Лёв, Гертруда

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Гертруда Лёв

Гертруда Франциска София Лёв (нем. Gertrud Franziska Sophie Loew, в замужестве Эйслер фон Террамаре (нем. Eisler von Terramare) и Фельшёваньи (венг. Felsöványi); 16 ноября 1883, Вена — 1964, Калифорния) — дочь венского врача Антона Лёва, известная по портрету кисти Густава Климта 1902 года и связанной с ним истории «частной реституции» у вдовы кинорежиссёра Густава Учицки.

Биография

В 1882 году доктор Антон Лёв закрыл водолечебницу, основанную в середине XIX века ещё дедом Гертруды Генрихом Лёвом в венском пригороде Пуркерсдорф, и открыл неподалёку от семейного дома в Альзергрунде частную больницу «Санаторий Лёва». На земельном участке водолечебницы Лёвов в Пуркерсдорфе по заказу Виктора Цукеркандля и по проекту Йозефа Хоффмана был позднее отстроен вошедший в историю архитектуры Пуркерсдорфский санаторий[1]. К началу нового века доктор Лёв добился международного признания и удостоился многочисленных наград. В «Санатории Лёва», крупнейшей частной больнице Вены, лечились представители высших кругов, и доход от больницы обеспечивал Лёвам высокий уровень жизни. Антон Лёв увлекался сецессионистским искусством и в 1902 году к своему 55-летию заказал Густаву Климту, который был его пациентом, портрет 19-летней дочери стоимостью 10 тыс. крон[2][3]. Портрет был признан классическим образцом климтовских дамских портретов[2], а художественный критик и апологет Климта Людвиг Хевеши назвал этот портрет «самой душистой лирикой, на которую способна палитра»[4].

В 1903 году Гертруда Лёв вышла замуж за Иоганна Артура Эйслера фон Террамаре, кузена драматурга Георга Террамаре и совладельца консервного завода. Оформлением интерьеров в доме супругов Эйслер занимался Коломан Мозер, о чём подробно без упоминания имён хозяев рассказала Берта Цукеркандль в 12-м выпуске журнала «Декоративное искусство» за 1904 год[5][6][7]. Отдельные предметы мебели из этой обстановки хранятся в настоящее время в экспозициях Венского музея прикладного искусства, Музея Леопольда и в частных коллекциях[6]. После смерти отца в 1907 году Герта стала основным акционером предприятия и приняла на себя руководство больницей. Брак Эйслеров распался вскоре после смерти их двухлетней дочери Гертруды в 1911 году. Во второй брак Гертруда вступила в 1912 году с Элемером Фельшёваньи, у которого уже было двое детей от первого брака. Гертруда родила второму супругу дочь и двоих сыновей. Второй муж Гертруды умер в 1923 году.

«Частная реституция»

Густав Климт. Портрет Гертруды Лёв. 1902

После аншлюса Австрии в 1938 году Гертруда была вынуждена оставить «Санаторий Лёва», а в 1939 году — выехать в США. Подробная оценочная опись имущества Фельшёваньи, составленная после аншлюса Австрии для официальной регистрации, не сохранилась. Известно, что в общем картины в собственности Фельшёваньи были оценены тогда в 30 тыс. рейхсмарок, антиквариат и гобелены — в 18 тыс. рейхсмарок. В ноябре 1938 года Герта Фельшёваньи передала на хранение в венскую галерею Святого Луки два портрета четы Вернер работы Вальдмюллера, одну картину Лукаса Кранаха и одну картину фламандских мастеров на религиозную тему. Два портрета Вальдмюллера венская галерея Вольфрум продала Австрийской галерее в мае 1939 года, вскоре после выезда Гертруды из страны. В их выдаче наследникам Гертруды было отказано дважды: в 1952 и 2001 годах[8]. И только в 2019 году комиссия по реституции дала свою рекомендацию вернуть портреты Вальдмюллера наследникам Гертруды Лёв[9]. По словам сына Гертруды Энтони Фельшёваньи, портрет Гертруды Лёв и пять рисунков Густава Климта до 1939 года находились в собственности семьи. В марте 1941 года эти фактически украденные у Лёвов произведения искусства были приобретены кинорежиссёром Густава Учицки, незаконнорождённым сыном художника, а после его смерти в 1961 году перешли по наследству вдове Урсуле Учицки[4]. Гертруда Фельшёваньи умерла в 1964 году в Калифорнии. Её сын Энтони вспоминал, что в 1960-е годы ему предлагали выкупить портрет Гертруды Лёв, но у него не было для этого финансовых возможностей[8]. Благодаря расследованиям судеб украденных произведений искусства, проведённых журналистом Хубертусом Чернином в конце 1990-х годов, тёмная история художественной коллекции Густава Учицки получила огласку, но Урсула Учицки долгое время продолжала игнорировать требования Энтони Фельшёваньи вернуть портрет и рисунки, некогда принадлежавшие его матери. К Урсуле Учицки поступали требования о реституции произведений Густава Климта и от других наследников еврейских коллекционеров Климта, подвергшихся преследованиям в Третьем рейхе.

