На дне (фильм, 1957)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
На дне
どん底
Постер фильма
Жанр драма
Режиссёр Акира Куросава
Продюсер Акира Куросава
Автор
сценария
Акира Куросава
Хидэо Огуни
В главных
ролях
Тосиро Мифунэ
Исудзу Ямада
Бокудзэн Хидари
Оператор Кадзуо Ямасаки
Композитор Масару Сато
Длительность 137 мин.
Страна  Япония
Год 1957

Кадр из фильма

«На дне» (яп. どん底 дондзоко, «самое дно»), 1957) — японский художественный фильм режиссёра Акиры Куросавы, экранизация пьесы Максима Горького «На дне», действие которой перенесено в Японию эпохи Эдо. Фильм вышел на экраны 17 сентября 1957 года.

В ролях

Актёр Персонаж Параллель у Горького
Тосиро Мифунэ Сутэкити, вор Васька Пепел
Исудзу Ямада Осуги, хозяйка Василиса
Кёко Кагава Окаё, сестра Осуги Наташа
Гандзиро Накамура Рокубэй, муж Осуги Костылёв
Минору Тиаки Тоносама, бывший самурай Барон
Каматари Фудзивара Актёр Актёр
Акэми Нэгиси Осэн, проститутка Настя
Нидзико Киёкава Отаки, торговка сладостями Квашня
Кодзи Мицуи Ёсисабуро, игрок Сатин
Эйдзиро Тоно Томэкити, лудильщик Клещ
Бокудзэн Хидари Кёхэй, странник Лука
Эйко Миёси Аса, больная жена Томэкити Анна
Ю Фуюки Унокити, сапожник Алёшка

Сюжет

Действие фильма происходит «на дне» в буквальном смысле: в лачуге, которую её хозяин сдаёт за гроши беднякам. Лачуга расположена на окраине города, на дне глубокого оврага, над которым стоит маленький храм. В первой сцене фильма два послушника из этого храма вываливают в овраг мусор, который летит на крышу лачуги.

Действующими лицами фильма являются обитатели лачуги и живущие тут же члены семьи её хозяина. В лачуге живут вор Сутэкити, шулер Ёсисабуро, жестянщик Томэкити с умирающей от простуды женой, проститутка Осэн, бывший актёр, бывший самурай Тоносама и другие. Сутэкити влюблён в Окаё, сестру хозяйки, и мечтает сбежать с ней. Хозяйка Осуги соблазняет его и пытается заставить убить своего мужа Рокубэя. Вор отказывается. Свидетелем их разговора оказывается странствующий священник Кёхэй, который исподволь или напрямую подталкивает каждого из обитателей лачуги как-то изменить свою жизнь. Однако все его усилия оказываются тщетны: нищие хотя и жалуются постоянно на свою жизнь, в то же время противятся всяким переменам. Практически каждый из них самозабвенно обманывает себя и остальных, выдавая желаемое за действительное: жестянщик считает, что когда его жена, наконец, умрёт, он вновь станет мастеровым, спившийся актёр мечтает вернуться на сцену, но не может вспомнить ни одной реплики, самурай выдумывает байки о древности своего рода, проститутка рассказывает о мужчинах, которые в неё страстно влюблены. Даже вор Сутэкити, самый сильный из всех, так и не может решиться и уйти вместе с Окаё. За всеми этими событиями с усмешкой наблюдает картёжник Ёсисабуро, который рассматривает происходящее в лачуге как забавный спектакль.

Награды

  • В 1958 году фильм получил три премии «Майнити» — за лучшую мужскую роль (Тосиро Мифунэ), лучшую мужскую роль второго плана (Кодзи Мицуи) и лучшую работу художника (Ёсиро Мураки).
  • Картина была также удостоена премии «Голубая лента» за лучшую мужскую роль второго плана (Кодзи Мицуи).

Отзывы

Замена реалий царской России на реалии феодальной Японии — практически единственная вольность, которую позволил себе Куросава при переработке пьесы; в остальном фильм почти везде дословно верен тексту первоисточника. По мнению Дональда Ричи, наиболее принципиальным новшеством постановки является следующая режиссёрская трактовка: Куросава поставил фильм не в трагической, а в гораздо более иронической интонации, придав социальной драме сатирический оттенок[1].

Источники

  1. Donald Richie. The Films of Akira Kurosawa (англ.). — Third edition. — Berkley, Los Angeles, London: Univetsity of California Press, 1998. — P. 125—133. — ISBN 0-520-22037-4.