца воссоздавали главные события на китовой охоте. Таким образом, на материале обряда современного народа, ведущего традиционный образ жизни, автор пытается проанализировать первобытное мышление (что современная этнология, безусловно, посчитала бы неправомерным переносом).

  • Забытый мир

Следующий этап развития слова и сюжета, а с ними и мышления их творцов — миф. Слитность, нерасчлененность мышления создателей мифов сохраняется по-прежнему, однако сюжеты становятся сложнее, образы многограннее. Отличием мифологического сознания от художественного является его простота, буквальный характер его образов.

  • Язык

Автор обращается к языкознанию и его основным понятиям — метафоре, метонимии, синекдохе, полисемии, синонимии, антонимии, термину и идиоме, архаизмам, варваризмам и неологизмам.

  • Фольклор

В фольклоре, устном народном творчестве, коренятся истоки многих литературных жанров. Из обрядов рождалась песня. Исторические события давали толчок к появлению былин и исторических песен. Сказка не основывается ни на чем реальном, являясь сюжетом полностью выдуманным. Пословицы и поговорки не имеют развитого сюжета, характеризуя лишь конкретную ситуацию.

  • Запечатлённое слово

Автор перечисляет основные этапы развития письменности: пиктограммы, идеограммы, слоговое письмо (силлабарий), буквенно-звуковое письмо. Возникновение письменности шло бок о бок с развитием цивилизации. Подробно характеризуется возникновение кириллицы, деятельность Кирилла и Мефодия по созданию буквенно-звукового алфавита для славян. Проводятся параллели между некоторыми буквами греческого алфавита и кириллицы.

  • Письменность на Руси

Книжная традиция на Руси существовала с середины XI века. Большую роль в ее развитии сыграло принятие христианства в 988 году. Письменность была нужна церкви и государству. Первыми популярными полухудожественными сюжетами стали апокрифы — библейские сочинения, не вошедшие в канон, и жития святых. А агиографии кроются зачатки новеллы, повести, романа. Появились сочинения энциклопедического характера — «Изборники», «Шестидневы», «Физиологи».

  • Древнерусское летописание

«Повесть временных лет» характеризуется не только как исторический документ, но еще и как художественное произведение. «Слово о полку Игореве» рассматривается как вершина художественной культуры XII века, оформившаяся в целях призыва к единению Руси перед лицом врага. Первые русские писатели — Илларион, Нестор, Кирилл Туровский, Даниил Заточник, анонимный автор «Слова о полку Игореве». С появлением письменности наметился крупнейший переворот в духовной жизни человечества. Возникновение литературы стало важнейшим следствием этого поворота.

  • Поэзия и проза. Роды и жанры

Поэзия определяется как мышление в образах, в то время как проза изначально содержит слова-термины, а эмоции и образы ей не свойственны. Писатель характеризует три рода поэзии: эпос, лирику и драму, а также два жанра — трагический и комедийный.

  • Как строится художественное произведение

Автор останавливается на понятиях архитектоники и композиции. Архитектоника — это общий план работы, характеризующий взаимосвязь частей с целым. Композиция определяет расположение материала внутри произведения. Сюжет и фабула составляют динамическую основу архитектоники и композиции. Сюжет — последовательное изложение событий. Фабула излагает события в деталях, обозначает мотивы.

  • Литературный процесс

Индивидуальный авторский стиль складывается из языка автора, приёмов письма, излюбленных средства изображения, особенностей синтаксиса. Ранние произведения порой отличаются от поздних, что может быть объяснено влиянием объективных факторов на творца. Все основные течения в литературе и искусстве являлись отражением процессов, происходящих в современном ему обществе. По мнению автора, все величайшие достижения литературы принадлежат реализму.

Издания

По словам директора издательства «Молодая гвардия» Валерия Ганичева: «Ошеломляющий успех был у книги известного писателя Сергея Наровчатова „Необычное литературоведение“»[2], что предопределило ее скорое переиздание.

Первые два издания выходили в серии «Эврика» издательства «Молодая гвардия» с иллюстрациями Н. Гришина, А. Колли и И. Чуракова.

  • 1-е изд., — М.: Молодая гвардия, 1970. — 336 с.: ил. — (Эврика). — 100000 экз.
  • 2-е изд., — М.: Молодая гвардия, 1973. — 396 с., 40 л. ил. — (Эврика). — 100000 экз.
  • 3-е изд., — М.: Дет. Лит., 1981. — 366 с. — 100000 экз.

Примечания

  1. Дмитриев С. А. Наровчатов // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978. Т. 5: Мурари — Припев. — 1968. — Стб. 105—106.
  2. Комиссаров В. В. Научно-популярная книжная серия «Эврика» как источник по истории советской интеллигенции 1965—1976 годов // Интеллигенция и мир. — 2018. — № 1. — С. 36.

Литература

  • Дмитриев С. А. Наровчатов // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978. Т. 5: Мурари — Припев. — 1968. — Стб. 105—106.
  • Комиссаров В. В. Научно-популярная книжная серия «Эврика» как источник по истории советской интеллигенции 1965—1976 годов // Интеллигенция и мир. — 2018. — № 1. — С. 30-45.