Надежда I

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Густав Климт
Надежда I. 1903 год
нем. Hoffnung I
Холст, масло. 181 × 67 см
Национальная галерея Канады, Оттава
инв. 16579

«Наде́жда I» (нем. Hoffnung I) — аллегорическая картина австрийского художника Густава Климта. Считается искусствоведами важной вехой в его творчестве, когда в аллегорических работах он впервые обратился к теме жизни и смерти и отношений между мужчиной и женщиной[1].

Как и многие другие в его творчестве, картина полна чувственного эротизма, воспевает женственность и является ярким воплощением философской идеи художника о женском начале мира, живописным гимном любви и плоти. Натуралистичность и откровенность художественного языка Климта шокировали его современников, которые сочли «Надежду» непристойной. Климт был вынужден снять её с ретроспективной выставки Сецессиона в 1903 году из-за вмешательства некоего чиновника, опасавшегося нового скандала после «факультетских картин»[2]. «Надежду I» долгое время скрывал за складными створками наподобие сакрального алтаря в своей частной коллекции управляющий Венскими мастерскими Фриц Верндорфер[3] и впервые участвовала в публичном показе лишь в 1909 году. В 1908 году Климт написал вторую «Надежду» в характерном для него «золотом стиле».

Внешним толчком к созданию полотна стала беременность одной из моделей Климта, женщины по имени Герма. Несмотря на её отказ работать моделью во время беременности, Климт всё равно приглашал её в свою мастерскую. Герма была вынуждена работать моделью, чтобы добыть пропитание для своей семьи и в конце концов согласилась позировать Климту. Художник, как само собой разумеющееся, использовал её затруднительное финансовое положение, чтобы написать девушку, у которой «зад намного прекрасней и интеллигентней, чем лица многих других»[4].

Картина проникнута глубокой лиричностью. На вытянутом в высоту полотне в профиль изображена обнажённая беременная женщина в пышном облаке огненно-рыжих кудрявых волос, сдерживаемом нежным венком цветов. Слегка наклонив голову вперёд, она внимательно и серьёзно смотрит на зрителя огромными выразительными глазами, её ладони плотно прижаты к груди над острым животом. Смещённая вправо фигура молодой женщины чётко выделяется на тёмном фоне полотна, который планировался изначально пейзажным[2]. Динамичный в драматично красных и синих оттенках фон картины с развевающимися орнаментальными полотнами противопоставляется постоянству и спокойствию терпеливого ожидания, которое излучает многозначительный взгляд будущей матери. Пугающий аллегорический фон картины с гримасами, масками и черепами, предположительно, символизирует у Климта угрозы, которым подвергается зародившаяся жизнь. Возможно, заменить фон картины художника заставила смерть его сына Отто Циммермана в сентябре 1902 года[2].

Примечания

  1. Фонд Климта: Allegorien der Gefahr (нем.)
  2. 2,0 2,1 2,2 Gustav Klimt 150 Jahre, 2012.
  3. Karez, Patrick: Gustav Klimt. Zeit und Leben des Wiener Künstlers Gustav Klimt, Wien 2015, Kindle-Edition, Position 10537.
  4. Fliedl, 1998.

Литература

  • Gottfried Fliedl. Hope // Gustav Klimt. The World in Female Form / English translation: Hugh Beyer. — Köln: Benedikt Taschen Verlag GmbH, 1998. — P. 126—139. — 240 p. — ISBN 3-8228-7213X.
  • Agnes Husslein-Arco, Alfred Weidinger (Hg.). Gustav Klimt im Belvedere – Vergangenheit und Gegenwart // Gustav Klimt 150 Jahre / [anlässlich der Jubiläumsausstellung 150 Jahre Gustav Klimt, Belvedere, Wien, 13. Juli 2012 bis 6. Jänner 2013]. — Wien: Belvedere, 2012. — S. 146. — 359 S. — ISBN 978-3-901508-92-9.