Национальный суд Исландии

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Национальный суд Исландии
исл. Landsdómur Íslands
Инстанция суд высшей инстанции
Юрисдикция  Исландия
Орган обжалования Европейский суд по правам человека
Дата основания 1905
Управомочен по Закон o Национальном суде
Членов 15
Зал заседаний
Резиденция суда в здании Верховного суда Исландии в Рейкьявике
Местоположение Рейкьявик
Адрес ул. Линдаргата 2
Координаты 64° с. ш. 21° з. д.HGЯO
Национальный суд Исландии (Исландия)
Точка
Сайт
https://landsdómur.is/

Национальный суд (исл. Landsdómur, исландское произношение: ​[ˈlantsˌtouːmʏr̥], букв. — «суд страны») — специальный суд высшей инстанции в Исландии, который рассматривает дела о преступлениях бывших или действующих членов Правительства Исландии совершенных в связи с выполнением ими своих служебных обязанностей. Национальный cуд может наложить штрафы и тюремное заключение и его решение обжалованию не подлежит. Правовой основой Национального суда в настоящее время является статья 14 Конституции Исландии от 1944 года (Stjórnarskrá lýðveldisins Íslands, nr. 33/1944)[1] и Закон o Национальном суде (Lög um landsdóm, nr. 3/1963)[2].[3]

История и состав суда

Национальный суд был создан в 1905 году указом короля Кристиана IX, когда Исландия была еще частью Дания. Затем в 1963 году Альтингом был принят закон o Национальном суде изменен в его нынешнюю форму, и главное изменение по сравнению с королевским указом заключалось в том, что количество судей было сокращено с 30 до 15. В Альтинге время от времени проводились дебаты об изменении системы Национального суда. В частности в 2001 году рассматривалось парламентское постановление об изменении состава Национального суда или его полной отмене, но предложение не было поддержано.

В состав Национального суда входят пятнадцать членов: пять судей Верховного суда Исландии (проработавших дольше всех в высшем суде), председатель окружного суда Рейкьявика, профессор конституционного права Исландского университета и восемь членов выдвинутых Альтингом, которые избираются сроком на шесть лет. Национальный суд возглавляет председатель Верховного суда Исландии.[3]

Судья Национального суда должен соответствовать следующим критериям:

  • Быть возрастом от тридцати до семидесяти лет;
  • Быть юридически и финансово компетентным;
  • Иметь безупречную репутацию;
  • Быть гражданином Исландии и жить в Исландии;
  • Не быть депутатом Альтинга или служащим Кабинета министров;
  • Не состоять в родстве с другими судьями этого суда.

Судьи Национального суда получают зарплату по каждому отдельному делу в соответствии с Статья 49. Закона о национальном суде.

Когда Альтинг одобряет на голосовании постановление парламента об обвинении министра, избирается специальный прокурор Альтинга, который подает дело в Национальный суд и поддерживает обвинение. Обвинительный акт после рассмотрения дела выносится от имени Национального суда.

Ответственность министров и национальный суд

В Исландии министры (члены Правительства Исландии) как высшие носители исполнительной власти ответственны перед Альтингом в соответствии со ст. Статья 14. Конституции Исландии[1]. Ответственность министров подразделяется на политическую и юридическую ответственность.

Политическая ответственность министра заключается в том, что ему должны доверять большинство депутатов, иначе Альтинг может утвердить вотум недоверия министру, и тогда он будет вынужден уйти в отставку.

Юридическая ответственность заключается в том, что большинство в Альтинге может подать жалобу на министра в связи с ненадлежащим исполнением им служебных обязанностей, и жалоба может быть представлена ​​как предложение для парламентской резолюции.

Согласно Закону об ответственности министров, член Правительства Исландии также несет уголовную ответственность в трех указанных случаях:

  • Если он нарушает Конституцию Исландии;
  • Если он нарушает другие законы;
  • Если он злоупотребляет своей властью, сам делает что-либо или заставляет других делать что-то, что подвергает все государство предсказуемой опасности.

В этих случаях Национальный суд в соответствии с Законом об ответственности министров рассматривает жалобу, представленную суду прокурором Альтинга, и выносит решение по делу. Нарушение закона для членов Правительства Исландии может карается штрафом или лишением свободы на срок до двух лет. Решения Национального суда Исландии являются окончательными и обжалованию не подлежат.

Дело Гейра Хаарде

Национальный суд ни разу не созывался с момента своего основания, до тех пор пока 28 сентября 2010 года Альтинг решил впервые собрать суд для расследования дела бывшего премьер-министра Гейра Хаарде обвиняемого в грубых проступках, которые привели к финансовому кризису в Исландии 2008—2011 годов. Парламент 33 голосами против 30 решил предъявить обвинение Гейру, созвать Национальный суд и поручить прокурору Альтинга собрать доказательства и вести дело в суде. В свете того факта, что Национальный суд ранее никогда не созывался и не было никаких подобных прецедентов, многое оставалось неясным в отношении работы суда и хода рассмотрения дела.

3 октября 2011 года, в ответ на ходатайство защиты о прекращении дела, Национальный суд проголосовал за снятие двух самых тяжелых обвинений против Гейра, касающихся «грубой халатности» и «непредоставления оценки финансовых рисков», но решил продолжить дело на основании четырёх оставшихся обвинений.

Судебный процесс начался в Рейкьявике 5 марта 2012 года. Обвинение прокурора Альтинга против Гейра Хаарде началось со слов «за преступление, совершенное умышленно или по грубой неосторожности в его должности премьер-министра». В случае вынесения обвинительного приговора по всем трем выдвинутым обвинениям экс-премьер-министру грозил срок лишения свободы до 2 лет. 23 апреля того же года Гейр Хаарде был признан виновным по одному из четырех пунктов обвинения — в том, что на заседаниях кабинета министров он не рассматривал всех проблем, с которыми столкнулись исландские банки, и не довел до сведения министров потенциальных последствий этих проблем для экономики Исландии. По мнению суда тем самым Гейр не выполнил свой долг в соответствии со статьей 17 Конституции Исландии.

Несмотря на обвинительный приговор, из-за его возраста, отсутствия судимости и оправдания по наиболее серьезным обвинениям, Гейр не понёс наказания, а исландское государство даже оплатило его судебные издержки на защиту. Гейр этим не удовлетворился и подал апелляцию в Европейский суд по правам человека в Страсбурге, утверждая, что иск против него носил политический характер. Суд по правам человека в ноябре 2017 году вынес решение против Гейра постановив, что исландское государство имело право выдвигать против него обвинения и рассматривать дело в суде.

Примечания

  1. 1,0 1,1 33/1944: Stjórnarskrá lýðveldisins Íslands (исланд.). althingi.is. Reykjavík: Alþingi. Дата обращения: 19 ноября 2021. Архивировано 22 января 2021 года.
  2. 3/1963: Lög um landsdóm (исланд.). althingi.is. Reykjavík: Alþingi. Дата обращения: 19 ноября 2021. Архивировано 19 ноября 2021 года.
  3. 3,0 3,1 Um landsdóm (исланд.). landsdómur.is. Reykjavík: Landsdómur. Дата обращения: 19 ноября 2021. Архивировано 15 января 2021 года.