Невель I
Станция | |
Невель-1 | |
---|---|
Невель II — Невель I Невель I — Клястица Великие Луки — Невель I | |
Октябрьская железная дорога | |
Регион ж. д. | Санкт-Петербург — Витебский |
Оператор | РЖД |
Дата открытия | 1907[1] |
Классность | 5 |
Количество платформ | 1 |
Количество путей | >10 |
Тип платформы | низкая |
Форма платформы | прямая |
Ток | нет |
Выход к | Урицкого ул. |
Расположение | Невель |
Пересадка на станции | Невель II |
Пересадка на | А: 2 |
Установленный километраж | 363.6 |
Расстояние до Великих Лук | 53 км |
Расстояние до Новосокольников | 46 км |
Не́вель I — железнодорожная станция Октябрьской железной дороги на однопутной неэлектрифицированной линии Великие Луки — Невель II в городе Невель Псковской области. Одна из двух железнодорожных станций в городе. Открыта в 1907 году.
Описание
Станция 5 класса на неэлектрифицированном однопутном участке Великие Луки — Невель II. Имеет сложное путевое развитие и небольшой парк — базу запаса, предназначенную для хранения и отстоя выведенного из эксплуатации подвижного состава. Имеется здание железнодорожного вокзала (1907), который в настоящее время не действует и закрыт для пассажиров.
Назначение и нумерация путей:
- 1 — главный для приема, отправления и пропуска четных и нечетных поездов.
- 2, 3, 4, 5, 7 — приёмо-отправочный и сортировочный для четных и нечетных поездов.
- 9,11 — погрузочно-выгрузочный, отстоя составов.
- 13 — заезд на угольник.
- 15 — тупиковый.
История
Станция открыта в январе 1907 года на Бологое-Седлецкой железной дороге, одновременно с запуском регулярного движения пассажирских поездов между Бологое и Полоцком[2].
Окончательный проект стратегически важной железной дороги от станции Бологое через Полоцк до города Седлец был утверждён Императором Николаем II в 1902 году. Строительство продолжалось с 1904 по 1907 годы и обошлось казне Российской империи в 53 миллиона рублей, в среднем по 118 000 рублей за версту[3][4]. На станции было построено каменное здание железнодорожного вокзала, водонапорная башня и служебные постройки.
В сентябре 1943 года при отступлении, оккупанты почти полностью разрушили железнодорожную линию от Великих Лук. Бойцы 17-го путевого батальона 17-й железнодорожной бригады, переброшенные под Невель в октябре 1943 года, столкнулись с огромными трудностями при восстановлении этого участка. Только лишь на 336-м и 340-м километрах противник в 21 месте подорвал насыпь, разрушил все инженерные сооружения и частично эвакуировал путь. Все подходы к станции Невель I, включая полотно и полосу отвода были заминированы. Движение воинских и санитарных эшелонов на участке было восстановлено в кратчайшие сроки. За сутки военные железнодорожники и сапёры восстанавливали по 8-10 километров пути, проводя при этом тщательное разминирование[5].
Пассажирское движение
На станции имеют остановку пригородные пассажирские поезда до Великих Лук и Новосокольников. Поезда дальнего следования на станции Невель I не останавливаются.
См. также
Примечания
- ↑ Архангельский, Архангельский, 1981, Т.1, с. 336.
- ↑ Николаевская железная дорога // Новый энциклопедический словарь: В 48 томах (вышло 29 томов). — СПб., Пг., 1911—1916.
- ↑ Станция Невель I . Псковские железные дороги. Дата обращения: 7 апреля 2021. Архивировано 16 июня 2020 года.
- ↑ Отчет по постр. железнодорожной линии «Бологое - Полоцк», 1909.
- ↑ Когатько, 2002.
Литература
- Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР : Справочник. — М. : Транспорт, 1981. — Т. 1. — С. 336. — 368 с. — 100 000 экз.
- После победы под Москвой // Железнодорожные войска России. На фронтах Великой Отечественной войны: 1941–1945 / под ред. Г. И. Когатько. — М.: «Стэха», 2002. — Т. 3. — 336 с. — ISBN 5-348-00011-2.
- Отчет по постройке железнодорожной линии «Бологое - Полоцк»: 1902-1906Министерство путей сообщения, 1909. — Т. 1—2. — 310 с. / Упр. по сооружению ж. д.. — СПб.:
- Невель, город // Новый энциклопедический словарь: В 48 томах (вышло 29 томов). — СПб., Пг., 1916. — Т. 28. — Стб. 186—187