В 2013 году 91-летняя Урсула Учицки наконец решилась продать при посредничестве руководства Музея Леопольда и аукционного дома «Сотбис» картину Густава Климта «Водяные змеи II» в частные руки, чтобы в порядке так называемой «частной реституции» урегулировать вопрос её собственности с наследниками Дженни Штайнер. На средства, вырученные от продажи картины, Учицки основала фонд «Густав Климт — Вена 1900», в который помимо прочего внесла также портрет Гертруды Лёв и пять рисунков, на которые претендовал Энтони Фельшёваньи. Он умер в октябре 2013 года в возрасте 98 лет[10], так и не сумев вернуть себе портрет матери[11]. По заказу фонда в 2014 году в отношении портрета Гертруды Лёв комиссия под председательством видного юриста Клеменса Яблонера провела экспертизу провенанса, которая установила, что картина подлежала бы реституции семье Фельшёваньи, если бы она находилась в собственности государства[12]. В стремлении очистить имидж Густава Учицки от «коричневых» пятен Фонд Климта объявил, что намеревается урегулировать спор справедливым образом[13]. 24 июня 2015 года портрет Гертруды Лёв в течение 14-минутных торгов[14] был продан на аукционе «Сотбис»[15] за 22 млн фунтов (34,7 млн евро), выручка была поделена пополам между фондом и наследниками Фельшёваньи, которые планировали вложить полученные средства в социальные проекты[16]. По данным газеты Der Standard, портрет Гертруды Лёв приобрёл британский миллионер еврейского происхождения Джо Льюис, который хранит его на своей яхте «Авива», обычно стоящей на якоре на Темзе[17][18][19]. За пять из шести рисунков, некогда принадлежавших Гертруде Лёв, наследникам пришлось выплатить фонду половину их стоимости[20].

Примечания

  1. purkersdorf-online.at: Sanatorium Purkersdorf Архивная копия от 12 апреля 2021 на Wayback Machine (нем.)
  2. 2,0 2,1 Horncastle/Weidinger, 2018, Die Frau als Ornament, S. 115.
  3. Horncastle/Weidinger, 2018, Klimt-Ausstellungen ohne Klimt, S. 247.
  4. 4,0 4,1 Horncastle/Weidinger, 2018, Kunst und Antisemitismus, S. 202.
  5. Koloman Moser, in: Dekorative Kunst, illustrierte Zeitschrift für angewandte Kunst, Band 12, 1903 / 1904, München 1904, S. 329 ff.. Дата обращения: 27 ноября 2020. Архивировано 22 декабря 2017 года.
  6. 6,0 6,1 Der Standard: Kolo Moser: Wohnen anno 1903 (нем.)
  7. Der Stadard: Trockenübung am Attersee Архивная копия от 7 декабря 2020 на Wayback Machine (нем.)
  8. 8,0 8,1 Sophie Lillie: Was einmal war — Handbuch der enteigneten Kunstsammlungen Wiens, Czernin Verlag, Wien 2003, ISBN 978-3-7076-0049-0, S. 356 ff. Архивная копия от 8 декабря 2020 на Wayback Machine (нем.)
  9. Der Standard: Vergessene Sammlerlegende Anton Loew Архивная копия от 26 февраля 2021 на Wayback Machine (нем.)
  10. findagrave.com. Дата обращения: 28 ноября 2020. Архивировано 6 декабря 2020 года.
  11. Handelsblatt: Versteigerung nach langem Einigungsprozess (нем.)
  12. kurier.at: Erforschung des «Bildnis Gertrud Loew» abgeschlossen Архивная копия от 9 декабря 2020 на Wayback Machine (нем.)
  13. Der Standard: Klimt-Foundation und Erben einigen sich über «Bildnis Gertrud Loew». Дата обращения: 28 ноября 2020. Архивировано 11 декабря 2020 года.
  14. Wiener Zeitung: Meisterwerke unter dem Hammer (нем.)
  15. sothebys.com (англ.)
  16. Der Standard: Auktion in London: Knapp 35 Millionen Euro für Klimts «Gertrude Loew» Архивная копия от 6 декабря 2020 на Wayback Machine (нем.)
  17. Der Standard: Klimt-Porträt: Vom Auktionssaal auf die Yacht eines Milliardärs Архивная копия от 8 декабря 2020 на Wayback Machine (нем.)
  18. artnet.com: Buyer of $39 Million Klimt Painting Revealed as British Billionaire Joe Lewis Архивная копия от 7 ноября 2020 на Wayback Machine (англ.)
  19. В коллекции Джо Льюиса находится также портрет Рии Мунк III работы Густава Климта.
  20. Der Standard: Die andere Definition von schön Архивная копия от 10 декабря 2020 на Wayback Machine (нем.)

Литература