Народный комиссариат авиационной промышленности СССР
| Народный комиссариат авиационной промышленности Союза Советских Социалистических Республик | |
|---|---|
| сокращённо — НКАП СССР, Наркомат авиапромышленности | |
| | |
| | |
| Общая информация | |
| Страна |
|
| Дата создания | 1939 года |
| Предшественники | Народный комиссариат оборонной промышленности СССР |
| Дата упразднения | 1946 года |
| Заменено на | Министерство авиационной промышленности СССР |
| Руководство | |
| Подчинено | Совет народных комиссаров Союза Советских Социалистических Республик |
| Начальник | См. список |
Народный комиссариат авиационной промышленности СССР (НКАП) — государственный орган СССР в ранге министерства, управлявший развитием авиационной промышленности СССР в 1939—1946 годах.
Главное управление авиационной промышленности НКТП
В ходе индустриализации СССР в январе 1932 г. был создан наркомат тяжелой промышленности (НКТП) во главе с Серго Орджоникидзе, в то время как руководство всей оборонной индустрией было сосредоточено в Главном военно-мобилизационном управлении этого же наркомата (ГВМУ). В состав ГВМУ входило и Всесоюзное объединение авиационной промышленности (ВОА)[1].
В 1934 г. ВОА (с 7 декабря того же года преобразовано в Главное управление авиационной промышленности — ГУАП) из ГВМУ перешло в непосредственное подчинение наркомата[1].
В 1936 г. ГУАП занимал одно из центральных мест в военной промышленности, входившей в систему НКТП. В его подчинении находилось 24 предприятия. Крупнейшим трестом ГУАП был самолётостроительный, а вторым по количеству предприятий — моторный[1].
История наркомата
11 января 1939 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «О разделении Наркомата Оборонной промышленности СССР» из Первого (самолётного) управления Наркомата оборонной промышленности СССР был образован Наркомат авиационной промышленности (НКАП) СССР[2].
Согласно Постановлению СНК СССР № 4С от 21 января 1939 г. к НКАПу отошли:[3]
- 1-е, 5-е, 10-е и 18-е Главные управления бывшего НКОП, которые обеспечивали производство самолётов, авиамоторов и авиаприборов с входящими в них предприятиями, трестами и конторами;
- строительные тресты № 18, 20, 30, 31, Оргоборонпром, Остехуправление;
- проектные институты № 1, № 5, № 10;
- учебные заведения:
- Московский, Казанский, Харьковский, Рыбинский авиационные институты, Новосибирский инженерно-строительный институт им. Куйбышева, Московский филиал Ленпромакадемии, Московский Авиационный Институт повышения квалификации ИТР и хозяйственников;
- 15 техникумов (Московские авиационный, авиационный при заводе № 24 и машиностроительный им. Орджоникидзе, Горьковский и Воронежский электро-радио, Владимирский механический, Жуковский авиационный техникум и др.);
- 2 рабфака (Московский авиационный и Пермский индустриальный);
- массовая сеть — 99 точек (ФЗУ и др.);
- техническая пропаганда в составе Постоянной авиационной выставки, Ленинградской авиационной выставки, Ленинградской радиовыставки, Кабинета обмена опытом по новой технике.
В сентябре 1939 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление «О реконструкции существующих и строительстве новых самолётных заводов». Оно предусматривало к концу 1941 г. увеличить производственные мощности авиазаводов более чем в полтора раза по сравнению с 1939 годом. Было решено построить 9 новых самолётостроительных заводов и реконструировать 9 действующих[4].
Новые капиталовложения в авиационную промышленность составили 1 миллиард 427 млн рублей, в его подчинении находилось 86 заводов, 9 НИИ и КБ, 5 трестов. Валовая продукция за год выросла с 3,877 млрд до 5,738 млрд рублей, количество занятых работников — с 216634 до 272629 человек[1].
15 марта 1946 года НКАП преобразован в Министерство авиационной промышленности СССР[5].
Руководство
| Каганович, Михаил Моисеевич | 11 января 1939 года | 10 января 1940 года |
| Шахурин, Алексей Иванович | 10 января 1940 года | 5 января 1946 года |
| Хруничев, Михаил Васильевич | 5 января 1946 года | 15 марта 1953 года |
См. также
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Степанов А.С., к.и.н., докторант кафедры новейшей истории России СПбГУ. Кланы в советском авиапроме в свете внутриполитической борьбы в СССР накануне и в начале Второй мировой войны // Аналитика. — РККА (электронный ресурс), 2005.
- ↑ Страницы истории Минавипрома СССР
- ↑ Кланы в советском авиапроме в свете внутриполитической борьбы в СССР накануне и в начале Второй мировой войны
- ↑ Симонов Н. С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920-1950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление.
- ↑ Закон от 15 марта 1946 года. «О преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР и Советов Народных Комиссаров союзных и автономных республик — в Советы Министров союзных и автономных республик» // Ведомости Верховного Совета СССР. — 1946. — № 10.