Настасья Королевична

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Настасья Королевична
Nastasya (Nepra) Karališkoji
С. Соломко. Богатырка Настасья КоролевичнаС. Соломко. Богатырка Настасья Королевична
Мифология былинная
Пол женский
Отец Данила Манойлович
Братья и сёстры Апраксия, жена князя Владимира
Супруг Дунай Иванович
Дети нерождённый сын

Настасья (Непра) Королевична — женщина-богатырь (поленица) русских былин, дочь литовского короля, старшая сестра Евпраксии (в некоторых версиях Апраксии) Королевичны, жены князя Владимира Красно(е) Солнышко. Супруга богатыря Дуная Ивановича[1].

История Настасьи

Настасья — персонаж былины, в которой Дунай и Добрыня едут ко двору литовского короля за невестой для князя Владимира. У царя две дочери на выданье, Евпраксия (в некоторых рассказах Апраксия) и Настасья, из которых Настасья старше. О Настасье рассказывает повесть «Дунай и Непра», где героиню зовут не Настасьей, а Непрой. В том месте, где она была убита, протекает Непра-река (то есть Днепр).

Настасью сравнивают и с феей, и с валькирией, и с амазонкой, но больше всего она похожа на героиню Златогорку, и обе женщины представляют собой средневековых женщин-богатырей. Ни одна из них не может выйти замуж за человека менее могущественного, чем они сами. В отличие от более пассивных сказочных царевен, тех, что сидят в башнях, спят или превращены в лягушку, эпическая героиня не ждёт, а сама ищет жениха. Цель Настасьи состоит в том, чтобы выйти замуж за мужчину равной или даже большей силы. Силы измеряются и выбор может быть сделан только в бою. Поэтому Настасья только изредка бывает в избе, а он ездит по «чистому» полю и бьётся богатырями. Пребывание в «чистом» поле относится к семантике «перехода» и является своеобразной своеобразной формой изоляции героини в добрачном состоянии. У Настасьи снаряжение богатыря: боевая булава весом 90 килограммов, кинжал, туго натянутый лук и копье. У неё сильный конь, в характеристики которого входит стихия огня: из его ушей поднимается столб пара, а в ноздрях видно пламя. При встрече с богатырем Настасья «рычит по-звериному» и «свистит по-змеиному». В бою её физические данные достигают космических масштабов, одного её крика и свиста достаточно, чтобы «рухнули леса, раскололись скалы, на полях засохла трава, завяли цветы», а вражеский конь падает на колени. Непрерывность хождения в поле зависит от возрастного статуса героини, потому что в некоторых былинах показано, что Настасья ходит так уже три года, а Златыгорка прекращает ходить сразу после замужества, так как вышла замуж.

Позже Дунай и Добрыня на обратном пути в Киев с невестой находят след богатыря, по которому Дунай и собирается идти. Он встречает богатыря, с которым затевает драку и, в некоторых версиях, в результате теряет глаз. Бой происходит по-разному: булавами, копьями или мечами. Сила и отвага обоих богатырей уравновешены, или верх на стороне неизвестного богатыря (Настасьи). Его можно победить только в рукопашной схватке или когда его «сбивают с седла». В какой-то момент победоносная Настасья начинает презирать Дуная, но хвастовство и насмешки чуть её не губят: её нога соскальзывает со стремени, так что героиня падает на землю. В тот момент, когда Дунай собирается нанести последний удар, он узнает в избитом богатыре Настасью. По правилам былинного эпоса победитель получает власть над побежденным, и герою женского пола предстоит сделать выбор между смертью и женитьбой. Поленица просит не убивать его и взять в жены. В Киеве проходят две свадьбы: великого князя Владимира с Евпраксей (в некоторых рассказах Апраксии) и Настасьи с Дунаем. Во время свадебного торжества происходит спор, и Настасья ведет себя не так, как подобает жене богатыря. Конфликт имеет социальный аспект: статус Настасьи изменился, теперь она замужняя женщина и беременна, поэтому ей следует оставить свои богатырские пути. Однако он не может оставить их в неравном браке. Первопричиной спора является внутренний конфликт между былинными персонажами — между более сильной героиней и менее сильным, но по случайности победившим богатырем, и тем самым союз двух «неправильных» сторон в браке. Это приводит к еще одному бою, где «чистое» поле означает на этот раз место гибели героев.

В эпосе богатыри отличаются друг от друга определенной чертой характера или умением, Настасье нет равных в меткости стрельбы из лука. Она решает показать свое превосходство, и ей трижды удается попасть стрелой в серебряное кольцо на макушке Дуная в пятистах шагах от него. Теперь он понимает, что совершил ошибку: не надо было поддаваться зову сердца любви к Настасье. Дунай считает, что может стрелять так же точно, как Настасья. Он хочет повторить этот выстрел и, вопреки уговорам Настасьи, пускает стрелу из лука, которая не попадает в серебряное кольцо на голове Настасьи, а убивает её. Понимая, что он лишил себя жены и потомства, Дунай сводит счёты с жизнью, бросившись на меч, и погибает рядом с женой. Кровь Дуная рождает реку Дунай.

Мифологический мотив названия водоемов и географических объектов в честь людей демонстрирует архаичность образов и их легендарный статус.

См. также

Примечания

Литература

  • Былина "Дунай и Добрыня предлагают невесту великому князю Владимиру" рус. "Добрыня и Дунай сватают невесту князю Владимиру", http://www.byliny.ru/content/text/dobrynya-i-dunaj-svatajut-nevetu, русские былины, рус. "Русские Былины"  (рус.)
  • Иванов В.В., Топоров В.Н. «Мифологические географические названия как источник для реконструкции этногенеза и древнейшей истории славян», рус. "Мифологические географические названия как источник для реконструкции этногенеза и древнейшей истории славян" . 1976: 116 и далее.  (рус.)
  • Реки рус. "Реки", http://mifijslavyan.ru/stories4/161.htm Мифология славын,  (рус.)