Надьканижа
Город | |
Надьканижа | |
---|---|
Nagykanizsa | |
![]() | |
46°27′22″ с. ш. 16°59′49″ в. д.HGЯO | |
Страна |
|
Медье | Зала |
Мэр | Ласло Балог (Balogh László) |
История и география | |
Первое упоминание | 1245 |
Часовой пояс | UTC+1:00, летом UTC+2:00 |
Официальный язык | венгерский * |
|
На́дьканижа (венг. Nagykanizsa, хорв. Kaniža) — город на юго-западе Венгрии, в медье Зала. Население — 48 664[1] человека (на 1 января 2014 г.). Важный промышленный центр, железнодорожный узел.
География и транспорт
Город расположен в 210 километрах к юго-западу от Будапешта и в 40 километрах от южной оконечности озера Балатон. В 15 километрах от города проходит граница с Хорватией. Через город протекает небольшая речка Канижа, приток Залы (бассейн Балатона). Надьканижа стоит на автомобильной и железнодорожной магистрали Будапешт — Загреб, причём в Надьканиже они расходятся — автомобильное шоссе идёт на столицу Хорватии через Чаковец и Вараждин, а железная дорога через Копривницу и Крижевцы. Другие автомобильные дороги ведут из Надьканижи в Капошвар и Залаэгерсег. Время пути на поезде до Будапешта — 4 часа.
В 30 километрах к северо-востоку от города расположен международный аэропорт Балатон-Шармеллек.
История
Название «Канижа» славянского происхождения, означает «княжеский». Впервые это имя упомянуто в документах в 1245 году. В XIII веке здесь был построен укреплённый замок.
В 1571 году город оккупирован турками. В 1601 году австрийская армия предприняла попытку отвоевать город, однако полуторамесячная осада не привела к успеху, турки отбили все атаки. Освобождён город был вместе с остальной Венгрией в конце XVII века. Обезлюдевшую территорию заселяли колонисты из Германии, Сербии и Хорватии, что привело к мультиэтническому составу населения города.
После поражения турок Надьканижа потеряла своё военное значение, однако быстро начала развиваться, как транспортный узел на пересечении торговых маршрутов, соединяющих Адриатическое побережье с Будапештом и Веной.
В 1765 году в городе открыта школа пиаров. В 1860 году через город прошла железная дорога, связавшая крупнейший адриатический порт Риеку с Будапештом и Веной, что способствовало дальнейшему развитию города.
В конце XIX века также быстро развивается промышленность — пивоварение, переработка молока, другие направления пищевой промышленности; а также производство изделий из стекла и банковское дело. В 1895 году открыта экономическая школа.
Перекройка границ после Первой мировой войны нанесла удар по роли города, как торгового центра. Оживить экономику города помогло обнаружение в окрестностях месторождений нефти и газа, быстро превратившее Надьканижу в центр венгерской нефтеперерабатывающей промышленности.
После Второй мировой войны индустриализация города продолжалась. В 1965 году в городе построена фабрика по производству электротоваров, в настоящее время — фабрика источников света компании General Electric.
Экономика
Основа экономики города — пищевая промышленность (мукомольные фабрики), производство оборудования для нефтегазовой промышленности. Одним из крупнейших предприятий города является завод General Electric, производящий источники света.
-
Надьканижа, аэрофотосъёмка
-
Лодочное озеро и его окрестности, излюбленное место отдыха жителей города, Надьканижа.
-
Железный человек, вывеска бывшего магазина скобяных изделий на стене Дома Железного человека, Надьканижа
Население
2013 | 2014 | 2018 | 2019 | 2021 | 2022 | 2023 |
---|---|---|---|---|---|---|
49 070 | 48 664 | 46 866 | 46 649 | 45 428 | 43 228 | 43 188 |
Города-побратимы
Примечания
- ↑ Ежегодное издание «Административная Венгрия», Центральное Статистическое Бюро, 2014.
- ↑ Wikidata:Q14424. Дата обращения: 24 июля 2024